Татьяна Силкина
Музыкально-театрализованная деятельность в детском саду как средство выявления и развития одарённых детей
▼ Скачать + Заказать документы
Театр — один из самых доступных видов искусства для развития одарённых детей, помогающий решить эти актуальные вопросы педагогики и психологии, связанные с художественным образованием и воспитанием, формированием эстетического вкуса, нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, воспитанием воли, развитием памяти, воображения, фантазии, речи, созданию положительного настроения, решением конфликтных ситуаций через игру. Театр является традиционным видом искусства: объясняет мир, создает эмоциональные импульсы к различного рода деятельности, выполняет огромную воспитательную роль, и тем самым способствует формированию качеств, необходимых для жизни в условиях нашего общества.
Публикация «Музыкально-театрализованная деятельность в детском саду как средство выявления и развития одарённых детей» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2022
Театр радует детей, развлекает и развивает их. Именно поэтому театрализованную деятельность так любят дети, а педагоги широко используют её в решении многих задач, связанных с образованием, воспитанием и развитием одаренного ребёнка.
Музыкально- театрализованная деятельность в детском саду организационно осуществляется на музыкальных занятиях, а также осуществляется в индивидуальной деятельности одаренных детей.
Музыкально- театрализованная деятельность может быть включена в работу различных студий и кружков; продукты музыкально- театрализованной деятельности это : инсценировки, драматизации, спектакли, концерты и др. Они могут вноситься в содержание праздников, развлечений. Одарённому ребёнку может быть предложена сольная песня какого –либо персонажа из сказки или спектакля. В связи с этим работа с одарё нным воспитанником становится более глубокой и индивидуальной: возникает проблема музыкальная : вокальная, мелодически- интонационная. Ребёнок запоминает музыкальную сольную партию из сказки или спектакля или её фрагмент (если роль длинная) Развитие музыкального творчества при выборе героя (в работе образа) развивают у одарённого ребёнка способности не только в музыкальной, но и в других видах деятельностей : например, в познавательной, двигательной деятельности. Ребёнок запоминает действие, место положение в сценке, сочетает действие с сольной песней т. е. учится сочетать, планировать и координировать свои действия.
Индивидуальный подход работы с одарёнными детьми в театрализованной деятельности позволяет расширять и обогащать опыт взаимодействия, как в реальных, так и в воображаемых ситуациях. Так, например, при подготовке спектакля способный ребёнок, действуя в роли, приобретает опыт различного рода взаимоотношений, что является важным для его социального и индивидуального личностного развития одарённого ребёнка.
Кроме того, театральные сценки с успехом используются на занятиях по чтению художественной литературы: инсценировка художественных произведений, знакомство с литературными произведениями позволяют одарённому ребёнку приобрести навык актёрского мастерства, развитие декламационной речи, развивают память и воображение. Данный вид работы удобен в применении так как может проводится не только в музыкальном зале, а также в группах детского сада.
В связи с этим, при работе с одарёнными детьми дошкольного возраста нельзя недооценивать силу музыкально- театрализованной деятельности так как данная деятельность занимает особое место среди разнообразных форм обучения, воспитания и всестороннего развития одарённых детей. Занятия театрально-музыкальной деятельностью с одарёнными детьми в структурном подразделении Детский сад «Звонкие голоса» даёт возможность детям познавать окружающий мир, жить в гармонии с ним, позволяют дошкольникам строить взаимодействие и общение друг с другом, при этом развивается музыкальный и эстетический вкус ребёнка, интеллект, культура, диалогическая, монологическая, музыкальная речь, актёрское мастерство.
Дети учатся смотреть на себя со стороны, изображая разные характеры и поступки: взаимопомощь, поддержку взаимовыручку и пр. Выступления перед зрителями формируют уверенность в себе, опыт социальных навыков поведения, способствуют развитию у воспитанников всех компонентов речи: содержательной, образовательной, музыкальной, эмоциональной её стороны. Театральная деятельность может сыграть большую роль в формировании и развитии личности одарённого ребёнка. Он доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, воздействует на зрителей. Музыкально-театрализованная деятельность с одарённым ребё нком способствует его эмоциональному раскрепощению: самовыражению посредством искусства – существенный компонент творчества, способ эмоциональной разрядки. При чередовании функций исполнитель-зритель, помогает ребёнку демонстрировать собственную позицию, умения, знания и фантазию. У ребёнка развивается умение «рисовать» собственные образы, развивается музыкальный слух, певческие навыки, смекалка и изобретательность, вырабатывается способность к импровизации. Занятия музыкально- театральной деятельностью и выступление перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных ценностей ребёнка и повышение личной самооценки одарённого ребёнка. Так же музыкально-театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий одарённого ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребёнка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Музыкально- театрализованная деятельность – это средство эмоционально-эстетического воспитания одарённых детей в детском саду. Она позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение проходят на фоне ярких, постоянно меняющихся декораций и ширм. Развитие предметно- окружающей среды : смена интерьера, декораций, ширм, использование ярких костюмов для разных героев и персонажей в музыкально-театрализованной деятельности в структурном подразделении «Детский сад «Звонкие голоса» позволяют и делают возможным одарённым детям развиваться всесторонне : эстетически, познавательно, в музыкальном, духовно – нравственном, двигательном, речевом, социальном направлении…