Вячеслав Пешкин
Пленэр — как процесс воспитания обучающихся
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый год, в конце учебного года, в мае месяце,я со своими воспитанниками выходим, выезжаем на Пленэр.
Пленэр - французское слово, буквально - открытый воздух, термин, обозначающий передачу в картине всего богатства изменений цвета, обусловленных воздействием солнечного света и окружающей атмосферы. Пленэрная живопись сложилась в результате работы художников на открытом воздухе (а не в мастерской, на основе непосредственного изучения натуры в условиях естественного освещения, с целью возможно более полного воспроизведения ее реального облика.
Публикация «Пленэр — как процесс воспитания обучающихся» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Пленэр, рисование на улице
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Пленэр должен являться очень важной, неотъемлемой частью обучения и воспитания юных художников.
Чтобы углубить и развить наши достижения, работая в помещении студии над натюрмортами, копиями, иллюстрациями я избрал форму пленэра, ведь пленэр – это наиболее сложная и интересная форма познания окружающего мира, где наиболее интенсивно происходит работа над сопереживанием увиденного в природе Образа.
Но без определенной подготовки, не пройдя азы рисунка, живописи, композиции в учебной мастерской выходить на пленэр опасно с технической и психологической стороны. Все дело в том, что в природе все очень быстро меняется и поэтому здесь надо много чего уметь…
Поэтому Пленэр я провожу с ребятами второго, третьего и четвертого годов обучения.
Нам повезло, что мы живем во Владимире. Мы постоянно сталкиваемся со стариной – Золотые ворота, Успенский и Дмитриевский соборы и т. д.
Среди множества задач, перед своими воспитанниками, одну из главныхя ставлю – Воспитательную :
- Воспитание любви к малой Родине.
- - расширение кругозора, знакомство с творчеством художников;
- воспитание художественного вкуса.
Одно дело, когда работа проходит по фотографии. Другое дело – с натуры на Пленэре.
Рисовали Дмитриевский собор - сколько там рельефов белокаменной резьбы! Восхищались мастерству наших зодчих! Обсуждали: сколько умений, навыков, опыта и терпения нужно, чтобы создать такие гениальные шедевры!
Минусы и плюсы пленэрной работы :
К плюсам пленэрной живописи относятся :
1. Учимся сопереживать и материализовывать на бумаге видимую и изменяющуюся натуру.
2. Учимся работать в предлагаемых обстоятельствах, следуя естественному освещению.
3. Изучение ландшафта и памятников архитектуры родного края.
К минусам пленэрной живописи относятся :
1. Не всегда хорошие погодные явления.
2. У большинства учащихся нет профессионального оборудования для пленэра, что усложняет их работу.
Развитие способности наблюдать и изучать жизнь, отбирать в ней типичное, характерное, достойное для отражения в искусстве,
развитие художественного творческого мышления, творческого воображения и активности учащихся;
Обучение навыку вести работу последовательно, от возникновения замысла до его воплощения в разработанном эскизе, творчески используя при этом натуральный материал;
- усвоение теоретических знаний и практического умения использовать закономерности, правила, приемы и средства композиционной и живописно - пластической выразительности;
- умение применения полученных знаний и умений в самостоятельной изобразительной деятельности.
Закрепление теоретических знаний композиции и перспективы, тонально - цветового восприятия, умения работать в технике акварели, умения передавать состояние природы в определенное время.
Методика обучения рисованию на пленэре в условиях предполагает два этапа: репродуктивный, творческий. Каждый из них, направлен на решение определенной задачи. На первом этапе идёт формирование у учащихся представлений о специфике рисования на пленэре путем освоения способов изображения предметов, передачи тонально-цветового и композиционно-перспективного соотношений. На втором этапе - идет развитие представлений об особенностях рисования на пленэре, через овладение умениями и навыками работы гуашью, акварелью и развивается самоанализ. Происходит изучение способов рисования на пленэре, и выражение личного отношения к результату собственной деятельности, а также развитие представления школьников о живописи на пленэре в условиях самостоятельного творческого использования приемов и способов рисования. Для обогащения художественного потенциала планируется выход в музеи, выставки, посещение творческих мастерских художников.
Результат очень хороший, можно видеть на экране. На этих работах можно заметить намечающееся более живое композиционное, цветовое и тональное решение. Наши дальнейшие планы по программе -копирование известных пейзажных картин классиков.
В процессе овладения навыками рисования пейзажа на пленэре, учащиеся закрепляют теоретические знания основ станковой композиции и перспективы. В ходе работы на пленэре учащиеся расширяют кругозор, повышают эстетические качества и художественный вкус, а самое главное - учатся творчески мыслить, работать, используя различные техники и приёмы в работе, находят тонально-цветовое решение, светотень, перспективу.
Работа на пленэре способствует развитию творческого мышления, фантазии, наблюдательности, мелкой моторики, усидчивости, трудолюбия, умения самостоятельно мыслить, дают более глубокие знания и умения в изобразительном искусстве. Изучение художественного творчества нашего народа прививает учащимся любовь к Родине, уважение к людям, их труду, развивает интерес к истории искусств нашей страны, родного края и мировой истории искусств.
Леонардо да Винчи говорил: «И поистине, живопись – наука и законная дочь природы, ибо она порождена природой; но, чтобы выразиться правильнее, мы скажем: внучка природы, так как все видимые вещи были порождены природой и от этих вещей родилась живопись. Поэтому мы справедливо будем называть ее внучкой природы и родственницей Бога».