Ольга Иргизцева
Пластилинография «Разные деревья»
▼ Скачать + Заказать документы
Пластилинография «Разные деревья».
Программное содержание:
1. Сформировать представление о многообразии растительного мира.
2. Вызвать у детей эмоциональное, радостное отношение к яркой осенней природе средствами художественного слова, музыки, произведений живописи.
3. Учить передавать в работе характерные особенности внешнего строения разных деревьев посредством пластилинографии.
4. Продолжить знакомить детей со средствами выразительности в художественной деятельности: цвет, материал, композиция.
Публикация «Пластилинография „Разные деревья“» размещена в разделах
- Бросовый материал. Лепка
- Деревья и кустарники
- Лепка. Техники работы с пластилином
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2017
5. Учить использовать для работы разнофактурный материал.
6. Развивать эстетический вкус.
7. Воспитывать познавательный интерес к природе.
Материал для НОД:
- плотный картон белого цвета;
- набор пластилина;
- стека;
- салфетка для рук;
- иллюстрации с изображением разных деревьев, репродукции картин художников по теме.
Ход НОД:
I.Организационный момент.
Педагог предлагает детям загадку:
Утром мы во двор идём –
Листья сыплются дождём.
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.
День всё больше убывает,
Когда это бывает?
Дети :(Осенью).
Педагог:Верно. Такие признаки характерны для осени.
II.Основная часть.
Сегодня ко мне на окно прилетела птичка из леса,я насыпала ей зёрен, и в знак благодарности она рассказала мне одну удивительную историю, которую я вам предлагаю сейчас послушать.
Однажды на лесную полянку ветер занёс семечко ели, и оно упало между берёзой и клёном. Летние дожди обильно поливали, а солнышко грело землю, где лежало семя. И в один из летних дней на этом месте появился росток зелёного цвета с мягкими иголочками на веточках. Это была маленькая ёлочка. И хотя её корешки прочно укрепились в почве,но уж слишком она была беззащитна перед миром, её окружающим. Лесные звери так и норовили схватить ёлочку за её зелёную макушку; озорник- ветер пригибал малышку низко к земле, а солнце нещадно обжигало нежные веточки.
Рядом стоящие берёза и клён пожалели бедный росток и принялись опекать ёлочку, как любящие родители. Берёзка своей густой листвой прикрывала её от солнечных ожогов летом, осенью засыпала листвой вместо одеяла, зимой склонялась над ней и защищала от стужи, а в весеннее время умывала и поила названную дочку сладким берёзовым соком.
Стоящий с другой стороны могучий клён закрывал малютку своим стволом от сильного ветра.
Окружённая лаской и заботой, ёлочка стала крепнуть и расти и вскоре превратилась в стройную красавицу- ель. Теперь она стояла, возвышаясь над клёном и березой, которые от времени постарели и не были уже такими сильными, как раньше. А ёлочка теперь сама заботилась о них.
Корни ёлочки со временем оплели корни берёзы и клёна, что помогало старикам удержаться во время ураганов. В жаркое лето ель обнимала их за плечи и прятала в свою тень, а зимой согревала мохнатыми веточками. Спасала от голодных зайцев, которые пытались ободрать кору на беззащитных деревьях, бросая в них шишки. \
Так они и стоят, обнявшись, друг с другом, и никакая природная стихия не может их разлучить.
Педагог: Где случилась эта удивительная история?
Дети: В лесу.
Педагог: Правильно. А что такое лес?
Дети: Лес-это деревья.
Педагог: Верно. Лес-это место в разных уголках нашей планеты, где растёт множество деревьев на большом пространстве. Есть леса, где растут одни лишь сосны. Как вы думаете, как называется такой лес?
Дети: Сосновый.
Педагог: Да, это сосновый бор. Сосна-это прочное, жизнестойкое дерево. Она не боится ни морозов, ни жары. Боится лишь темноты. Ей нужно много света и солнца. В шишках сосны – семена, которые зимой спасают птиц от голода. Воздух в сосновых лесах чист, в нём практически нет микробов.
Педагог: Как называется лес, в котором растут одни ёлочки?
Дети: Еловый.
Педагог: Так его чаще называют ельником. В еловом лесу всегда стоит полумрак и тишина. Ель очень нужное дерево. Из него люди делают строительный материал, бумагу, целлофан, музыкальные инструменты, разные лекарства. А ещё в зарослях любят селиться лесные птицы и распевать песни. Вы бы хотели их услышать?
