Чапарина Ольга Александровна
Планирование работы по сенсорному воспитанию для детей от двух до трех лет
▼ Скачать + Заказать документы
Планирование работы по сенсорному воспитанию для детей от двух до трех лет
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 116»
Планирование работы по сенсорному воспитанию для детей от 2-х до 3-х лет
Подготовила: воспитатель
Чапарина О. А.
Дзержинск, 2019 г.
Месяц, неделя Цвет Форма Величина Взаимодействие с родителями
Публикация «Планирование работы по сенсорному воспитанию для детей от двух до трех лет» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Сентябрь
Создание РППС для сенсорного развития.
Родительское собрание «Сенсорное воспитание : средства, формы, методы»
Октябрь
1 неделя Д/игра «Разложи фигуры по цвету». Цель: закреплять представления о шести цветах, закреплять названия цветов спектра.
Рассматривание картинок «Игрушки».
Подвижная игра «Кто быстрее встанет в круг».
Игра «Что катится, что не катится»
Цель: сделать форму предмета значимой для ребенка, учить опираться на нее в деятельности.
Заучивание стихотворения А. Л. Барто «Мяч». «Большой и маленький мяч»
Цель: развитие восприятия величины Беседа «Значение сенсорного воспитания»
2 неделя Д/игра «Собери овощи». Цель: познакомить детей с формами : круг и овал; учить обследовать геометрические фигуры (обводить пальцем контуры).
Наблюдение на прогулке полюбоваться разноцветным окрасом листьев.
Пальчиковая игра «Листопад, листья
желтые летят».
Подвижная игра «Листопад».
Работа со стержнями для нанизывания цветных колец.
Игра «Чей предмет быстрей закатится в ворота»
Цель: закрепление представлений ребенка о формах предметов и их свойствах
Рассматривание иллюстраций «Овощи». «Спрячь матрешку в ладошках»
Цель: развитие восприятия величины
Знакомство с плакатом «Овощи».
На прогулке изготовление песочных куличей.
Мастер-класс «Сделай игры по сенсорному развитию своими руками»
3 неделя Д/игра «Собери фрукты по цвету». Цель: учить детей группировать объекты, отличающиеся по форме, величине, но имеющие одинаковый цвет.
Подвижная игра «Запомни свой цвет».
Игра с доской тактильных ощущений
Изучение плаката «Фрукты»
Д/игра «Разложи яблоки по величине». Цель: развивать глазомер при выборе по образцу предметов определенной величины.
Подвижная игра «Раздувайся пузырь».
Изготовление игр по сенсорному развитию
4 неделя Д/игра «Спрячь мышку». Цель: закрепление знаний детей о шести цветах спектра и их названии.
Загадка «Мышь»
Чтение стихотворения С. Я. Маршак «Светофор».
Ответы на вопросы по картине «Едем в поезде».
Подвижная игра «Светофор».
Рассматривание плаката «Осень».
На прогулке полюбоваться красками осеннего пейзажа.
Д/игра «Найди что-нибудь круглое». Цель: закреплять представления о формах, учить подбирать фигуры по образцу.
Подвижная игра
«Ровным кругом».
Рисование «Светофор».
ЛЕГО-материал «Найди такую же».
Д/игра «Собери башенку». Цель: закреплять представления об отношениях по величине, учить располагать в порядке убывания.
Пальчиковая игра «Башенка»
Чтение рифмовки «По дороге длинной…»
Рукоделие с родителями – изготовление осенних бус.
Сшить куклам одежду на разные сезоны года
Ноябрь
1 неделя Д/игра «Что нужно куколке красавице?». Цель: дать детям представление о том, что цвет – признак разнообразных предметов и может быть использован для их обозначения.
Пальчиковая игра «Божья коровка».
Чтение рифмовки «Куколка-красавица всем ребятам нравится».
Рассматривание иллюстраций «Одежда».
Д/игра «Собери бусы». Цель: учить чередовать предметы по форме.
Подвижная игра «Мы топаем ногами…».
Пересказ сказки «Репка».
Рисуем на песке разные фигуры.
Работа с занимательной коробочкой с прорезями разной формы.
Д/игра «Подбери одежду для куклы». Цель: соотносить предметы по величине.
Чтение рифмовки: «Встали куколки с утра, одеваться им пора».
Потешка «Сверху репка зелена…».
Наблюдение на прогулке: высокие и низкие деревья.
Сшить мешочки для игры «Чудесный мешочек»
2 неделя Д/игра «Подбери машинку по цвету». Цель: Закреплять умение группировать объекты по цвету и обучать детей соотносить разнородные объекты по цвету.
Процессуальная игра «Едем на машине».
