Аммосова Татьяна Васильевна
Театрализованная деятельность как метод знакомства детей с образовательной областью «Чтение сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
План самообразовательной работы
Тема:
Театрализованная деятельность как метод знакомства детей с образовательной областью «Чтение сказок».
Воспитатель первой категории гр. «Одуванчики»
Аммосова Т. В.
2021- 2022 уч. год.
Тип проекта:
- Творчески - игровой
- Долгосрочный (с сентября 2021 года по май 2022года)
Участники проекта:
дети,
педагоги,
родители.
Возраст детей : 4-5 лет
Публикация «Театрализованная деятельность как метод знакомства детей с образовательной областью „Чтение сказок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Сценарии по сказкам
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2021
Актуальность:
Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой. Беден и узок круг их представлений об окружающих предметах и явлениях. Встречаясь с героями сказок, я надеюсь, что жизнь детей восполнится новыми переживаниями, впечатлениями,не оставит их равнодушными.
Понять ребёнка, принять- это главное, чем мы можем помочь родителям наших детей. И тут (я тоже надеюсь) поможет совместная работа по театру сказок.
Цель:
- социально – эмоциональное развитие детей с РАС, расширение их представлений об окружающем мире.
- формирование у детей представлений о русской народной сказке, воспитание интереса к сказкам через различные виды деятельности.
Задачи:
- повысить свой собственный уровень знаний путём самообразования, изучения по теме литературы;
- образовательный процесс осуществлять в процессе совместной деятельности с детьми,
обьединить родителей темой;
- создать необходимые условия для знакомства детей со сказкой;
- совершенствовать коммуникативные возможности детей через обучение вербальным и невербальным видам общения;
- обеспечить взаимосвязь разнообразных видов деятельности : изобразительной деятельности, музыки, развития речи, движений при ознакомлении с окружающим миром.
Этапы и сроки проведения проекта:
I этап - подготовительный (разработка проекта) - сентябрь 2021 года:
- определение проблемы;
- постановка цели, задач;
- сбор информации, методической литературы, дополнительного материала.
- создание предметно- развивающей среды (подбор сказок, стихов, загадок о сказках, подбор картинок животных, игрушек, подбор различных иллюстраций к сказкам, материалов для художественного творчества, подбор различных видов театров).
Il этап- основной (реализация проекта) - октябрь 2021 г. - май 2022 г.
Октябрь:
Сказка «Репка»
-написать сценарий сказки с распределением ролей;
- подготовка костюмов, оборудования, пиктограмм;
- рассказывать сказку с использованием рисунка, театра картинок;
- с помощью коммуникативной карты организовать беседу по сказке с сопоставлением героев;
- рассматриваем иллюстрации к сказке;
- дидактические игры «Покажи, кто? …. За кем?», «Найди мышку (кошку, собаку)», «Узнай по голосу»;
- проиграть ск «Репка» с использованием матрешки, в которой все куклы- герои сказки;
- слушание музыкальной аудио- сказки;
просмотр мультфильмов;
- разучивание слов, ритмичных движений к инсценировке сказки :
«Иди, репку тянуть!» (машут рукой,
«Тянут- потянут (в сцепке движения, вытянуть не могут»(отрицательно кивают головой, «вытянули репку» (хлопают в ладоши);
- учить играть «Передача репки»;
- разучить танец «Мы едем- едем- едем»;
- отрабатывать выход артистов в конце выступления под стихотворение (речь с движениями);
- рисунки и фотографии по теме, поделки ручного театра;
- видео- фильм - сказка «В гостях у сказки».
Ноябрь:
Сказка «Рукавичка»
- на основе анализа месячника по сказке «Репка», учитывая «+» и «-», построить план подготовки и составить сценарий представления к сказке «Рукавичка»;
распределить роли героев, выделить этапы индивидуальной и совместной работы;
-рассказывание сказки с использованием картинок, беседа по прочитанной сказке.
