Наталья Юрьевна Барабанова
НОД по развитию речи «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема НОД «Зимующие птицы».
Тип НОД: НОД по закреплению знаний, умений и навыков.
Возрастная группа: средняя.
Возраст: 4 - 5 лет.
Форма НОД: групповая.
Цель. Закрепление названий зимующих птиц, их внешних признаков.
Интеграция образовательных областей:
• «Речевое развитие»;
• «Познавательное развитие;
Темочки:
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2015
• «Социально-коммуникативное развитие»;
• «Физическое развитие».
Задачи:
1) обогащать и уточнять словарь детей по теме «Зимующие птицы»; развивать связную речь на уровне предложения, продолжать учить детей отвечать предложением («Речевое развитие»);
2) обогащать знания детей по теме «Зимующие птицы»; продолжать учить воспитанников складывать разрезные картинки; формировать учебные навыки; развивать произвольность внимания, зрительную и опосредованную память, наглядно-образное мышление, операции словесно-логического мышления; развивать зрительное восприятие; обогащать эмоциональную сферу детей положительными эмоциями («Познавательное развитие»);
3) стимулировать активные высказывания детей; воспитывать познавательный интерес; воспитывать волевые качества личности (усидчивость, дисциплинированность, сдержанность); воспитывать чувство доброты, сопричастности, сопереживания ко всему живому; воспитывать бережное отношение к птицам, желание заботиться о них («Социально-коммуникативное развитие»);
4) продолжать учить детей согласовывать движения с текстом; развивать мелкую и общую моторики («Физическое развитие»).
Коррекционная работа:
1) исправление недостатков в речевом развитии дошкольников с ОНР :
- развитие умения употреблять простые распространенные предложения;
- развитие понимания речи, воспитание умения наблюдать и осмысливать предметы окружающей действительности с целью уточнения и расширения представлений ребенка с ОВЗ;
- обеспечение коррекции нарушения развития активного словаря воспитанников с ОНР по данной теме;
- развитие коммуникативной деятельности для формирования вербальной компетентности воспитанников с целью дальнейшей успешной социализации;
- развитие связной речи на уровне предложения;
- развитие умения удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы; укрепление мышц губ;
2) развивать произвольность внимания, зрительную и опосредованную память, наглядно-образное мышление, операции словесно-логического мышления; развивать зрительное восприятие; развивать общую моторную ловкость.
Методы и приемы:
- практические: гимнастика для глаз "Вверх синичку подними", собирание модель-схемы птицы, складывание разрезных картинок; упражнение для развития общей моторики; пальчиковая гимнастика «Покормим птиц»; подбор корма для птиц;
наглядные: рассматривание картины «Зимний пейзаж», предметных картинок с изображением птиц; иллюстрации «Кормушка» и «Покормим птиц»;
словесные: беседа, рассказ, разъяснение, вопросы, чтение стихотворения, речевая ситуация.
Материалы и оборудование: 1) картина «Зимний пейзаж»; 2) мольберт; 3) набор предметных картинок «Зимующие птицы»; 4) модель-схема строения птицы (по количеству воспитанников); 5) разрезные картинки (по количеству воспитанников); 6) магнитофон; 7) аудиокассета «Пение птиц»; 8) карточки с изображением следов птиц (по количеству детей); 9) бумажные фигурки синицы (по 2 шт. на ребенка); 10) иллюстрации «Кормушка» и «Покормим птиц»; 11) крупа; 12) предметные картинки: ягоды, зерна, остатки еды, сало, рябина, хлебные крошки, семена, черный хлеб; 13) кормушка.
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Коммуникативная Беседа, вопросы, ситуативный диалог, аргументирование, речевая ситуация.
Игровая Игровая ситуация, игры и игровые упражнения: «Кто к нам в гости прилетел?», «Собери картинку», «Вверх синичку подними», «Сравни ворону и воробья», «Угадай, чьи следы?»; релаксационное упражнение «Солнечные лучики».
Двигательная Физминутка «Птички-невилички», гимнастика для глаз «Вверх синичку подними», пальчиковая гимнастика «Покормим птиц».
Познавательно-исследовательская Рассматривание, решение проблемной ситуации.
Конструирование Складывание модель-схем и разрезных картинок.
1. Технологическая карта
Этапы НОД Действия педагога Действия воспитанников Планируемые результаты
Вводный (мотивационно побудительный) 1. Мотивация к деятельности: «Поприветствуем друг друга улыбкой до 5!»
Педагог считает до 5.
2. Воспитатель выставляет на мольберт картинку зимнего пейзажа с изображением птиц и включает запись их пения.
Организует беседу:
- Что вы слышите?
- Разве птицы не улетели в теплые края?
- Как называют птиц, которые остаются зимовать? Дошкольники выполняют артикуляционное упражнение «Улыбка».
Дети делают вывод, что не все птицы улетают в теплые края. Привлекается внимание к содержанию занятия, к совместной деятельности.
Укрепление мышц губ. Активизация личного опыта.
Основной 1. Введение в тему. Игровое упражнение «Кто к нам в гости прилетел?» Воспитатель предлагает вспомнить и назвать зимующих птиц, прослушав о них стихи. Чтение стихов сопровождается показом предметных картинок с изображением птиц :
Алой кисточкой заря красит грудку снегиря,
Чтоб в морозы и в пургу не замерз он на снегу;
Птица-синица летает проворно в желтенькой кофточке, в шапочке черной.
