Ирина Петухова
План самообразования «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности»
Сроки
(месяц) Содержание деятельности
СЕНТЯБРЬ Нормативно – правовая база,методическая, психолого – педагогическая литература 1. Алексеева М. М. Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. - М. : Академия, 2000. - 159 с.
2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей : Книга для воспитателей детского сада. -- М. : Мозаика-Синтез, 2000. -- 272 с.
Публикация «План самообразования „Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
ОКТЯБРЬ Нормативно – правовая база, методическая, психолого – педагогическая литература 1. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / Сост. С. Г. Бочаров, примеч. С. С. Аверинцев и С. Г. Бочаров. М. : Искусство, 2003. - 423 с.
2. Бондаренко А. К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре. - М. : Просвещение, 2002.
НОЯБРЬ Нормативно – правовая база, методическая, психолого – педагогическая литература 1. Ветчинкина Т. Игровая деятельность как средство коррекции речевых нарушений у дошкольника // Учитель. - 2009. - №3. - С. 14-15.
2. Герасимова А. С. Уникальное руководство по развитию речи / Под ред. Б. Ф. Сергеева. - 2-е изд. - М. : Айрис-Пресс, 2004. - 160 с.
ДЕКАБРЬ Нормативно – правовая база, методическая, психолого – педагогическая литература 1. Международный образовательный портал МААМ. RU - https://www.maam.ru/
2. Социальная сеть работников образования «Наша сеть» - https://nsportal.ru/
ЯНВАРЬ Нормативно – правовая база,методическая, психолого – педагогическая литература 1. Нищева Н. В. Развивающие сказки : Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста - учебно-методическое пособие-конспект. - Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2002 год. - 47 c.
2. ТРИЗ-технология И. Н. Мурашковской «Сказка, отворись!» / Мурашковска И. Н. «Сказка, отворись». https://www.trizminsk.org
ФЕВРАЛЬ Нормативно – правовая база,методическая, психолого – педагогическая литература 1. Швайко Г. С. Игры и упражнения для развития речи / Под ред. В. В. Гербовой. - М. : Просвещение, 2000.
2. Эльконин Д. Б. Детская психология : развитие от рождения до семи лет. - М. : Просвещение, 2000. - 348 с.
МАРТ Нормативно – правовая база,методическая, психолого – педагогическая литература 1. Скажи по другому: Речевые игры, упражнения, ситуации, сценарии / Под ред. О. С. Ушаковой. - Самара, 2001. - 10 с.
2. Ткаченко Т. А. Использование схем в составлении описательных расказов/ Дошкольное воспитание. 2003. № 10. С. 16-21
3. Богуш Д. А. корейский метод Су-Джок. М. : Ника – Центр, 2008.
АПРЕЛЬ Нормативно – правовая база,методическая, психолого – педагогическая литература 1. Тихеева Е. И. Развитие речи детей. - М. : Просвещение, 1990.
2. Ушакова О. С. Развитие речи детей 4-7 лет // Дошкольное воспитание. - 2006. - №1. - С. 59-66.
МАЙ Нормативно – правовая база,методическая, психолого – педагогическая литература 1. Речевое развитие https://r-rech.ru/2010-06-09-16-40-10.html
2. Развитие речи# Развивающие игры и пособия
https://vk.com/club165440730
ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Воспитателя: Петуховой Ирины Владимировны
1. Тема: «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности»
Актуальность: Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, в контексте образовательных областей, является развитие речи детей.
Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т. д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.
Цель: Повышение уровня компетентности и профессионализма по вопросам развития речевой активности детей дошкольного возраста в процессе различных видов детской деятельности.
Задачи:
• Изучить психолого-педагогические особенности и специфику развития речевой деятельности детей дошкольного возраста.
• Освоить методики и технологии развития речевой активности детей в различных видах деятельности.
• Совершенствовать методику педагогического сопровождения воспитанников в процессе их речевого развития.
• Разработать дидактический, иллюстративный и информационный материал по данной теме.
• Создать условия для развития активной речи детей, предусматривающие методическое обеспечение, психолого-педагогическое обеспечение, организацию развивающей предметно-пространственной среды.
• Организовать взаимодействие с родителями и социальными партнерами по вопросам развития активной речи детей в процессе различных видов деятельности.