- на Круге ввести игру- драматизацию «Кто в рукавичке живет?»;
- речевую игру – подражание «Квакаем как лягушки, пищим как мышки, рычим как медведь»;
- темы занятий по рисованию: «Дорожка к рукавичке», «Заборчик, ёлочки у рукавички»; раскрашивание сюжетных картинок по сказке; обводка изображения персонажей по контуру;
- занятия «Лепка» по темам:«Рукавичка», «Ёлочки около рукавички», «Мышка», «Зайчик. Морковка для зайчика»;
- аппликация: «Рукавичка», «Мишка» (из готовых форм);
-подвижные игры «У медведя во бору…», «Зайчик беленький сидит…», подвижное упражнение «На лужайке две подружки, две зелёные лягушки…»;
- театрализованное развлечение по мотивам сказки.
Декабрь.
Сказка «Ёлка» по мотивам Г Х. Андерсена:
- знакомство со сказкой;
рассматривание иллюстраций книг,
- включить содержание сказки в новогодний праздник, распределить роли;
- организовать выставку детских рисунков - плакатов на тему «Елочка»;
подготовка костюмов; изготовление декораций, разучивание ролей;
- продумать сюрпризные моменты, поощрения от Деда Мороза;
-кубики- игру «Собери сюжет по сказкам Андерсена», разрезные картинки приготовить в подарок от детей Деду Морозу;
- провести Новогодний праздник, включая содержание сказки;
- совместное мероприятие детей и родителей «За чашкой Рождественского чая» с подведением итогов за полгода.
Январь:
День рождения детского сада.
- в рамках данного проекта начать создавать хранилище продуктов по сказкам (к концу уч. года - из шести сказок);
- привлечь родителей пополнить библиотеку сказками «Репка», «Рукавичка», «Ёлка», «Волк и семеро козлят», «Три медведя», «Заюшкина избушка» ;
-оформить выставку- отчёт по пройденным трём сказкам;
-обыгривать сказки с элементами драматизации, вовлекая ребенка в активное действие с героями сказки, дать выбор каждому ребёнку понравившегося сказочного героя;
- проводить настольно-печатные игры “В гостях у сказки” :, игры-пазлы “Собери сказку” или “Герой сказки”, кубики со сказками, раскраски по сказкам и др. ;
-дидактические игры:
“Что изменилось?”,
“Чего не стало”,
“Найди по описанию”,
“Волшебный мешочек”,
“Собери сказку”;
- собирание пазлов по сказкам, с изображением героев сказок;
- поделки по каждой сказке (лепка, рисование, аппликация).
Февраль:
Сказка «Волк и семеро козлят».
- создать ситуацию развития в процессе ознакомления со сказкой «Волк и семеро козлят», отразить содержание в сценарии, распределить роли, готовить костюмы, пиктограммы для обратной связи, оборудование;
- приготовить фигуры героев сказки, пиктограммы с эмоциями для оценки характера героев;
- для начала представления выучить речь с движениями:
-Вот пришли к вам малыши, (ходьба на месте)
-До чего же хороши! (крутимся на месте)
-Будем в сказку мы играть (прыжки на месте)
-И друг другу помогать (взяли друг друга за руки)
-Вот какие молодцы (хлопки в ладоши)
-Наша девочка (Варвара кланяется и садится на стульчик,
-Наши мальчики (мальчики кланяются и садятся на стульчики).
- выбрать фонограммы под музыкальное оформление спектакля, разучивать игры, танцы;
-разучить подвижную игру «Козлята».
Вот козлята - скок да скок-
Поскакали на лужок,
3арезвились, заигрались,
Свежей травки пощипали.
Вдруг выходит серый волк
Он зубами щелк да щелк,
Ну, козлята, разбегайтесь,
Волку в лапы не давайтесь!;
- постановка сказки детьми с привлечением всех средств коммуникации.
