Зинаида Плющева
Плавание как средство укрепления здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
Все родители мечтают видеть своих детей здоровыми, физически и духовно красивыми. Об этом необходимо позаботиться с первых дней жизни ребенка. Каждый день, купая малыша, необходимо помнить о большом значении водных процедур для человека на протяжении всей жизни. Очень важны положительные эмоции, хорошее настроение, доброжелательное отношение к ребенку, находящемуся в воде. Если согласиться с мнением, что вода является неким носителем информации, то ее можно рассматривать, как возможность общения на определенном энергетическом уровне.
Публикация «Плавание как средство укрепления здоровья» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Плавание, бассейн в детском саду
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Плавание является одним из важнейших звеньев в воспитании ребенка и содействует разностороннему физическому развитию, стимулирует деятельность нервной, сердечно - сосудистой и дыхательной систем, значительно расширяет возможности опорно-двигательного аппарата, является одним из лучших средств закаливания детского организма, а также наиболее эффективным средством профилактики и коррекции нарушения осанки При плавании решается несколько групп задач, позволяющих осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к профилактике нарушения осанки. 1-я группа – лечебные задачи:
• Разгрузка позвоночника;
• Укрепление мышечного корсета;
• Формирование правильной осанки;
• Коррекция плоскостопия.
2-я группа – коррекционно – развивающие задачи:
• Развитие двигательной активности;
• Выработка двигательных навыков и совершенствование двигательных способностей;
• Развитие силовой выносливости мышц.
3-я группа– образовательные задачи:
• Формирование теоретических и практических основ освоения водного пространства;
• Обучение техническим приемам плавания.
4-я группа – валеологические задачи:
• Овладение правилами безопасного поведения на воде;
• Формирование умений определять собственное плохое самочувствие и оказывать первую помощь на воде другим людям;
• Выработка гигиенических навыков;
• Выработка привычек здорового образа жизни.
5-я группа – психологические задачи:
• Улучшение эмоционального состояния;
• Снятие психологической напряженности;
• Развитие коммуникативных навыков.
Как влияют занятия плаванием на опорно-двигательный аппарат? В дошкольном возрасте активно развивается позвоночник ребенка. Химический состав и строение связочного аппарата и межпозвоночных дисков обуславливают его высокую эластичность и подвижность. Правильное и своевременное укрепление костной системы позволит избежать искривления позвоночника. Формирование скелета у детей тесно связано с развитием мышечной системы. Мускулатура ребенка также как и его скелет несовершенна. Скорректировать равномерное развитие мышечной системы у детей можно в ходе занятий плаванием, во время которого в работу вовлекаются все основные группы мышц. Следует отметить, что выполнение упражнений в более плотной, чем воздух, водной среде требует больших усилий, в связи с чем, тренировка мышц и всех систем организма происходит более интенсивно. В воде уменьшается статическое напряжение тела, снижается нагрузка на еще не окрепший и податливый детский позвоночник. Упражнения выполняются в основном в горизонтальном положении, то есть в положении максимальной разгрузки позвоночника, позвоночник принудительно выпрямляется, мышцы ног и рук ритмично напрягаются и расслабляются. На занятиях много используется упражнений на вытяжение. На разминке: ходьба с вытянутыми руками, упражнения с гимнастическими палками. В воде: упражнения на скольжение (стрела на груди, стрела на спине, лодка и т. д.). При любых движениях в воде руки принимают в них активное участие. Особенно это характерно для плавания стилем кроль, при котором попеременные движения рук в воде и над водой увеличивают гибкость позвоночника. Плавание брассом рекомендуется при всех типах нарушения осанки, так как движения эти симметричны и выполняются в одной плоскости, что исключает колебания позвоночника. Плавание брассом руками способствует улучшению дыхательной функции, укреплению мышц грудной клетки, плечевого пояса, спины. Давление воды на грудную клетку увеличивает напряжение дыхательных мышц при их сокращении и тем самым отлично развивает эти мышцы. Глубокое дыхание предупреждает деформацию грудной клетки. При плавании брассом ногами, активно участвует сгибательная, разгибательная, отводящая и приводящая мускулатура нижних конечностей, что способствует укреплению мышечного корсета в целом. На занятиях дети обучаются различным способам плавания : кроль, брасс, дельфин, плавание на спине. Все эти способы увеличивают подвижность и гибкость позвоночника. Конечно, не каждый ребенок осваивает все способы плавания. У кого-то лучше получается брасс, у кого-то дельфин, но все они стараются. Самое главное, что они преодолеют свой страх перед водной средой. Научатся держаться на воде, а это уже много, и в опасной ситуации это умение поможет спасти им жизнь. Сколько эмоций, радости испытывают дети, когда освоят какой – либо вид плавания. Кроме этого занятия плаванием положительно влияют на закаливание детского организма: совершенствуется механизм терморегуляции, повышается иммунитет, улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды, повышается общий тонус организма, а ведь здоровый и активный ребенок с удовольствием познает мир, хорошо обучается, быстро восстанавливается.
Комплекс упражнений в бассейне для укрепления осанки
1. И. п. руки с гимнастической палкой вверх.
Ходьба обычная, на носках,
2. И. п. гимнастическая палка на плечах
Ходьба на пятках.
3. .И. п. гимнастическая палка прижата к груди
Поднимание рук вверх с прогибанием
4. И. п. гимнастическая палка на плечах
Наклоны в сторон
5. И. п. гимнастическая палка на плечах
Повороты в сторону
6. И. п. гимнастическая палка прижата к груди
Наклоны вперед
7. И. п. гимнастическая палка прижата к груди
Приседание, опуская палку вниз
8. Отгадайте – ка загадку
Встали дети по порядку
Натянули тетиву
Запустили мы …стрелу.
(Упражнение «Стрела»)
9. А вот – посмотрите! – сияет на дне
Улыбкой волшебною мне и тебе
И дарит пять лучиков светлых всегда
Красавица моря – морская (звезда)
(Упражнение «Звезда»)
10. У него спиралькой хвост,
Маленькой свистулькой нос
Ярок – словно огонек
Вестник – друг Морской (конек)
(Упражнение «Поплавок»)
11. Страшная, зубастая
Хищница опасная
В море синем шмыг да шмыг
Все подряд глотает вмиг (акула)
(Упражнение «Торпеда»)
12. Как огромный пароход
В море синем он плывет
Радостно фонтан пускает
Рыбок в брызгах струй катает
Сердцем всем друзьям открыт
Добродушный Синий (кит)
(Плавание на спине)