Игры с рамками-вкладышами. Цель: формирование умений практически соотносить плоскостные геометрические фигуры с рамками-вкладышами. Игра «Чудесный мешочек» (большая и маленькая машинка)
Цель: закрепление представлений о величине. Буклет «Актуальность сенсорного развития детей младшего возраста».
3 неделя Д/игра «Что подарила бабушка?». Цель: закреплять представления о шести цветах спектра, учить выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов.
Рассматривание картины «Кошка с котятами».
ЛЕГО-материал «Собери конструкцию из красных деталей».
Заучивание потешки «Наша Маша маленькая».
Игра «Чудесный мешочек» Цель: закрепление представлений о форме. Д/игра «Что привез Мишутка?» Цель: формировать представления о геометрических формах
Знакомство с плакатом «Домашние животные и их детеныши».
Наблюдение на прогулке -кошка с котятами.
Потешка
«Большие ноги шли по дороге».
Работа с цветными палочками. Беседа «Учить цвета легко и просто».
4 неделя Д/игра «Разложи фигуры по цвету». Цель: закреплять представления о шести цветах, закреплять названия цветов спектра. Упражнение «Найди такую же, как у меня»
Цель: закрепление представлений о форме и цвете. Игра с куклами (большая и маленькая) Выставка дидактических игр и пособий, сделанных родителями по ознакомлению с цветом, формой и величиной.
Декабрь
1 неделя Д/игра «Украсим елочку». Цель: группировать цвета, подбирать их по слову, обозначающему цвет.
Поручение в изо-уголке – расставить карандаши по цвету.
Проведение опыта с водой.
Чтение потешки «Ослик черный, беломордый…».
Д/игра «Подбери фигуру». Цель: закреплять представления детей о геометрических формах, упражнять в их названии.
Наблюдение на прогулке – рассматриваем облака.
Работа с раскрасками.
Рассматривание плаката «Зима».
Д/игра «Башня из кубов». Цель: учить детей сравнивать несколько объектов по величине и располагать их по убывающей величине.
Настольный театр «Маша и медведь».
ЛЕГО-материал «Чья конструкция выше?».
Ответы на вопросы по картине «Строим дом».
Приобрести широкие атласные ленты (4 цвета + черный и блый)
2 неделя Д/игра «Подбери геометрические фигуры по цвету». Цель: Закреплять умение группировать объекты по цвету и форме.
Игра «Чудесный мешочек» Цель: закрепление представлений о форме. Д/игра «Разложи собачек по росту». Цель: учить детей располагать предметы по убывающей величине. Беседа «Как научить ребенка самостоятельно играть в д/и.
3 неделя Д/игра «Двойняшки». Цель: учить детей выделять цвет предмета, отвлекаясь от других его признаков.
Чтение рифмовки «Мы с тобой сейчас пойдем и шары все разберем».
Вечер рукоделия – изготовление фонариков и витражей.
Д/игра «У зайки день рожденья, готовим угощенье». Цель: учить детей группировать геометрические фигуры (овалы и круги) по форме, отвлекаясь от цвета и величины.
Наблюдение на прогулке – любуемся снежинками.
Рисуем на снегу – разнообразные снежинки.
Д/игра «Спрячь шарик в ладошках». Цель: соотносить действия с величиной.
Загадка «Снежинка».
Наблюдение на прогулке – Чьи следы больше?
Физминутка «большие ноги…».
Чтение потешки «Высоко звезда восходила…».
Конкурс на лучшую новогоднюю игрушку (предложить использовать четыре цвета, знакомых детям, привлекать детей к работе)
4 неделя Игра «Строим дорожку из ленточек». Цель: закрепление основных названий цветов. Игра «Строим дорожку из ленточек». Цель: закреплять умения различать и сравнивать предметы по длине. Д/игра «Ежик». Цель: учить детей соотносить предметы по величине, закреплять знания слов «больше», «меньше».
Семейный досуг – изготовление рождественских свечей.
Награждение победителей конкурса во время новогоднего утренника.
Январь
2 неделя Д/игра «Выложи по образцу». Цель: вырабатывать у детей умение воспринимать взаимное расположение фигур на плоскости.
На прогулке рассмотреть краски зимнего пейзажа.
Сюжетно-ролевая игра «Угощаем чаем».
ЛЕГО-материал – «Создай конструкцию так, чтобы верхняя деталь была зеленой».
Чтение сказки В. Сутеева «Петух и краски».
Д/игра «Чудесный мешочек». Цель: продолжать развивать тактильные ощущения, умение выбирать предметы одной формы.
Рассматривание шаров на елке.
Рисование предметов круглой формы.