Март:
Сказка «Три медведя».
- чтение с драматизацией сказки Л. Н. Толстого «Три медведя», рассматривание иллюстраций в книгах со сказкой; учимся внимательно слушать сказку и смотреть показ настольного театра, эмоционально воспринимая содержание;
- создать эмоциональный художественный фон, давая детям возможность убедиться в том, что рассматривать рисунки в книжках интересно и полезно;
- обогащать словарь детей существительными, обозначающими названия посуды, мебели с помощью средств коммуникации;
- учимся менять тембр голоса («Покажи, как рычал Мишутка; как рычал Михаил Иваныч»);
- проиллюстрировать сказку «Три медведя» предметными картинками по числу детей на которых изображены предметы разные по цвету;
- использовать строительный материал для выполнения постройки по показу воспитателя;
- по сказке отрабатываем навыки лепки, наклеивания, рисования пальчиками и штампами;
- приготовить материал к дидактической игре «Раздай медведям посуду»;
«Уложи трех медведей в кровати»;
«Накорми медвежонка»;
- приготовить оборудование для конструирования из строительного материала «Стульчик»; ;
«Построй домик для медведей»;
- театрализованный праздник «В гостях у трёх медведей».
Апрель:
Сказка «Заюшкина избушка».
- составить сценарий (выбрать вид театральной деятельности) под содержание ск. «Заюшкина избушка»;
- приготовить оборудование для ознакомления детей с понятиями длинный и короткий; - со свойствами воды и снега; - - материал для закрепления умения детей различать предметы по величине;
-приготовить средства обратной связи для дидактических игр:
* «Посмотри и назови»,
*«От большого к маленькому»,
* «Длинный и короткий»;
- подготовка и проведение практической работы со снегом ( наблюдение: снег тает, превращается в воду);
- приготовить материалы и оборудование: большой домик для драматизации, маски с изображением эмоций, костюмы героев сказки «Заюшкина избушка», небольшие домики – лубяная и ледяная избушки, елочки, березка, цветы, пенечки;
- праздничное мероприятие по ск. «Заюшкина избушка».
Май:
Путешествие в мир сказок (по страницам изученных сказок) :
-работа с интернет- ресурсами по теме «Сказка в жизни детей с РАС» для обобщения личного опыта с целью:- что получилось? - над чем работать?;
- наглядно- информационное сотрудничество с родителями по подведению итогов проекта;
-конкурс»Это я- сказочный герой»;
- на основе ранее выявленных любимых героев каждого ребёнка создать сценарий и провести заключительный праздник «Попурри сказочных героев»;
- заключительные продукты проекта:
* книжка- панорама с выдвижными элементами;
* видеоряд из фотографий;
коллаж,
* виртуальная галерея,
* выставка творческих работ.
Ожидаемые результаты:
- дети радуются встрече с известными сказочными героями,
узнают их;
- различают полярные понятия:
«хороший- плохой», «красивый- некрасивый»,
«правда- ложь», «добро- зло» в сказке и в жизни;
- распознают настроение по мимике ( эмоции: радость, спокойствие, печаль);
- отслеживание динамики взаимодействия детей в коллективе и выполнение своей роли в порядке очереди.
Используемая литература:
Хрестоматия для детей 3-4 лет.
Грабенко Т. М. «Зачем читать детям сказки» РЕЧЬ, 2006год
Иванова Э. И. «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение. 2001 год.
Зинкевич- Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. СПб. РЕЧЬ 2006 год.
Артёмова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М. Просвещение 1991 год.
.Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома. М., Мозаика-Синтез, 2014
Шехова О. Г. Сказки, игры и колыбельные для развития малышей. – СПб. Речь; Сфера, 2011
https://WWW.M-W-M.RU/ музыка для малышей
https://www.solnet.ee - раскраски, игры онлайн, стихи, загадки,.
https://1001skazka.com - стихи (в том числе и mp3, сказки, песни.