Юлия Лаврухина
Реализации технологии музейной педагогики в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность: музеи всегда являлись важной частью культурной жизни человека. В ДОУ в рамках программы «От рождения до школы» создаются собственные мини-музеи. Важной особенностью мини – музеев в ДОУ является участие в их создании детей и родителей. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его семья. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Сегодня мини-музей – это неотъемлемая часть предметно-развивающей среды дошкольных образовательных учреждений. Музейная педагогика, возникшая на стыке педагогики, психологии, музееведения, искусства создает условия для развития личности ребенка путём включения её в многообразную деятельность, охватывающую эмоциональную, интеллектуальную, деятельностную сферы.
Публикация «Реализации технологии музейной педагогики в условиях ДОУ» размещена в разделах
Музейная педагогика интегрировано решает задачи эстетического, нравственного, духовного, патриотического воспитания. Формы и методы ее работы способствуют развитию и совершенствованию коммуникативно-речевых, познавательных, творческих компетенций ребенка-дошкольника, его успешной социализации в детском, далее, взрослом обществе. Реализует актуальнейшую на сегодняшний день задачу современного образования – научить ребенка учиться и познавать.
Основной целью музейной педагогики является : приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как педагогическую технологию. Формирование детско-взрослой совместной деятельности на материалах музейной практики.
Принципы музейной педагогики : наглядность, доступность, динамичность.
Цель работы по самообразованию: повысить профессиональный уровень по вопросу включения музея в образовательный процесс в работе с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
1. Формирование образа музея как места, в котором хранятся коллекции, имеющие ценность.
2. Формирование собственного познавательного опыта у детей в обобщенном виде с помощью наглядных средств.
3. Развитие любознательности, творческих и коммуникативных способностей детей.
4. Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей, развитие положительных эмоций, радости новых открытий, знаний.
5. Развитие коммуникативных навыков, способствующих оптимальной социализации личности ребенка.
6. Обеспечение непрерывности образования в системе: ДОУ – семья.
7. Формирование партнёрских взаимоотношений между педагогами, детьми и родителями.
Перечень вопросов по самообразованию:
изучение психолого-педагогической литературы;
разработка программно – методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
проектная и исследовательская деятельность;
анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности детей;
продолжение изучения педагогического опыта других педагогов.
Предполагаемый результат:
становление образа музея как «дома культуры», бережного отношения к нему;
расширение познавательного интереса;
формирование у дошкольников основных представлений и понятий о многообразии предметов и материалов;
развитие любознательности у детей, творческого воображения, коммуникативных навыков, творческого, логического и креативного мышления, речи, обогащение словарного запаса дошкольников;
формирование детско-взрослой совместной деятельности на материалах музейной практики;
приобретение положительных эмоций по итогам проделанной работы и как следствие приобретение здорового психологического самочувствия;
создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по вопросу воспитания дошкольников; становление сотрудничества между педагогами и родителями.
Проблема формирования у детей интереса к музеям и выставкам представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для работы над данной темой с детьми подготовительной группы, выбрав её темой для самообразования.
Цель саморазвития:
повысить свой профессиональный уровень, систематизировать работу по реализации ФГОС;
повышать профессиональное мастерство и компетентность в работе над формированием интереса к музеям и выставкам у детей дошкольного возраста;
развивать активность, инициативу в инновационной, научно-методической при воспитании детей в современных условиях;
развивать личность ребенка, расширять кругозор.
Задачи программы:
повышение профессионального уровня и педагогического мастерства через :
изучение требований ФГОС ДО;
изучения учебной, справочной и научно-методической литературы;
распространение собственного педагогического опыта;
создание методических наработок и внедрение эффективного педагогического опыта в работу с дошкольниками;
самообразование.
Основные направления моей деятельности:
1. В информационной области:
использование интернет и мультимедиа - ресурсов, образовательных программ и учебных материалов;
создание электронной версии методической копилки с использованием ИКТ - технологий.
2. В диагностико-прагматической области:
совершенствование видов и форм диагностики и контроля;
овладение современными методиками диагностики всестороннего развития дошкольников;
планирование индивидуальной работы с воспитанниками по результатам диагностики.