План работы по приоритетному направлению
месяц Содержание работы Форма проведения
СЕНТЯБРЬ 1 – ая неделя
Изучить литературу по данной теме. Подбор и изучение литературы, дидактических игр и упражнений.
2 – ая неделя
Создание предметно-развивающей среды. подготовить:
дидактический, наглядный материал (наборы демонстрационных и раздаточных материалов для слуховых диктантов; картотека игр на развитие слухового внимания, зрительного внимания развитие мышления, памяти;
3 – ая неделя
Тема: «Для чего нужна пальчиковая гимнастика»
Тема: «Артикуляционные и дыхательные упражнения по развитию речи» .
Консультация для родителей.
Памятка для родителей.
4 – ая неделя Тема: «Развитие связной речи». Цель:
совершенствование педагогической работы по развитию связной речи
дошкольников.
Анкета для родителей «Развитие связной речи»
месяц Содержание работы Форма проведения
ОКТЯБРЬ 1 – ая неделя
Подготовка картотеки стихов, потешек. Цель: Вызвать желание заучивать и выразительно читать стихотворение Разучивание стихов, потешек.
2 – ая неделя
Тема: Инсценировки сказок: «Заюшкина избушка», «Кот и лиса» и др.
Цель: Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей. Театральна деятельность.
3 – ая неделя
Подготовка сюжетных картинок («Теремок», «Колобок», «Красная шапочка») Пересказ сказок по сюжетным картинкам
4 – ая неделя Тема: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи» (папка передвижка)»
Цель: Показать роль загадки на формирование выразительности речи. Учить детей отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь детей. Развивать воображение Консультация для родителей.
месяц Содержание работы Форма проведения
НОЯБРЬ 1 – ая неделя
Тема: «Уж небо осенью дышало…» Цель: Прививать детям любовь к поэзии, помочь увидеть красоту осенней природы, понимать образность поэтического языка, расширять представление о пейзажной лирике Пушкина.
чтение стихотворения А. Пушкина
2 – ая неделя
Тема: «Игры и упражнения на развитие звукового анализа как начального этапа подготовки к обучению грамоте» Цель: Повышение компетентности родителей в вопросах обучения дошкольников грамоте;
Консультация для родителей.
3 – ая неделя
Тема: «Игры для развития речи» Цель: Развитие речи детей Картотека игр
4 – ая неделя Тема: «Зимовье зверей»,
Цель: учить подбирать заместители по заданным
признакам (величине и цвету, продолжать учить передавать свое отношение к поступкам
героев.
Разыгрывание сказки с
кружками; игра «ступеньки доброты».
месяц Содержание работы Форма проведения
ДЕКАБРЬ 1 – ая неделя
Тема:
«Муха Цокотуха» Цель: развивать речевое
дыхание и правильную артикуляцию.
Совершенствовать элементы актерского мастерства.
Театрализованная
деятельность с детьми.
2 – ая неделя
Тема: «Роль театрализованных игр в
развитии речи детей среднего
дошкольного возраста»
Консультация для родителей.
3 – ая неделя
Тема: Составление рассказа «Моя комната»
Цель: Учить детей при составлении рассказа связывать предложения между собой по смыслу. Развивать творческое воображение. Рассказы записываются, оформляются рисунками детей
4 – ая неделя Тема: Составление рассказа о зиме. Цель: Упражнять детей в составлении рассказов из личного опыта. Развивать воображение, мышление, связную речь. Рассказы записываются, оформляются рисунками детей
месяц Содержание работы Форма проведения
ЯНВАРЬ 1 – ая неделя
2 – ая неделя
Тема: «Цепочка слов»
Цель: упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах. Дидактическая игра
3 – ая неделя
Тема: чистоговорки. Цель: Совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний, интонационную выразительность речи. Заучивание чистоговорки.
4 – ая неделя Тема: «ЧУДЕСНЫЙ ЛЕС»
Цель: научить детей создавать в воображении ситуации на основе их схематического изображения. Дидактическая игра
месяц Содержание работы Форма проведения
ФЕВРАЛЬ 1 – ая неделя
Тема: «Снежок»
Цель: вызвать интерес и любовь к художественной литературе. Разучивание стихотворения
2 – ая неделя
Тема: Л. Толстого «Косточка». Цель; Познакомить с рассказом Л. Толстого «Косточка».
Чтение рассказа Л. Толстого
3 – ая неделя
Тема: «Мастерская душ».