Подвижная игра «Карусель».
Чтение стихотворения С. Я. Маршака «Мяч».
Д/игра «Подбери машинку для мишки». Цель: совершенствовать умение детей сравнивать предметы по величине
Игра со снегом - лепим снежные комочки.
Пальчиковая игра «Зайчик».
Задание с раскрасками.
Семинар-практикум «Мы любим рисовать и лепить»
3 неделя Д/игра «Выложи по образцу». Цель: вырабатывать у детей умение воспринимать взаимное расположение фигур на плоскости.
Группировка предметов по форме.
Цель: закреплять умение группировать однородные объекты, ориентируясь на слова «такой», «не такой»; продолжать простым действиям с предметами – нанизывать на стержень.
Нанизывание колец, убывающих по величине.
Цель: учить простым действиям с предметами (снимать и нанизывать кольца, обогащать зрительно-осязательный опыт малышей, закреплять положительное отношение к занятиям.
Оборудование: одноцветные конические Наглядная информация «Как знакомить детей с сенсорными эталонами дома».
4 неделя Д/игра «Разложи фигуры по цвету». Цель: закреплять представления о шести цветах, закреплять названия цветов спектра. Группировка предметов по форме.
Цель: закреплять умение группировать однородные объекты, ориентируясь на слова «такой», «не такой»; продолжать простым действиям с предметами – нанизывать на стержень.
Складывание двухместной матрешки.
Цель: продолжать учить простым действиям с предметами, отличающими по величине.
Изготовление альбома «Изучаем фигуры»
Февраль
1 неделя Д/игра «Выкладывание орнамента». Цель: выработать у детей умение воспринимать взаимное расположение фигур.
Физминутка «Во дворе у Толика беленькие кролики…».
Раскрашивание
раскрасок карандашами.
Работа с разноцветной мозаикой.
Д/игра «Сложи снеговика». Цель: упражнять детей в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическим образцом.
Рисование на снегу кругов разной величины.
Рассматривание иллюстраций «Обувь».
Чтение рассказа Е. Павловой «Чьи башмачки?».
Д/игра «Разные круги». Цель: учить детей устанавливать отношения между объектами по величине, располагать их в порядке убывания и нарастания величины.
На прогулке постройка снежной горки для мишки.
Папка-раскладушка «Сенсорное воспитание детей средствами природы»
2 неделя Д/игра «Двойняшки». Цель: учить детей выделять цвет предмета, отвлекаясь от других его признаков Игра «Найди ключ от домика»
Игра с доской тактильных ощущений
Складывание трехместной матрешки.
Цель: познакомить детей с принципом складывания матрешки (маленькая прячется в большую); вызывать положительное эмоциональное отношение к игрушке и действиям с нею.
Родительское собрание
«Чему научились наши малыши»
3 неделя Д/игра «Чередование флажков». Цель: совершенствовать умение детей сравнивать предметы по цвету.
Чтение рифмовки «В магазин с тобой пошли, что же там увидели?»
Подвижная игра «Увидали флажок».
Д/игра «Подбери к шарикам круги». Цель: соотносить объемные предметы с их плоским изображением (круг, шар).
Пальчиковая игра «Шарик».
Д/игра «Кому какой?». Цель: упражнять детей в сравнении и упорядочении предметов по величине.
Настольный театр «Теремок».
Чтение рифмовки «Мы с тобой сейчас пойдем…».
Наблюдение на прогулке – какая птичка больше?
Печем блины.
4 неделя Д/игра «Разложи фигуры по цвету». Цель: закреплять представления о шести цветах, закреплять названия цветов спектра. Игра «Волшебный мел» Раскладывание однородных предметов разной величины на две группы.
Цель: продолжать учить фиксировать внимание на величине предметов, формировать умение пользоваться простейшими приемами нахождения тождества и различия однородных объектов по величине.
Игровой практикум для родителей «Знание геометрических форм».
Март
1 неделя Д/игра «Окраска воды». Цель: ознакомление детей с оттенками цвета по светлоте.
ЛЕГО-материал «Создай конструкцию так, чтобы нижняя деталь оказалась синей».
Пальчиковая игра «Зайка серый умывается».
Ответы на вопросы по картине «Катаем шары».
Д/игра «Что в мешочке лежит?». Цель: закреплять знания детей о форме.
Рисуем с трафаретом.
Работа с предметными картинками для последовательной группировки по форме.
Сюжетно-ролевая игра «Чаепитие».
Подвижная игра «Волчок».
Д/игра «Разрезанные картинки» Цель: учить детей составлять предмет из частей.
Наблюдение на прогулке - рассматривание сосулек.
Работа с цветными палочками.
