Наталья Ворошилова
Планирование самостоятельной деятельности дошкольников по ранней профориентации
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила: Ворошилова Н. В., воспитатель
Работа по ранней профориентации дошкольников может быть осуществлена через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность. Данный подход способствует активизации интереса детей к миру профессий, систематизации представлений и успешной социализации ребенка.
Темочки:
- Планирование. Планы работ
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Профессии. Планы, тематические недели
- Ранняя профориентация дошкольников
- Темочки
Знакомство детей с трудом взрослых – это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях, активизировать словарный запас. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых. Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге позволяют преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность. Так происходит личностное становление ребенка, его отношение к труду, формируется его личностная точка зрения.
Задача любого педагога состоит в дифференцированном подходе к развитию каждого ребенка с учетом непрерывного процесса обучения и воспитания при подготовке детей к труду с постоянным поиском наиболее совершенных путей трудового воспитания, а значит и трудового самоопределения. Эффективно это происходит в самостоятельной деятельности, когда ребенок в играх, рассказывании, театрализованной и другой деятельности проявляет свои знания и опыт, когда через детскую деятельность просматривается его эмоциональный отклик на ту или иную профессию.
Самостоятельность – личностное качество, подразумевающее инициативность, независимость, адекватную самооценку и принятие на себя ответственности за свои действия и поступки.
Чтобы у ребят получалось при помощи фантазии и набора умений занять себя в свободное время в центрах активности, педагогом должна быть достигнута определенная самостоятельность детей во время образовательных занятий. Взаимодействуя с воспитанниками, педагог
методом прямого показа (в младших и средней группах) и словесных инструкций (в работе со старшими дошкольниками) формирует и развивает у подопечных способность выделять самое главное – вопрос или проблему. Наиболее интересной и продуктивной будет деятельность, направленная на достижение конкретного результата (изготовление поделки, экспериментирование, составление завершенного рассказа по картинкам, выполнение трудового поручения, проведение подвижной игры). Усвоив алгоритм действий и способы реализации, дети переносят отработанные с воспитателем формы деятельности в активность индивидуальную.
Детская инициатива и самостоятельность детей в процессе ознакомления с профессиями взрослых имеет следующие формы организации:
- игры (сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные и др.);
- продуктивные виды детской деятельности (оформление альбомов, изготовление атрибутов к играм, рисование, аппликация, конструирование, выполнение коллажей и плакатов);
- выполнение трудовых действий (по просьбе или поручению взрослого);
- экспериментирование.
При этом дети включают в самостоятельную деятельность богатый информационный и практический материал, основанный на впечатлениях от просмотренных экскурсий на предприятия, или знания, полученные из виртуальных экскурсий, организованных педагогом. Это помогает обогатить сюжеты детских игр, придать игровым действия более глубокий практический смысл, подсказать детям, как правильно подобрать атрибуты для воплощения той или иной роли, какие профессиональные качества присущи представителям выбранной для игры профессии.
Чтобы ребенок хотел и умел включить в свою самостоятельную деятельность профориентационную тематику важно создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий. На основе этого материала ребенок сможет анализировать профессиональную сферу, более осмысленно и уверенно чувствовать себя, проявляя свои знания в играх, театрализованной и любой другой самостоятельной деятельности.
В рассмотрении плана-проекта образовательной деятельности, например, в старшей группе дошкольного возраста на октябрь месяц согласно календарно-тематическому планированию («Золотая осень», «Жизнь людей на селе») мы предполагаем включить знакомство детей с профессиями мелиоратора и садовода и расширить их знания по профессии пекарь и тракторист.
Так как детская инициатива является важнейшим показателем детского развития, это способность детей к самостоятельным, активным действиям, развитие их коммуникативных способностей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками, развитие умения детей работать в группе сверстников.
Коммуникативная инициатива предполагает включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи. Воспитатель должен так организовать образовательный процесс, чтобы помочь ребенку овладеть основами коммуникативной компетентности, умению проявлять инициативу в коммуникативной деятельности.
Это отражается в модуле плана- Совместная образовательная деятельность и культурные практики воспитателя и детей в режимных моментах
Формы образовательной деятельности Дата проведения Содержание
Общение
Ситуации общения Объяснение пословиц:
«В закроме зерно – на душе тепло»
• У хорошего садовода — хороший сад.
• Дерево скоро садят, да не скоро с него плод едят.
• Каков сад, таков и плод.
• Каков уход, таков и плод.
• Земля с водой цветник, без воды- пустыня
• Трактор в поле что танк в бою.
• Трактор в поле — жизнь в раздолье.
• Трактор есть — хлеба не перелезть.
• Каков тракторист — таков и трактор.
• Хороший тракторист что артист.
- Почему хлеб бывает разным: черным, белым?
Что вкусней всего на свете? Почему на поле растет много колосьев? Откуда в булочной хлеб? Зачем специально поливать урожай, когда идет дождик? Можно ли продлить жизнь растениям в поле? Чем гордится тракторист?
Беседы и разговоры с детьми Какие бывают сельскохозяйственные машины? Тракторист на поле незаменим.
Откуда зимой огурчики?
Чем отличаются колосья? И др.
Просмотр видеоролика «Сельскохозяйственные машины»,
Игровые тренинги с использованием метода сказкотерапии С использованием русских народных сказок «Вершки и корешки», «Петушок и бобовое зернышко», «Сказка о волшебном зернышке» К. Паустовский и др.