Цель: обобщить знания детей о признаках проявления разных
эмоциональных состояний; уточнить знания детей о разных поведенческих
реакциях в зависимости от черт характера объекта; ТРИЗ – игра
Сюжетно – ролевая игра
4 – ая неделя Тема: дом. семья
Цель: Формировать грамматический строй речи дошкольников посредством выразительного чтения стихотворений наизусть. Разучивание стихотворения
Мнемотехника.
месяц Содержание работы Форма проведения
МАРТ 1 – ая неделя
Тема: «Мимоза для мамы»
Цель: Работа над темпом и ритмом речи.
Пальчиковая игра «Цветочек»
2 – ая неделя
Тема: «Моя мама лучше всех…»
Цель: Формировать грамматический строй речи дошкольников посредством выразительного чтения стихотворений наизусть. Разучивание стихотворения
3 – ая неделя
Тема: «Дорожка признаков» Цель: учить детей описывать объект, используя в речи имена признаков; соотносить значение имени признака с его графическим обозначением Дидактическая игра
4 – ая неделя Тема: «Су-джок терапия»
Цель: ознакомить родителей с современной нетрадиционной технологией – су-джок терапией в работе с детьми по развитию речи. Консультация для родителей
месяц Содержание работы Форма проведения
АПРЕЛЬ 1 – ая неделя
Тема: «Колобок»
«Красная шапочка»
«Маша и медведь»
Цель: стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. Чтение сказок с использованием Су-джок терапии
2 – ая неделя
Тема: «Мишка заболел», «Советы доктора Айболита», игра – забава «Мое тело» и др. Цель: Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук. Театрализованные спектакли о спорте и ЗОЖ
3 – ая неделя
Тема: «Задуй свечку» «Сон на берегу моря», «Волны шипят», «Дельфин плывёт», «Глоток воздуха» (по методу А. Н. Стрельниковой) Цель: Координация движений рук с дыхательными движениями грудной клетки, тренировка правильного носового дыхания, укрепление круговой мышцы рта. Дыхательная гимнастика
4 – ая неделя Тема: Инсценировки сказок: «Кот и лиса», «Теремок» и др.
Цель: Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей. Театральна деятельность.
месяц Содержание работы Форма проведения
МАЙ 1 – ая неделя
Тема: «День победы».
Цель: Учить детей выразительно осмысленно читать наизусть стихотворение. Продолжать развивать память поэтический слух. Воспитывать чуткость к художественному слову. Воспитывать чувство патриотизма. Заучивание стихотворения ко Дню Победы
2 – ая неделя
Тема: А. Твардовский «Рассказ танкиста» Цель: Расширять знания детей о защитниках Отечества; уточнить представления о родах войск, вызвать желание быть похожими на сильных и смелых воинов; развивать воображение, поэтический вкус; воспитывать уважение, любовь и благодарность к людям, защищающим Родину. чтение рассказа.
3 – ая неделя
Тема: “Волк на рыбалке”, сравнение со сказкой “Лисичка-сестричка и серый волк”. Цель: Помочь детям понять разницу между добрым юмором, несущим радость, и ложью, придуманной для выгоды. Составление юмористической сказки по серии сюжетных картин
4 – ая неделя Тема: «Подзорная труба». Цель: рекомендации: побуждать детей к выделению и
называнию объектов на картине.
ТРИЗ – игра
Дидактическая игра
Методическая литература
1. Гербова, В. Развитие речи в детском саду. 5-6лет. Старшая группа / В. Гербова. - М. : Мозаика-Синтез, 2015. - 144 c.Н. А.
2. Дмитриева, В. Г. Развитие речи. Умные ступеньки 5-6 лет / В. Г. Дмитриева. - М. : АСТ, 2012. - 256 c.
3. Александрова, О. В. Развитие мышления и речи для малышей 4-6 лет / О. В. Александрова. - М. : Эксмо, 2013. - 48 c.
4. Матвеева, А. С. Яковлева, Н. Н. Говорю, понимаю, объясняю правильно. Развитие речи 5-6 лет / А. С. ЯковлеваН. Н. Матвеева. - М. : АСТ, 2012. - 256 c.
5. Ушакова, О. С. Развитие речи детей 3-5 лет. Программа, консп. занят., метод. рекомендации (по ФГОС, дополн. / О. С. Ушакова. - М. : ТЦ Сфера, 2015. - 192 c.