Званцева Лидия
План занятия по патриотическому воспитанию дошкольников старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Государственная символика России и города Кемерово.
Программное содержание:
Цель: Уточнить и расширить знания детей о Родине, о государственной символике России и города Кемерово.
Задача: Развивать память, сообразительность, находчивость, познавательные интересы, связную речь, стремление детей рассказывать по собственной инициативе.
Активизация словаря: Родина, Россия, малая Родина, большая Родина, герб, символ, президент, родная сторона.
Воспитывать у детей уважительное отношение к символике России, любовь к родному краю, к её природе.
Оборудование и материалы:
Публикация «План занятия по патриотическому воспитанию дошкольников старшей группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Патриотическое воспитание. Планы
- Старшая группа
- Темочки
Демонстрационный: карта России, видеоматериал «Достопримечательности нашего города», изображение герба и флага России и других городов, иллюстрации с изображениями достопримечательностей города Кемерово.
Раздаточный: карточки–пазлы с изображением достопримечательностей г. Кемерово, слайды–презентация.
Предварительная работа с детьми: беседы с детьми о родном крае, о родном городе, о городах Кемеровской области, занятия по ознакомлению с государственной символикой, рассматривание альбомов и иллюстраций о животном и растительном мире родного края, заучивание стихов о Родине.
Ход занятия.
Воспитатель. Организационный момент.
–Давайте с вами сделаем кружок, возьмёмся за руки, закроем глаза и представим свой дом, двор в котором гуляем. Представили, какие чувства у вас появились (ответы детей)
Воспитатель.
– «Родная сторона» – как вы думаете, что это?
– «Родная сторона» – это место, где нам все дорого и близко, где мы родились и выросли, где все для нас родное.
– Такое место по–другому еще называют – «Родина».
Воспитатель :
– Как называется наша огромная страна, в которой мы живем? (Россия).
– Да, наша Родина – Россия.
У каждой страны есть своя символика.
Посмотрите, вот наш флаг и наш герб (слайд 2).
Наш флаг трёхцветный,каждый цвет имеет своё значение. Белый цвет – цвет чистоты намерений, миролюбия и мудрости. Синий – цвет неба, воды, моря – символ свободы. Красный – цвет мужества, силы, могущества и жизни.
На гербе Российского государства изображен золотой двуглавый орёл. Крылья орла подняты вверх и расправлены. Головы увенчаны коронами. В центре над ними – большая корона. Короны соединены лентами. В правой лапе орла – скипетр (или жезл, похож на посох пастуха, а в левой – держава («яблоко» – это шар, увенчанный крестом, символом христианского владычества над миром). На груди орла в красном щите – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне. Под ногами коня – опрокинутый на спину чёрный дракон. В руке всадника – серебряное копьё, которым он поражает дракона. – А почему орёл двуглавый, может, вы знаете? (ответы детей.)
Да, ребята, такой птицы в природе не существует. Но существует такая версия этого изображения. Люди с глубокой древности изображали двуглавого орла. Может быть, хотели удвоить могущество орла? Или видели в нём зоркого стража, изгоняющего нечистую силу и с правой, и с левой стороны. Вот такая версия.
– А как называется столица нашей Родины? (Москва) (слайд 3).
–Чем отличается столица от других городов? (тем, что там работают президент и правительство.
–Как зовут президента нашей страны? (В. В. Путин) (слайд 4)
В России много городов, и у каждого из них есть свой герб. Рассматривая герб, можно узнать много интересного о городе. Есть гербы, которые расскажут нам о том, как родился город. О его традициях, исторических событиях. Другие покажут, как выглядит город, какая в нем природа. Герб может рассказать, чем занимаются люди, населяющие город. А есть такие гербы, которые подсказывают нам, само название города.
Так, знакомясь с гербами городов России, можно узнать, чем славится родная страна, чем она богата.
Россия – самое большое государство мира.
Страна наша богата лесами, равнинами, горами, реками.
Все это наша большая Родина и мы гордимся нашей страной.
– Но есть место в нашей стране, где мы родились и растем – это наш родной край, это наша малая Родина
Воспитатель. Как называется наша малая Родина? (Ответы детей.) Сейчас послушайте Ребенок1 – она нам расскажет стихотворение о малой Родине.
Малая Родина – островок земли.
Под окном смородина, вишни расцвели,
Яблоня кудрявая, а под ней скамья.
Ласковая, малая Родина моя!
Воспитатель. Наша малая Родина–город Кемерово, город в котором мы живём. У каждого из нас есть малая Родина – тот уголок земли, где мы родились, где находится наш родной дом. (слайд 5)
Ребята, давайте погуляем по городу.
Проводится физминутка. Дети выполняют движения в соответствии с текстом, который произносит воспитатель.
Мы по городу шагаем (идут по кругу)
То, что видим, называем (образуют пары)
светофоры и машины, (поворачивают голову вправо)
ярмарки и магазины, (поворачивают голову влево)
скверы, улицы, мосты. (взмахивают сначала левой, затем правой рукой)
и деревья, и кусты! (поднимают руки вверх, опускают)
Воспитатель. Чем вам нравится наш город?
Дети. Он красивый, чистый, в нём много достопримечательностей. Здесь есть парки, площади: Советов, парк Победы где мы отдыхаем с родителями. Город стоит на берегу реки Томь. (слайд 6,7,8,9)
Воспитатель. У нашего города есть герб (рассматривание, рассказ воспитателя о символике) (слайд10)
Герб Кемеровской области представляет собой французский щит, обрамленный дубовыми ветвями, скрепленными орденской лентой ордена Ленина и увенчанный короной в виде стилизованной чаши.
