Долгова Елена Игоревна
Пластинография в работе с детьми РАС
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей Пластилинография для детей с РАС — творчество и развитие. Мастер-класс Подготовили: Долгова Е. И
Слайд 1
Консультация для родителей Пластилинография для детей с РАС — творчество и развитие. Мастер-класс Подготовили: Долгова Е. И
Слайд 2
Арт – терапия – (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение)представляет собой методику лечения при помощи художественного творчества. Арт -терапия сегодня по праву считается одним из наиболее эффективных методов, используемых психологами и педагогами во время занятий с детьми. Этот метод рассматривается как инструмент помощи, способствующей формированию личности, а также реализацией на практике таких функций социализации личности,как адаптационная, коррекционная, регулятивная, профилактическая.
Публикация «Пластинография в работе с детьми РАС» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Цель арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ :
гармоничное развитие ребенка через формирование
способности самовыражения, познания окружающего
мира (все это способствует его социальной
адаптации).
Задачи арт-терапии:
Дать выход агрессивности и другим негативным чувствам социально
приемлемым способом (творческая работа является наиболее простым
и безопасным способом снять напряжение).
Корректировать личностное развитие.
Развивать положительную эмоционально-волевую сферу ребенка.
Проработать мысли и чувства ребенка.
Консультация для родителей Пластилинография для детей с РАС — творчество и развитие. Мастер-класс Подготовили: Долгова Е. И Кобзева АННА Николаевна
Слайд 3
ВИДЫ АРТ-ТЕРАПИИ:
Изотерапия Сказкотерапия
Музыкотерапия Драматерапия
Игротерапия Песочная терапия
Коллаж Оригами
Цветотерапия Работа с глиной
Библиотерапия И конечно же пластинография
Работа с пластилином – занятие не только интересное, но и чрезвычайно полезное для детей дошкольного возраста с ОВЗ. Этот пластичный материал предоставляет прекрасную возможность для развития творчества и фантазии, тонкой моторики пальцев рук, а также усвоения ребенком практических навыков изготовления поделок. Пластилин мягок, пластичен, имеет много цветов и оттенков, его можно многократно использовать.
Слайд 4
Пластилинография относится к нетрадиционным художественным техникам, она заключается в рисовании пластилином на картоне или любой другой плотной основе. Фон и персонажи изображаются не с помощью рисования, а с помощью вылепливания, при этом объекты могут быть более или менее выпуклыми, рельефными. Допускается включение дополнительных материалов – бисера, бусинок, природного и бросового материалов. Работа с пластилином, сам процесс лепки помогают ребенку выразить эмоции, свое видение окружающего мира и свое отношение к нему, сформировать эстетический вкус, развить гибкость, координацию, мелкую моторику пальцев (что в свою очередь способствует речевому развитию) .
Слайд 5
Использование лепки на занятиях:
1. Формирует мотивацию к совместной деятельности со взрослым. (т. е. для привлечения ребенка к совместной деятельности педагог использует различные действия, опираясь на интересы ребенка и уровень его развития. Кому-то из детей больше нравится мять пластилин, кто-то любит придавать ему форму); (слайд 4)
2. Развивает социальное взаимодействие. (В своей работе педагог стремится к тому, чтобы фрагментарное включение ребенка переросло в устойчивую совместную деятельность. Если ребенок готов активно обращать внимание на взрослого, участвовать в совместной деятельности, можно перейти к лепке объемных фигурок. Опыт показал, что с большим интересом дети включаются в лепку и лепят фигурки животных, птиц, овощи, фрукты, игрушки, посуду и др. При этом стоит отметить больший интерес к объемным фигурам по сравнению с плоскостными); (слайд 5)
3. Дает возможности для сенсомоторного развития, развития зрительно-моторной координации (Во время работы над объемными объектами, дети с помощью различных анализаторов изучают сразу несколько их характерных особенностей, уточняя определенные детали, осмысливая основные качества, ведь их не только можно увидеть, но и ощутить тактильно, что закрепляет эффект верного восприятия);
4. Формирует стереотип учебного поведения на основе интереса ребенка к лепке;
5. Развивает познавательную и продуктивную деятельность;
6. Развивает творческое мышление и творческую активность, воображение;
7. Развивает речь ребенка.
Применяемые в работе манипуляции и действия с пластилином зависят от развития у ребенка способности взаимодействовать.
1. Установление эмоционального контакта. Педагог может начать общение, основываясь на повышенном интересе ребенка к этому занятию.
2. Наблюдение. Сначала ребенок просто смотрит за тем, как лепит взрослый. При этом, если может, ребенок принимает минимальное участие, выбирая тему для лепки, пластилин. И наоборот: педагог может только наблюдать за манипуляциями ребенка с пластилином.
3. Включение. Педагог постепенно предлагает ребенку все больше участвовать в лепке, присоединяясь к его работе : разминать пластилин, скатывать отдельные детали, прикреплять их к фигурке. Ребенок постепенно начинает вовлекаться в совместную деятельность.
4. Расширение словарного запаса. Ребенок получает представление о новых понятиях, актуализируется его словарный запас. Лепка какого-либо предмета начинается с рассматривания самого предмета, его фотографии или рисунка. При помощи педагога ребенок выделяет основные части предмета. Одновременно обсуждаются или озвучиваются цвет, форма частей предмета. При этом актуализируется имеющийся у ребенка словарный запас, и ребенок узнает новые понятия.
5. Формирование умения выполнять инструкции. Многим детям с аутистическими расстройствами легче вступать в диалог не напрямую с собеседником, а опосредованно через, например, куклу. Все инструкции идут как бы через схематический рисунок, куклу. А так как дети с РАС имеют склонность к схематизации, то подобный вид взаимодействия не вызывает у них сопротивления. Не взрослый, а рисунок или кукла «говорит», что нужно слепить и в какой последовательности.
6. Развитие связной речи. Когда ребенок с удовольствием включается в деятельность со взрослым и не проявляет признаков негативизма, можно переходить к лепке предметов, входящих в изучаемые лексические темы. При достаточном развитии фразовой речи можно составлять с ребенком предложения на тему вылепленной фигурки.
7. Развитие мелкой моторики ребенка. Начинать лепку предметов и фигурок лучше с крупных частей, постепенно переходя к мелким.
8. Развитие у ребенка умения играть. После выполнения работы обязательным условием является простейшая драматизация с участием вылепленной фигурки или предмета: можно «покормить» животное, слепив для него любимую еду, «налить» в вылепленную чашку воды и напоить куклу и «подвести» ее к животному.
После занятия поделки из пластилина демонстрируются маме, папе, приносятся домой, где им отводится почетное место. То есть родные различными способами стараются показать ребенку, что плоды труда ребенка для семьи имеют большое значение. Тем самым ребенок получает положительную обратную связь, и у него появляется желание повторить эту деятельность снова.
Слайд 6
МАСТЕР-КЛАСС «Волшебная рыбка» С использованием нетрадиционной техники – пластелинография.
Слайд 7
Для работы нам понадобится : Пластилин Досточка для работы с пластилином Лист картона Карандаши Ножницы Ракушки Салфетки Фартук
Слайд 8
Приступим к работе Этап 1 1. Рисуем рыбку на картоне 2. Вырезаем
Слайд 9
Приступим к работе Этап 2 1. Отрываем от пластилина кусочек 2. Разогреваем 3. Растягиваем по картону 4. Повторяем пункт 1,2,3
Слайд 10
Приступим к работе Этап 3 1. Подготовленные ракушки выкладываем на основу из пластилина. 2. Красками можно украсить чешую рыбки.
Слайд 11
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