Плащик зелененький носит синица, черненький галстук на грудке у птицы;
Шустрый, быстрый воробей скачет по дорожке,
Он и кошки не боится, собирает крошки.
Педагог следит, чтобы каждый ребенок с ОВЗ повторил названия всех птиц.
2. Рассказ воспитателя о зимующих птицах.
Снегирь, синица, воробей – это зимующие птицы. Они не улетают осенью в теплые края и ухитряются добывать себе пищу даже в самую холодную снежную пору. Благодаря своему перьевому покрову, зимующие птицы не замерзают в сильные морозы. Когда очень холодно, они становятся похожи на пушистые комочки.
Могут ли люди помочь птицам?
На доске иллюстрации «Кормушка» и «Покормим птиц», на наборном полотне картинки:
Снегирь, воробей, ворона, синица
Ягоды, зерна, остатки еды, сало
Рябина, хлебные крошки, зерна, семена, черный хлеб
- Подберите каждой птице корм. Почему не положили ни одной птице карточку с черным хлебом?
3. Пальчиковая гимнастика «Покормим птиц».
Педагог просит насыпать в кормушку корм для птиц.
4. Гимнастика для глаз. Игровое упражнение «Вверх синичку подними».
Воспитатель предлагает поочередно поднять медленно правую и левую руки, держа в руках бумажные фигурки синичек, следить глазами за ними. Аналогично передвигают слева направо.
5. Побуждает детей принять участие в деятельности. Игровое упражнение «Собери картинку» :
а) воспитатель предлагает собрать модель-схему птицы и назвать ее части тела.
Задает вопросы и дает оценку деятельности детей. Вопросы, подразумевающие легкие в произносительном плане ответы, задает дошкольникам с ОВЗ. Индивидуальное оказание обучающей и (или) направляющей помощи воспитанникам с ОВЗ;
б) Посмотрите на ворону, платье серое воронье.
Черненькие перышки на хвосте и горлышке.
Эта птица всех хитрей, как лиса среди зверей.
Показ предметной картинки «Ворона».
Взрослый предлагает собрать ворону из разрезных картинок. В случае необходимости, педагог побуждает соседа по столу помочь своему товарищу с ОВЗ.
6. Физминутка «Птички-невилички». Совместная деятельность воспитателя и воспитанников:
Птички прыгают, летают.
Птички прыгают, поют.
Птички крошки собирают, зернышки клюют.
Перышки почистили, клювики почистили.
7. Игровое упражнение «Сравни ворону и воробья». Педагог задает вопросы:
Кто больше (меньше) ворона или воробей?
У кого длиннее хвост?
Как передвигается по земле ворона (воробей?
Какие по цвету птицы?
8. Игровое упражнение «Угадай, чьи следы?» Воспитатель раздает дошкольникам карточки с изображением следов вороны и воробья и предлагает отгадать: где, чьи следы. Дети слушают и повторяют названия зимующих птиц, закрепляя их зрительный образ рассматриванием предметных картинок.
Дети внимательно слушают рассказ педагога.
Воспитанники отвечают на вопросы воспитателя и подбирают птицам корм.
Дети подходят к кормушке и, щепоткой набирая крупу, сыплют ее внутри кормушки.
Дети правильно выполняют гимнастику.
Индивидуальная работа: ребенок собирает модель-схему предложенной ему птицы (снегирь, синица или воробей, а затем картинку вороны.
Воспитанники поддерживают диалог, отвечают на вопросы о частях тела птиц : клюв, голова, шея, туловище, крыло, лапа, хвост.
Дети выполняют движения.
Отвечают на вопросы взрослого предложением:
Ворона больше воробья (Воробей меньше вороны).
У воробья хвост длиннее.
Ворона ходит по земле, а воробей прыгает.
Дети отгадывают, какой птице принадлежит след :
Активизация и уточнение номинативного словаря по теме.
Слияние зрительного образа со словом.
Развитие умения слушать рассказ взрослого.
Развитие произвольности внимания.
Формирование доброжелательности, бережного отношения и любви к природе.
Развитие мелкой моторики.
Развитие зрительного восприятия и внимания.
Повышается мотивация к содержанию занятия. Уточнение и закрепление названий частей тела птиц.
Умение собирать модель-схему и разрезную картинку.
Развитие наглядно-образного мышления.
Развивать чувство товарищества.
Согласование движений с речью. Формирование положительных эмоций.
Развитие общей моторной ловкости.
Закрепление навыка отвечать предложением на вопросы воспитателя.
Уточнение внешних признаков птиц.
Развитие операции сравнения.
Развитие зрительного восприятия. Воспитание самостоятельности.
Заключительный Итог. Рефлексия «Солнце» : «Круг скорее создавайте, Солнышко изображайте».
Задает вопросы и дает оценку деятельности детей.
Предлагает вместе с родителями по дороге домой называть увиденных зимующих птиц.
Релаксационное упражнение «Солнечные лучики». Педагог предлагает воспитанникам вспомнить игру «Солнечные лучики». Дети с педагогом встают в круг, поддерживают диалог, отвечают на вопросы.
Протягивают руки в центр, закрывают глаза и расслабляются, чувствуя, как разливается тепло по рукам. Создается положительный эмоциональный фон для сотрудничества с родителями.
Повышается мотивация к НОД.
Итоговое мероприятие: экологическая акция «Спасем птиц» ( совместная практическая деятельность детей и родителей: сделать дома кормушку, повесить на дерево около сада, регулярно подкармливать птиц).