Щит окаймлен узкими полосами черного и золотого цветов. Нижняя часть щита – зеленого цвета. Зеленый цвет символизирует сельское хозяйство и природные богатства. Зеленый цвет – это также традиционный цвет молодости и надежды.
В центре щита – треугольник черного цвета, усеченный с боков и окаймленный узкой полосой золотого цвета, – террикон, символизирующий угольную промышленность. В центре террикона расположены перекрещенные кузнечный молот и кирка, обозначающие индустриальную принадлежность Кемеровской области. Из зеленого поля через перекрещенные молот и кирку к вершине террикона устремлены три пшеничных колоса. Колосья символизируют также важность для Кемеровской области сельского хозяйства.
Треугольники красного цвета в левом и правом углах щита символизируют раскаленный металл.
Герб обрамлен дубовым венком, символизирующим статус Кемеровской области как субъекта Российской Федерации.
Нижняя часть венка переплетена орденской лентой ордена Ленина, которым Кемеровская область была награждена дважды: в 1967 году и 1970 году. В центральной части орденской ленты обозначена дата: 1943 г. – год образования Кемеровской области.
В разрыве дубового венка над центром гербового щита изображена корона в виде стилизованной полной чаши, символизирующей богатство Кузбасса.
Флаг Кемеровской области представляет собой прямоугольное полотнище красного цвета с синей полосой вдоль древка во всю ширину флага, составляющей одну треть длины. (слайд11)
В верхней части синей полосы посередине помещается герб кемеровской области.
Воспитатель : Мы очень любим наш город. Посмотрите, какой он красивый (слайды 6)
Теперь давайте дадим отдохнуть нашим глазам.
Сделаем зарядку для глаз:
1. Сидя, спрятать руки за спиной. Повернуть голову назад и увидеть предметы, расположенные сзади. (2 р.)
2. сидя, «спрячь глаза» (зажмурится) «У кого глаза большие» (широко открыть глаза). (4–5 р.)
3. стоя, правая рука перед собой в кулак. Двигать рукой влево–вправо, следить глазами за рукой. (4–5 р.)
4. стоя, левая рука в кулак внизу, совершать медленные круговые вращения руками снизу-вверх, вправо и влево, следить взглядом за кулаком. (4–5р.)
5. Стоя, руки вытянуты перед собой в «замок». Согнуть руки, поднести к носу, в и. п. следить за руками. (4–5 р.)
Давайте поиграем. У меня есть две фотографии достопримечательностей нашего города, но они в виде пазл, их нужно собрать, правильно назвать и рассказать о них. (Распределяю между детьми комплекты частей фотографий) составление детьми фотографий. Напоминаю, что не нужно спешить, а нужно сделать всё правильно и аккуратно.
Воспитатель. молодцы все сделали правильно и аккуратно. Расскажите, что изображено на получившейся картинке? (дети рассказывают)
Сегодня мы с вами будем рисовать герб нашего города, но не красками, а пластилином (мозаичным способом–катание маленьких шариков из пластилина и выкладывание рисунка)
Сейчас мы разомнём наши пальчики. (пальчиковая гимнастика с мячами Су–Джок).
Я мячом круги катаю,
взад–вперёд его гоняю
им поглажу я ладошку
будто я сметаю крошку
и сожму его немножко
как сжимает лапку кошка
каждым пальчиком нажму
и другой рукой начну (движения в соответствии с текстом)
Рисование герба. Выставка детских работ.
Итог. Вспомним, про что мы говорили сегодня?
В какой стране мы живём?
Кто главный в нашей стране?
В каком городе мы живём?
На какой реке стоит наш город?
– Молодцы. Отдохнули хорошо. Продолжаем игру.
3. «Загадочная викторина».
– Уважаемые игроки, вам выпал счастливый сектор «Загадочная викторина». У вас появилась возможность отгадать мои загадки.
1. Отгадайте–ка, ребятки,
Вы о городе загадки.
Я начну стихи читать,
Вам придётся продолжать.
Шумят повсюду поезда,
И едут люди кто куда.
Со всех сторон, со всех концов,
Кто ждёт прибытий поездов. Того мы приглашаем в зал,
Что называется… (вокзал)
2. Здесь можно опустить письмо,
Отправить телеграмму.
По телефону позвонить
В командировку маме.
Ты можешь здесь купить конверт
Послать посылку срочно.
Всем передать большой привет
Ведь это здание– … (почта)
3. Люди в белом, не скучают,
Не сидят без дела,
Курс леченья назначают
Эти люди в белом.
Если кто– то заболел
Все идут лечиться
В городскую, областную,
Детскую… (больницу)
4. Это что за чудный дом?
Сто детишек в доме том,
Дом детишкам очень рад
Что же это. (детский сад)
5. Если холодильник пуст,
Кушать если нечего,
Нет ни хлеба, ни капусты,
Масла нет и гречки.
Ты сюда входи скорей
И бери корзину,
Покупай, что повкуснее
В нашем… (магазине)
– Молодцы. Все загадки отгадали.
Воспитатель : Ребята, вы молодцы! Вы сегодня очень хорошо отвечали на мои вопросы. Я вижу вы знаете и любите свой город, в котором вы живете. Я поздравляю вас с победой и вручаю всем игрокам вот такие эмблемы нашего города. (Детям одеваются эмблемы «Кемерово»).