Звучит аудиозапись «Волшебные голоса природы».
Дети, а кто из вас знает название леса, где растут одни берёзки?
Дети: берёзовый лес.
Педагог: Или берёзовая роща. Хорошо бродить по берёзовой роще. В ней много света, воздух прозрачен и чист. Берёза- единственное в мире дерево с белой корой.
Многие поэты признавались в любви русской берё зке в стихах:
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочком в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
Люблю её нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
(А. Прокофьев).
А как можно назвать лес, в котором могучие дубы?
Дети: дубовые леса.
Педагог: Правильное название такого леса – это дубрава. Дубы-свободолюбивые деревья.
Они даже растут друг от друга на расстоянии. Под самим деревом- тень от раскидистой кроны, а на полянках между свет. Птицам и зверям в дубраве раздолье. Под могучие дубы поесть вкусных желудей приходят кабаны. Дубы – долгожители, некоторые из них живут 200, а то и более лет.
- Дети, а как вы думаете, какое название может иметь лес, в котором могут расти разные деревья?
Дети: Разный лес.
Педагог: Это смешанный лес. В таком лесу могут расти рядом друг с другом разные деревья : с сосной - береза, с елью - осина, встречаются и липы, и дубы, и клёны.
Подумайте и скажите, что объединяет все ранее названные леса? Что между ними общего?
Дети: Во всех лесах растут деревья.
Педагог: Верно, в каждом из них есть все: и деревья, и грибы, и цветы, и птицы, и животные. Это все и есть лес.
Вы немного засиделись, поэтому я вам предлагаю прогулку по лесу.
III.Физминука.
Выросли деревья в поле
Хорошо расти на воле.
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется.
На холме стоит рябинка,
Держит прямо, ровно спинку.
На полянку дуб зелёный
Потянулся к небу кроной.
Сильный ветер сосны крутит,
Словно самый тонкий прутик.
Ёлки ветер клонит тоже,
Мы с тобой на них похожи.
На поляне кедр могучий
Задевает кроной тучи.
Рядом с ним растёт сосна,
К небу тянется она.
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
А в лесу растёт черника,
Земляника, голубика.
Чтобы ягоды сорвать,
Надо глубже приседать.
Нагулялись мы с тобой,
Корзинку с ягодой несём.
Отдохнуть мы все успели,
За столы мы снова сели.
IV.Практическая часть.
Многие художники свои картины посвятили лесу. И. Шишкин написал «Зимний лес», «Лесные дали», знаменитое «Утро в сосновом лесу» ,А. Куинджи и Левитан «Берёзовую рощу» и многие другие. Сегодня вам предстоит изобразить деревья в смешанном лесу при помощи пластилина.
Этапы выполнения работы.
1. Уточнить строение изображаемых деревьев.
-У клёна- прямой ствол, веточки по обе стороны ствола с уклоном влево и вправо тянутся наверх.
- У ёлочки- прямой ствол, веточки растут от нижнего ствола до самого верха, внизу- самые длинные, вверху- самые короткие.
2.Ёлочка. Раскатать колбаску из пластилина коричневого цвета – ствол, прижать её к основе посередине: слегка вверху, расплющив внизу. Накатать несколько зелёных колбасок и, сгибая каждую уголком, расположить на стволе дерева снизу вверх, начиная с длинных веточек, расплющить, стекой распушить нижнюю часть веточек.
3. Клён. Сделать и закрепить ствол. Веточки из тонких колбасок крепятся парно по обе стороны ствола с уклоном вправо- влево в направлении вверх. Регулировать длину веток стекой. Украсить деревья листвой (разноцветными шариками из пластилина).
3. Изобразить облака, солнце, траву из пластилина.
V.Заключительная часть.
На занятии вы узнали много нового и интересного о природном сообществе- лесе: какие бывают виды лесов, какие деревья в них произрастают, какое строение имеют и не только узнали, но и смогли их изобразить.
Ко всему сказанному я только хотела добавить, что деревья в лесу не только красивы, но и разнообразны, они приносят пользу на всей планете, поддерживая на ней запас кислорода, очищают воздух, которым мы дышим, от вредных веществ. Так что не стоит ломать веточки у деревьев, срывать просто так на них листики, потому что вы лишите дерево возможности помогать нам дышать свежим чистым воздухом. Лучше оберегать деревья, ухаживать за ними и сажать новые.