Ирина Тишко
План работы по самообразованию воспитателя МКДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
План работы по самообразованию
«Развитие мелкой моторики руки через продуктивные виды деятельности»
Актуальность:
Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.
Публикация «План работы по самообразованию воспитателя МКДОУ» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.
Учитывая особенности детей с ОВЗ, я постоянно использую приёмы и методы для развития мелкой моторики. Когда в группе оказались дети средней группы с недостаточно развитой мелкой моторикой, с не сформированными навыками работы с кисточкой, ножницами, я решила расширить методы и приёмы по развитию мелкой моторики и подбирать такие виды работы по продуктивным видам деятельности, которые так же способствовали бы развитию движения пальцев.
Считаю это актуальным, так как это способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, сохранению психического и физического развития ребенка, развитию воображения, творчества, фантазии. Помогает ребятам приобрести уверенность в себе, ведь после каждой работы они могут увидеть её результат.
Цель:
Создать условия для формирования мелкой моторики руки через продуктивные виды деятельности.
Задачи:
1. Подобрать комплекс работ, способствующих развитию мелкой моторики.
2. Познакомить детей с нетрадиционными методами изобразительной деятельности.
3. Развивать мелкую моторику руки через продуктивные виды деятельности
4. Развивать тактильную моторику пальцев рук.
5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, творческую активность.
Предполагаемый результат:
1. Положительная динамика развития мелкой моторики у каждого ребенка.
2. Положительное отношение к работам художественно-эстетической направленности.
Содержание работы
I этап (теоретический)
1. Подбор литературы по теме.
2. Изучение и фиксация наиболее значимых материалов.
3. Анализ программы
4. Составление пошагового плана практических действий.
II (практический)
1. Проведение первичной диагностики.
2. Проведение род. собр.
3. Изготовление папки-передвижки для родителей
4. Апробация рекомендуемых форм, методов, приёмов работы.
5. Промежуточный анализ результативности.
III (завершающий)
1. Контрольная диагностика.
2. Анализ полученных результатов.
3. Отчёт о работе над темой.
На первом этапе я изучили теоретические вопросы:
-развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста
-нетрадиционные приёмы рисования, лепки, аппликации
-применение природного материала в ДОУ
-конструирование из счётных палочек
-польза мозаики для детей дошкольного возраста
Составила примерное планирование, выделила этапы работы по нескольким направлениям.
Художественно эстетическое развитие
Рисование нетрадиционными техниками (пальцами, ладошкой, свечей, зубной щеткой, тычком, на мыльной пене и др.)
Аппликация (мозаичная, обрывание, и т. д.)
Конструирование из палочек, из бумаги – оригами.
Лепка с использованием разного материала (различные массы для лепки, солёное тесто, целлюлоза, песок).
Ручной труд (шитье, вдевание нитки в иголку; нанизывание бус, бумаги, рябины; поделки из круп)
Развитие графической моторики:
Рисование по трафаретам
Штриховка
Работа в тетрадях, выполнение графических упражнений
Работа в занимательных прописях для дошкольников.
Развивающие игры:
Мозаика
Настольный строитель
Различные виды конструктора
Пазлы
Игры с прищепками, пуговицами.
На втором этапе провела родительское собрание, где была затронута тема «Развитие мелкой моторики рук», изготовили для родителей папку-передвижку. Работала по намеченному плану.
На третьем этапе обобщила полученные в процессе педагогической деятельности результаты. В результате целенаправленной и систематической работе выявлена положительная динамика. Благодаря совместным усилиям воспитателей и учителя-дефектолога, дети достигли хорошего результата в развитии мелкой моторики рук, кисти рук приобрели хорошую подвижность, гибкость, исчезла скованность движений, что благотворно повлияло на развитие умений и навыков в художественном творчестве, на развитие речи.
Список литературы:
Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006.
Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. – М., 2010.
Акуненок Т. С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18
Шклярова О. В. Рисуйте в нетрадиционной форме // Дошкольное воспитание. – 1995. - №11
Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Казаковой Р. Г. – М., 2007.