Вита Иванова
Планирование и организация тематических и целевых экскурсий
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, поселку.
Именно в дошкольный период у человека формируются первоначальные представления об окружающем мире. И от того, насколько грамотно построен этот процесс, зависит активная позиция будущего гражданина. Формируя у детей нравственно – патриотические качества, чувства любви к Родине необходимо учитывать эмоционально-положительное отношение малышей к тем местам, где они родились и живут, развивать умение видеть и воспринимать красоту окружающей природы, культуры. При этом существенным условием воспитания адекватного отношения к ближайшему окружению является формирование стремления и желания принести посильную помощь взрослым, родной природе, поселку.
Публикация «Планирование и организация тематических и целевых экскурсий» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Одним из важнейших организованных видов детской деятельности, в ходе которой воспитывается любовь и эстетическое отношение к природе, удовлетворяются познавательные потребности ребенка, а также совершенствуются двигательные навыки и физические качества, т. е. в полной мере решаются оздоровительные задачи, является прогулка – экскурсия, прогулка – поход. В процессе тематических экскурсий, прогулок, походов ребенок получает первые представления о своей стране, изучая особенности «малой Родины», существующие культурные, трудовые и духовно-нравственные традиции народов, проживающих в данной местности. А это и есть начало и основа патриотического воспитания. При этом процесс познания происходит в предметно-наглядной, активной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир. Чувственный опыт дошкольника обогащается яркими, эмоционально насыщенными, запоминающимися образами, гораздо более впечатляющими, чем те, которые можно увидеть со страниц книг. Реальность восприятия, возможность практического, полезного применения имеющихся знаний усиливает как воспитательную, так и образовательную составляющую педагогического потенциала прогулок. Именно этот фактор позволяет эффективно решать поставленные по оптимизации образовательного процесса. Интегрирование содержания воспитательно-образовательной работы, реализация развивающих задач современной программы для дошкольников в наиболее привлекательных формах и видах детской деятельности, в данном случае на прогулках, позволяет не только сократить общее время организованных форм обучения (занятий, но и обеспечивает повышение познавательной и двигательной активности детей в течение дня. В естественных эмоционально – благоприятных условиях, с учетом регионального компонента, дошкольники более успешно усваивают и закрепляют материал разных разделов программы. При этом органично решаются и воспитательные задачи ранней социализации: развитие коммуникативности в коллективной деятельности, воспитание чуткости и бережливого отношения к окружающей действительности, знакомство с профессиями и формирование уважения к людям – труженикам родного поселка. Таким образом, прогулка - экскурсия дает дошкольнику возможность эмоционального и практического контакта с окружающим миром, получить убедительные, яркие, наглядные ответы на возникающие вопросы. В этой деятельности удовлетворяется не только естественная любознательность, но и естественная потребность дошкольника в движении, обеспечивается максимальное пребывание детей на свежем воздухе в любое время дня и года, что имеет немаловажное значение в условиях северного региона, в современных условиях постоянной занятости родителей, не имеющих возможности, а порою и желания совершать со своими детьми длительные, познавательные путешествия, прогулки по поселку.
Тематический план экскурсий.
Тема экскурсии
Содержание экскурсии
Сроки проведения
«Путешествие по поселку»
познакомить дошкольников с понятием «малой родины», улицами, жилыми домами и общественными зданиями, их назначением;
сентябрь,
«Магазин».
Знакомить детей с общественными зданиями города, их назначением; расширять знания о профессиях работников социальной сферы, содержании и значимости труда жителей поселка;
сентябрь
«Аптека».
Продолжать знакомить детей с общественными зданиями поселка, их назначением; расширять знания о профессиях работников социальной сферы, содержании и значимости труда для жителей поселка;
октябрь
«Библиотека».
познакомить детей с общественными зданиями их назначением; расширять знания о профессиях работников социальной сферы, содержании и значимости их труда для жителей поселка;
ноябрь
Проведение экскурсий
1 этап – осенний цикл (сентябрь, октябрь, ноябрь).
- Воспитатель раскрывает размещение объектов наблюдения, создает проблемные ситуации, использует приемы активизации умственной деятельности (вопросы, использование детского опыта).
- Рассказ воспитателя, раскрывающий назначение объектов наблюдения, смысл специальных терминов.
- Закрепление полученных представлений. Подведение итогов каждого путешествия включает в себя устный рассказ детей и различные творческие работы и игры: рисунки, аппликации, развлечения, викторины.
2 этап - весенний цикл (март, апрель, май)
На повторных экскурсиях дети сами могут вести группу по маршруту в сопровождении взрослых. Известно, что дети старшего дошкольного возраста отличаются высокой степенью самостоятельности и организованности, а это является важным условием для формирования навыков самоорганизации познавательной деятельности, развития связной диалогической и монологической речи в процессе проигрывания роли экскурсовода – гида. Дети с удовольствием рассказывают о достопримечательностях родного поселка.