3. В области содержания образования:
применение ФГОС ДО в практической деятельности;
дидактическое и методическое обеспечение введения ФГОС ДО;
изучение и распространение передовых педагогических технологий;
формирование образовательной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям воспитанников;
формирование общей культуры личности каждого ребенка, развития его социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности.
4. В области повышения квалификации:
участие в деловых играх, профессиональных конкурсах, вебинарах, выставках;
участие в семинарах и мастер-классах;
внедрение в практику инновационных педагогических технологий,
методические семинары, практикумы;
реализации собственных творческих способностей.
Музейная педагогика интегрировано решает задачи эстетического, нравственного, духовного, патриотического воспитания. Формы и методы ее работы способствуют развитию и совершенствованию коммуникативно-речевых, познавательных, творческих компетенций ребенка-дошкольника, его успешной социализации в детском, далее, взрослом обществе. Реализует актуальнейшую на сегодняшний день задачу современного образования – научить ребенка учиться и познавать.
Работа по самообразованию:
Изучение методической литературы на данную тему, прохождение курсов повышения квалификации по теме
Изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Обруч»
Подбор методической литературы на тему «Музейная педагогика», «Мини-музеи в ДОУ»
Разработка конспектов занятий «Путешествие в мир музеев»
Изучение применения метода проектной деятельности педагогов в сети Интернет
Подготовка к проведение открытого занятия
ИКТ «Создание компьютерных презентаций средствами MS PowerPoint»
Участие в вебинарах по теме музейная педагогика, пополнение мини-музея группы
Создание электронной версии методической копилки с использованием ИКТ, интерактивность музейной работы
Транслирование опыта работы по данной теме на профессиональном сайте МААМ, Инфоурок
Участие в методическом объединении
Участие в выставках в ДОУ, в тренингах и деловых играх, профессиональных конкурсах и выставках
Составление картотеки методического демонстрационного материала по мини-музеям
Анализ работы по саморазвитию.
Работа с детьми:
Диагностические исследования (с использованием иллюстраций)
Пополнение развивающей среды (мини-музея)
Подбор методической литературы
Подбор конспектов занятий
Подбор дидактических игр.
Подбор картинок для бесед
Беседа на тему «Путешествие в мир музея» (с использованием компьютерной презентации). Подбор материала для презентаций
Просмотр презентаций.
Чтение стихов, рассказов, отгадывание загадок
Моделирование ситуаций
Досуги, праздники и развлечения
Подбор тем для проектов
Создание книжек-малышек
Выпуск газеты «Наш мини-музей»
Экскурсии в музеи города
Мониторинг на конец учебного года
Работа с родителями:
Разработка плана – программы взаимодействия с семьями воспитанников.
Анкетирование родителей «Что такое мини- музей в ДОУ»
Индивидуальные беседы с родителями по теме
Разработка и проведение консультаций для родителей
Подбор материала для родителей (консультации, папки-передвижки, рекомендации)
Консультации для родителей: «Как привить интерес к музею», «Прогулки с пользой и интересом»
Разработка и оформление папок – передвижек, консультаций, стенгазет.
Разработка и совместное изготовление пособий, атрибутов для детей
Выпуск памяток для родителей «Как привить интерес к посещению музея»
Совместная подготовка к организации праздников и развлечений.
Составление с детьми исследовательских проектов
Анкетирование родителей «Ваше отношение к работе детского сада».
Литература:
1. Программа «От рождения до школы», под ред. Н. Е. Вераксы.
2. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. «Мини-музей в детском саду». М: Линка-Пресс, 2008
3. Чубукина Р. «Музей одного образа», Дошкольное воспитание. - 2007. - № 8.
4. Виниченко В. «Ребенок в пространстве музея», Дошкольное воспитание. -2003. – № 5.
5. Евстропова С. И. «Музей воздуха», Ребенок в детском саду. -2011. -№ 2
6. Евтушенко С. Г. «Музейная педагогика как средство художественно-эстетического воспитания дошкольников», Справочник старшего воспитателя. – 2013. - № 2.
7. Байдина Е. А. «Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания», Справочник старшего воспитателя. – 2013. - № 3.