Творческая инициатива дошкольников (включенность в сюжетную игру
как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление) отражается в данном модуле плана в Разделе «Игровая деятельность»
Игровая деятельность
Сюжетно-ролевая игра «Я - тракторист»
«В пекарне», «Хлебный магазин» и др.
Режиссерская игра «Мы готовимся к уборке урожая»
«Как же много хлеба в магазине!»
Театрализованная игра Телестудия «Наш хлебопекарный цех»
«Пантомима», «Подбери рифму»
Строительно-конструктивная игра Создание игрового макета «Сад»,
изготовление табличек для опытного участка,
конструирование трактора для работы в саду.
«Собери и построй»
«Какая постройка рассыпалась?»
Мастерская «Гараж сельскохозяйственной техники» и др.
Дидактические игры «Игра времени»
Подвижные игры, спортивные игры, спортивные упражнения «Капуста», «Яблоко» и др.
Пальчиковые игры «Разные профессии», «Труд людей»
«Пекарь», «Хлебушек»
Познавательная инициатива (включенность в экспериментирование,
исследовательскую деятельность) планируется в модуле Познавательная и исследовательская деятельность
Формы образовательной деятельности Дата проведения Содержание
Познавательная и исследовательская деятельность
Сенсорный игровой и интеллектуальный тренинг «Проделки садовода»
Опыты «Узнай п запаху, что под салфеткой», «Узнай по вкусу»
Прививка, обрезка, лечение комнатных растений
Эксперименты Создание мини-теплиц для растения для сохранения влаги, изучение поглощения влаги растениями при использовании поливалки для цветов из пластикой бутылки, и метода дренажного полива, гидрогеля ;
Высадка питомника садовых растений, размножение садовых растений усами, черенкованием. Переселение в сад полезных насекомых, посадка растений фитонцидов, изготовление экологических растворов для обработки растений.
«Гусеницы на колесах»
Эксперименты с дрожжевым тестом, запись рецептов выпечки с помощью символов, получение натуральных красителей для глазури, приготовление кондитерских изделий.
Наблюдения Наблюдения за тестом
Рассматривание колосьев в вазе
Музыкально-театральная гостиная Театральные игры: игры на превращения, действия с воображаемыми предметами,
Ритмопластика: музыкально -пластические импровизации, жесты, игры на развитие двигательных способностей.
Творческая мастерская Создание моделей гусеничных и колесных машин из различных конструкторов и бросового материала.
Конструирование поливочной системы из капельницы, создание системы дополнительного полива растений из бросового материала.
Конструирование печи и конвейера, создание фирменной упаковки для хлебобулочных изделий, создание бутафорской выпечки.
Рисунок «Уборка хлеба», аппликации, коллажи, лепка., изготовление атрибутов к играм
Восприятие литературных произведений Чтение стихотворений В. Воронько «Вот и лето пролетело», «Пшеница» Я. Аким,
Чтение сказок: «О хлебных колосьях», «Вершки-корешки», «Девочка, которая наступила на хлеб» Г. Х. Андерсен, «Петушок и курочка» норвежская сказка, «Сказка о волшебном зернышке», «Теплый хлеб» К. Паустовский
В самостоятельную деятельность детей в данном модуле включен раздел «Самообслуживание и элементарный бытовой труд»
Формы образовательной деятельности Дата проведения Содержание
«Самообслуживание и элементарный бытовой труд»
Трудовые поручения
(индивидуально и
подгруппами)
Трудовые поручения
(общий и совместный
труд)
Существует множество способов поддержки детской инициативы:
- создание развивающей предметно- пространственной среды для проявления самостоятельности при выборе деятельности по интересам;
- выбор ребенком сотоварищей;
- обращение ребенка к взрослым на основе собственного побуждения;
- стремление ребенка выразить результат в продуктивных видах деятельности (рисунках, схемах, постройках и т. д.)
Для каждой возрастной группы существует определенная приоритетная сфера проявления детской инициативы. Соответственно планирование должно учитывать данный фактор.
Обязательным условием организации самостоятельной деятельности детей и поддержки их инициативы является развивающая предметно-пространственная среда.
В Модуле самостоятельной деятельности детей рекомендуются для планирования 2 раздела :
- Создание развивающей предметно-пространственной среды
Центры активности Содержание
Центр игры «Познание»
Литературный центр
Театральный центр
Центр художественного творчества
Музыкальный центр
Центр краеведения
Центр движения
Центр «Юные исследователи»
Центр конструирования
- Детская инициатива (способы направления и поддержки «не директивная помощь»
Ежедневный рефлексивный круг
(игры-приветствия)
Проблемные педагогические ситуации (в рамках ситуации темы)
Организация детских мини-проектов
Организация помощи малышам
Проведение тематических дней
НОД (занятие) по предложению детей
Планируя работу с детьми, воспитатель должен заранее продумать и методы руководства самостоятельной деятельностью. Он оказывает детям необходимую помощь: помогает организовать игру, активизирует малоактивных детей, предлагая им интересное задание по теме его собственного труда, или же труда взрослых, побуждая их проявлять собственную инициативу, помогает оформить замысел, когда он не отчетлив, советует в выборе материалов, организации коллективной работы. Несмотря на то, что деятельность детей вне занятия самостоятельная, ею надо руководить, но тонко и ненавязчиво.
Спасибо за внимание!