Елена Косьян
План самообразования «Развитие мелкой моторики у детей среднего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
План самообразования педагога
Косьян Елены Владимировны
на 2020-2021 учебный год.
Тема: «Развитие мелкой моторики у детей среднего возраста»
Цель: развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей среднего дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.
Публикация «План самообразования „Развитие мелкой моторики у детей среднего возраста“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Развития мелкой моторики. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук детей среднего дошкольного возраста.
Задачи: 1. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук.
2. Содействовать нормализации речевой функции.
3. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.
4. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
5. Информировать родителей о значении игр и упражнений развивающих мелкую моторику у детей среднего дошкольного возраста.
Актуальность темы: Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность.
Одним из уникальных средств развития речи и мелкой моторики являются пальчиковые игры. Целью пальчиковых игр является развитие речи детей дошкольного возраста.
План изучения темы. 1. Изучение методической литературы и сбор материала по данной теме (сентябрь-октябрь 2020 г.).
2. Обследование детей (октябрь 2020 г.).
3. Отобрать и выделить более эффективные методы, игровые действия, помогающие детям в самостоятельной деятельности (ноябрь 2020г.).
4. Проведение деятельности по данной теме: - проведение родительского собрания «Игры на развитие мелкой моторики рук» (январь 2020г.); - составление перспективного плана работы на 2020-2021 уч. г. (сентябрь 2020 г.); - проведение консультаций для педагогов, выступления на педсовете (апрель 2021г.);
- реализация проекта «Наши пальчики» (декабрь-февраль 2020-2021г.)
- создание развивающей среды в группе : создание плакатов, изготовление нетрадиционного спортивного оборудования;
- Создание картотеки пальчиковых игр по теме «Весна». -Оформление папки-передвижки «Игры с пальчиками»
-обобщение педагогического опыта: «Сохранение и укрепление здоровья детей» (май 2020г.).
Работа с родителями: Здоровье - большой дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здорового ребенка легче растить, учить и воспитывать. У него быстрее формируются необходимые умения и навыки. Он лучше приспосабливается к смене условий и адекватно воспринимает предъявленные к нему требования.
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду.
Мелкая моторика рук - это один из важнейших кирпичиков в становлении фундамента здоровья детей, укрепить который можно только при систематическом проведении.
От того, как проснётся каждый ребёнок, зависит не только его настроение, но и эмоциональная атмосфера всей группы. Но как помочь проснуться детям в хорошем настроении и активно продолжать день? Провести с детьми пальчиковую гимнастику.
Если мы хотим вырастить здоровое поколение, то должны решать проблемы «всем миром» : детский сад, семья, общество.
Приоритетными задачами в работе с семьё й являются:
- повышение компетенции родителей развитии и воспитании ребёнка,
- приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы. Организуя взаимодействие с семьей по вопросам оздоровления детей, буду использовать следующие формы работы: наглядные уголки для родителей, папки передвижки, «Что нужно знать родителем мелкой моторики рук», консультации специалистов.
индивидуальные – беседы, консультации;
коллективные – родительские собрания, круглые столы, деловые игры, семинары – практикумы.
Благодаря папкам-передвижкам, стендам, методической литературе родители получают исчерпывающую информацию по различным вопросам, например: как осуществлять развивать моторику, зрительное восприятие, внимание, память, усидчивость, интуицию, помогают познакомиться со свойствами разных предметов и поверхностей.
Поэтому приходится перестраиваться и находить новые пути и способы вовлечения родителей в проблемы развития своих детей : это так называемые нетрадиционные формы:
1. Анкетирование;
2. Консультации ; 3. Изготовление дидактических игр и пособий на развитие мелкой моторики дошкольников;
4. Утренняя гимнастика вместе с семьей:
Личный пример родителей
- большая сила в воспитании детей. Такая форма работы способствует не только укреплению здоровья ребенка, но и установлению доверительных, добрых отношений между родителями и детьми, улучшению психологического климата в семье, формирует добрые семейные традиций.
Список литературы для самостоятельного изучения :
Анищенкова Е. С. "Пальчиковая гимнастика", изд. АСТ, 2007г.
Светлова И. "Развиваем мелкую моторику" ЭКСМО-Пресс, 2001г.
Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. "Пальчиковые шаги" С-Пб, "Корона", 2007г.
- Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Москва, 2009.
Крупенчук О. И. Стихи для развития речи. Санкт-Петербург, 2014.
Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Санкт-Петербург, 2013.
Бардышева Т. Ю. Расскажи стихи руками. Москва, 2014.
Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб, Детство-ПРЕСС, 2013.
Отчёт по проделанной работе по плану самообразования май 2021г.