Людмила Рябоконева
Планирование работы кружка по экологии «Почемучки»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Все мы – дети «Природы»!
Воспитание экологической культуры – одно из основных направлений образовательной деятельности. Под экологической культурой понимают целостную систему, включающую ряд элементов:
- систему экологических знаний (естественно-научных, практических);
Публикация «Планирование работы кружка по экологии „Почемучки“» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Экологический кружок для дошкольников. Планы, программы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2014
- культуру чувств (сочувствие, сопереживание, чувство патриотизма);
- культуру экологически образованного человека, характеризующегося степенью превращения экологических знаний, мышления и культуры чувств в повседневную норму поступка.
Связь экологии и культуры почти прямолинейна: состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество. Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребёнок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно.
В период от 5 лет закладываются основы личностной культуры. Ребёнок интересуется всем, что его окружает и задаёт много вопросов «Почему?», «Зачем?», «А как?» и другие. Это послужило для меня толчком для создания экологического кружка под названием «Почемучки».
Кто расскажет обо всё м:
Почему бывает гром?
Почему идут дожди?
Почему растут цветы?
И про север, и про юг
И про всё, что есть вокруг!
И про уголь, и про газ,
Про Тайгу, и про Кавказ!
Про медведя, про лису?
И про ягоды в лесу?
В этом нам поможет экологический кружок «Почемучки», в котором мы найдём ответы на все интересующие вопросы!
Программа кружка «Почемучки»
Программа кружка «Почемучки» разработана для детей старшего дошкольного возраста.
Цель:
- создание в группе необходимых условий для успешной реализации программы (уголок природы, уголок по экспериментальной деятельности, картотеки опытов и наблюдений, познавательной литературы, набор дидактических и подвижных игр, а также картины и иллюстрации).
Задачи:
-познакомить детей с наукой «Экология»;
- обогащать знания и представления об окружающем мире;
- способствовать развитию основных процессов мышления, воображения, развивать фантазию, а также познавательные возможности детей;
- воспитывать бережное отношение к природе, прививать любовь к природе и желание заботиться о ней.
Экологический кружок носит познавательный характер и интегрируется с такими образовательными областями как:
- Здоровье и физическое развитие;
- Коммуникация;
- Художественное творчество;
- Социализация;
- Труд и безопасность.
Содержание программы
Программа кружка состоит из 10 разделов:
1 раздел: «Введение в экологию»
Этот раздел направлен на формирование начал экологической культуры. В ребё нка закладываются первоначальные понимания некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек как живое существо, нуждающееся в жизненно-необходимых условиях, человек как пользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий её богатства.
2 раздел: «Братья наши меньшие»
В этом разделе дети учатся общаться с братьями меньшими – домашними животными. Проводятся наблюдения за домашними питомцами, составляют рассказы, рисуют своих любимых животных.
3 раздел: «Пернатые друзья»
Многие дети совсем не знают птиц и не различают их. В этом разделе дети знакомятся с понятиями «зимующие и перелётные птицы», выявляют особенности поведения птиц, трудности, которые они испытывают в зимний период.
4 раздел: «О чём шепчут деревья?»
Дереву никто не говорит, когда надо сбрасывать листву. Зачем? Почему? Этот раздел помогает детям понять такое явление как «листопад».
5 раздел: «Загадки животного мира»
В этом разделе дети узнают об основных обитателях леса, жарких стран, подводного мира. Очень познавательными будут рассказы о животных, загадки и иллюстрации.
6 раздел: «Секреты неживой природы»
Как хочется детям узнать о воде, снеге, льде, тумане. Почему светит солнце? А что такое облака? Почему летом идёт дождь, а зимой снег? В раздел включены опыты, беседы, наблюдения за неживой природой.
7 раздел: «Зелёные друзья»
Вечнозелёный подоконник в доме, в детском саду – хорошая характеристика атмосферы, царящей в помещении. В этом разделе дети учатся ухаживать, выращивать растения. Занимаются исследовательской работой, ведут дневники наблюдения. Хорошими помощниками будут комнатные растения.
8 раздел: «Человек – часть живой природы»
В этом разделе дети знакомятся с трудовой деятельностью людей, а также с элементарными правилами безопасной работы. Дети учатся выращивать лук, редис, укроп в домашних условиях, получают сведения о правилах ухода, по работе с землёй.
9 раздел: «Охрана природы»
Этот раздел знакомит дошкольников с «Красной книгой», с редкими видами растительного и животного мира. Здесь дети узнают о таком понятии как «гербарий».
10 раздел: «Досуговые мероприятия» (заключительный)
Мероприятия позволят в интересной игровой форме закрепить знания и умения детей, приобретённые в других разделах кружка «Почемучки». Обобщающий раздел.