1 Предварительная беседа.
2 Ход экскурсии
дорога к объекту
рассматривание внешнего вида объекта
повторение и знакомство с правилами культуры поведения
рассказ воспитателя
проблемные вопросы
подведение итогов
(получение обратной связи от детей- рисунки, рассказы, схемы, дидактические игры и т. д.)
Условия эффективности экскурсий :
учет возрастных особенностей детей;
благоприятное время для проведения, когда дети дошкольного возраста наиболее энергичны (утренние часы)
непосредственное участие взрослых и детей, искренний интерес к объекту знакомства, наблюдения, изучения.
продвижение от опыта к знанию. обязательное соблюдение мер безопасности.
Важнейшим условием эффективности экскурсий является понимание их роли родителями для формирования гражданской позиции, нравственного воспитания. Активное участие родителей, их помощь педагогам в организации и проведении экскурсий обеспечивает целостность педагогического подхода в этой работе.
Экскурсия «Путешествие по поселку»
Программное содержание: познакомить дошкольников с понятием «малой родины», улицами, жилыми домами и общественными зданиями, их назначением; уточнить знания детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения, воспитывать чувство ответственности за свой поселок.
Предварительная беседа:
Скажите, пожайлуста вы любите совершать прогулки по улицам нашего поселка?
Что такое улица? (дома, стоящие в ряд) Каждая улица имеет свое имя. Каждый дом имеет свой номер. Название улицы и номер дома– это адрес. Для чего существуют адрес? Какие улицы нашего поселка вы знаете? Назовите свой адрес.
С детьми рассматриваются фотографии центральных зданий поселка, как ориентиров предстоящей прогулки.
Ход. Сегодня мы с вами будем путешествовать по центральной улице нашего поселка
Как называется центральная улица нашего поселка? По ходу следования к центральной улице воспитатель обращает внимание детей на названия прилежащих к ней улиц, делает акценты на изменение направления движения
На, какие части делится улица?
Проезжая часть – дорога, по которой движется транспорт.
Какое движение на этой дороге? (одностороннее или двустороннее). Как движутся автомобили?
Газон – это полоса озеленения вдоль проезжей части.
Зачем нужно озеленение у дорог? (Очищать воздух, создавать тень, украшать дорогу.)
Какие деревья посажены на улице?
Как нужно относиться к зеленым насаждениям?
Тротуар – это пешеходная часть улицы.
Дети, подумайте и скажите, как узнают пешеходы, что именно здесь надо переходить улицу? Какие знаки указывают нам, что здесь пешеходный переход? (На дороге нарисованы широкие белые полосы; знак у дороги, на котором нарисован шагающий человек).
А если пересекается сразу много улиц, как называется это место? (Перекресток).
Дети вспоминают правила перехода улицы, воспитатель напоминает детям о значении и необходимости строгого соблюдения правил дорожного движения.
На какой свет мы будем переходить дорогу?
Вспомните правила поведения пешеходов на улице?
Если свет зажегся красный,
Значит, двигаться опасно,
Свет зеленый говорит:
«Проходите, путь открыт!»
Желтый свет – предупрежденье –
Жди сигнала для движенья. (С. Михалков.)
На нашем пути встречается много магазинов.
Какие магазины вы видите справа от нас, слева?
Вы часто с родителями ходите в магазины? Что вы в них приобретаете? Какие бывают магазины?
Кто работает в магазине?
наличие урн для мусора.
Заглянем в один из магазинов? Напомните себе правила поведения в общественном месте.
Наше путешествие продолжается.
Что мы в ней приобретаем? Зачем нужны в городе аптеки? Кто работает в аптеке? Давайте заглянем туда.
На обратном пути детям дается задание: называть все дома, которые им известны. При этом обращается внимание на строительный материал, из которого они сделаны, на цвет, форму и отличительные особенности.
Беседа после экскурсии.
Какие здания встретились сегодня на нашем пути?
Какие бывают дома?
Из какого материала они изготовлены? Почему дома называют кирпичными, панельными, деревянными). Какие геометрические фигуры напомнила вам форма этих зданий?
Давайте подумаем, для чего люди строят здания?
Дома бывают разные:
Зеленые и красные,
Высокие и низкие,
Далекие и близкие,
Панельные, кирпичные,Вроде бы обычные.
Дошкольные, лечебные.
Торговые, учебные,
Театры и жилые
Красивые такие!
Полезные, прекрасные –
Дома бывают разные.
Детям предлагается схематичное изображение маршрута, на котором они размещают условные обозначения зданий, которые встретились им на пути следования.
Вечером родителям рекомендуется побеседовать с детьми об экскурсии, разделить детские впечатления, высказать свое мнение.