Настольный театр «Три медведя».
Беседа «Играем дома»
Март
2 неделя Д/игра «Окраска воды». Цель: продолжать ознакомление детей с оттенками цвета по светлоте.
Раскладывание однородных предметов более близкой формы на две группы.
Цель: та же, что и предыдущего занятия; формировать более тонкое восприятие формы предметов.
Д/игра «Кто высокий?». Цель: учить детей понимать относительность высоты предмета. Изготовление фотоальбома «Наши достижения»
3 неделя Д/игра «Найди в группе игрушки (красного) цвета». Цель: выявлять способности устанавливать сходство и различие в предметах на основе зрительного анализа, закреплять знания детей об оттенках цвета.
Подвижная игра «Мой веселый звонкий мяч».
Поручение – разобрать детали конструктора.
Д/игра «Геометрическое лото». Цель: ознакомление детей со способом соотнесения формы изображенного предмета с геометрической формой.
Наблюдение на прогулке за облаками.
Работа с разрезными картинками.
Д/игра «Построим дом». Цель: развивать глазомер при выборе по образцу предметов определенной величины.
Работа с родителями – лепить из теста печенье.
Наблюдение на прогулке – сравнить высоту кустов и деревьев. Конкурс «Рисуем вместе с мамами и папами»
4 неделя Д/игра «Найди в группе игрушки (красного) цвета». Цель: продолжать выявлять способности устанавливать сходство и различие в предметах на основе зрительного анализа, закреплять знания детей об оттенках цвета.
Раскладывание однородных предметов, резко отличающихся по форме, на две группы.
Цель: фиксировать внимание на форме предметов, формировать простейшие приемы установления тождества и различия однородных объектов, сопоставлять формы, ориентируясь при этом на слова такая, не такая. разные, одинаковые.
Группирование однородных предметов по величине.
Цель: учить фиксировать внимание на величине предметов, формировать умение пользоваться простейшими приемами нахождения тождества и различия однородных объектов по величине.
Оглашение результатов конкурса
Апрель
1 неделя Д/игра «Мозаика». Цель: учить детей воспринимать и воспроизводить взаимное расположение мозаики на плоскости с учетом их цвета».
Работа с предметными картинками для последовательной группировки по цвету.
Рассматривание плаката «Весна».
Д/игра «В стране фигурок». Цель: закреплять знания детей о форме, учить подбирать предметы по геометрическому образцу.
Подвижная игра «Угадай, чей голосок?».
Наблюдение на прогулке «Какой формы солнце?».
Работа с набором плоскостных геометрических форм.
Д/игра «Длинное-короткое». Цель: формировать у детей четкое дифференцированное восприятие новых качеств величины
ЛЕГО-материал «Чья дорожка длиннее?».
Поручение в изо-уголке расставить кисточки.
Чтение рифмовки «Ушки длинные у зайки…».
Беседа «С удовольствием ли Ваши дети играют в игры?»
2 неделя Д/игра «Полосатые коврики». Цель: учить детей практически применять знания, полученные ранее, сравнивать по цвету. Раскладывание однородных предметов более близкой формы на две группы.
Цель: та же, что и предыдущего занятия; формировать более тонкое восприятие формы предметов.
Д/игра «Широкое -узкое». Цель: формировать у детей восприятие новых качеств величины. Беседа «Какие игры нужны дома для сенсорного развития»
3 неделя Д/ игра «Что нужно кукле?». Цель: учить детей подбирать предметы по слову, обозначающему цвет, группировать оттенки одного цветового тона.
На прогулке рассмотреть краски весеннего пейзажа.
ЛЕГО-материал «Создай конструкцию так, чтобы желтая деталь оказалась над красной».
Подвижная игра «Мяч».
Д/игра «Собери картинку». Цель: учить детей видеть форму в предмете, составлять целое из геометрических фигур.
Рисование с трафаретом.
Рисуем мелом на асфальте.
Д/игра «Веселые матрешки». Цель: учить детей различать и сравнивать предметы по разным качествам величины.
Сюжетно-ролевая игра «Уложи куклу спать».
Работа с предметными картинками для последовательной группировки по величине.
Изготовление папки-раскладушки «Сенсорное развитие через дидактические игры и пособия»
4 неделя Д/игра «Мозаика». Цель: учить детей воспринимать и воспроизводить взаимное расположение мозаики на плоскости с учетом их цвета». Игра «Чудесный мешочек» Игра «Делай как я» Выставка для родителей «Дидактические игры по сенсорному развитию детей 3-4 лет».
Май
1 неделя Повторение пройденного материала за год
2 неделя Родительское собрание с открытым показом интегрированного занятия