Елена Заемина
План работы по самообразованию «Формирование патриотических чувств у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад № 28 «Белочка».
План самообразования педагога тема :
" Формирование патриотических чувств у дошкольников" на 2023-2024 учебный год
Разработала : воспитатель Заемина Е. В.
Публикация «План работы по самообразованию „Формирование патриотических чувств у дошкольников“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Нравственно-патриотическое воспитание. Самообразование
- Патриотическое воспитание. Планы
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2023
Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.
Д. С. Лихачёв
Цель: Повышение профессиональной компетентности и систематизирование знаний по вопросам нравственно – патриотического воспитания дошкольников. Задачи для педагога: – повысить свой теоретический и научно – методический уровень через подборку и изучение методической литературы; – разработать консультации и папки- передвижки для родителей; – разработать план работы по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников, – создать картотеку игр по данной теме; – провести самоанализ и подготовить отчет о проделанной работе. Задачи для детей: - Формировать чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким. - Формировать чувство любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям. - Формировать представления о России как о родной стране. - Воспитывать патриотизм, уважение к прошлой России. -Пополнить знания о Великой Отечественной войне. -Воспитывать гражданско-патриотические чувства посредством изучения государственной символики. Задачи для родителей: -Создать в семье благоприятные условия для нравственно- патриотического развития ребёнка, учитывая опыт детей, приобретённый в детском саду.
Актуальность. Сегодня как никогда становится ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании нельзя уверенно двигаться вперед, так как наше будущее должно иметь свою духовно-нравственную основу, свой духовно-нравственный стержень - Любовь к Отечеству, к своей Родине. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Поэтому именно с дошкольного возраста следует воспитывать в детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрыть им истинные ценности семьи, нации, Родины. Патриотизм является одним из нравственных качеств личности, которое формируется уже в дошкольном возрасте, и, как любое нравственное качество.
Правильная организация работы по патриотическому воспитанию старших дошкольников основана, прежде всего, на знании возрастных возможностей и психологических особенностей детей этого возраста.
В старшем дошкольном возрасте, как отмечают психологи, появляются новообразования, свидетельствующие о возможности и необходимости осуществления специальной работы по патриотическому воспитанию детей.
К ним относится, прежде всего, формирование у дошкольников нравственных чувств на основе обогащения содержания, роста осознанности, глубины и устойчивости эмоциональных переживаний.
В настоящее время актуальна и особенно трудна работа с родителями, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
В семье ребенок усваивает основные социальные знания, приобретает нравственные умения и навыки, воспринимает определенные ценности и идеалы, необходимые ему для жизни в данном обществе.
Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме патриотического воспитания в семье.
Осуществление патриотического воспитания старших дошкольников включает воспитание патриотических чувств, любви к Родине, развитие интереса к народной культуре, к родному языку, традициям и обычаям.
Патриотизм – это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможно, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа, входящего в состав России.
Любовь ребенка к Отчизне характеризуется яркой эмоциональной окрашенностью. «Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту». Эти слова В. А. Сухомлинского как нельзя точно отражают специфику и суть работы педагогического коллектива детского сада в работе по патриотическому воспитанию детей. Источником формирования у ребенка любви к родным местам является и участие его в общественно-полезном труде, и гражданская ответственность родителей, близких.
Учите своих детей добру, толерантности, здоровому ритму жизни, и они не замедлят порадовать вас своими достижениями.
Ожидаемый результат. Дети должны знать.
домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад);
место работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение);
место проживания область, район, село Маргаритово; достопримечательности; климатические условия;
свою нацию, язык, традиции (должны гордиться своим народом, его достижениями); столицу нашей Родины — Москву (знать историю, достопримечательности несколько крупных городов, страну и показывать их на карте России флаг, герб, гимн России);
представителей других национальностей, населяющих нашу страну (уважать их культуру и традиции);
природу родных мест, флору и фауну (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней);
название планеты, на которое мы живем;
Формы и методы работы по патриотическому воспитанию детей
Создание проблемной ситуации.
Совместная проектная деятельность.
Совместная деятельность родителей и детей по изготовлению поделок.
Конкурсы рисунков и поделок.
Конкурсы стихов.
Анализ нравственных качеств.
Ручной труд.
Беседа
Инсценировки, театрализация.
Изготовление подарков.
Выставки и экспозиции.
Игры (дидактические, народные подвижные, настольно-печатные, игры-сотрудничества).
Выставки рисунков.
Сказки.
организация тематических мероприятий (праздники, утренники, соревнования, конкурсы, развлечения, досуги, концерты).
обустройство патриотического уголка в группе;
План работы.
Сроки Содержание Раздел
Сентябрь - май
Зацепина М. Б. "Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников".
Козлова С. А. "Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью".
Комратова, М. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие. - М. : ТЦ Сфера 2007.
Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников. Под ред. Н. В. Микляевой. – М. : ТЦ Сфера, 2013.
Ривина, Е. К. Знакомим дошкольников с семьей и родословной: пособия для педагогов и родителей: для работы с детьми 2 – лет/ Е. К. Ривина. -М. :Мозаика-Синтез,2008. Изучение методической литературы
Сентябрь Оформление уголка в группе детского сада «Моя Родина – Россия».
Чтение Барто А.
«Вовка – добрая душа»,
«Дома»,
«На заставе»,
«В пустой квартире»,
«Младший брат»;
Работа с дошкольниками
Октябрь Ознакомление с символикой России, Ростовской области, Азовского района.
Чтение Александров З. «Дозор»; «Родина»
Ноябрь Проект «Мы помним! Мы гордимся»
Декабрь Беседа по теме «Улица, на ко торой я живу». Беседа «Мир вокруг нас». Беседа «Разноцветные люди». Беседа «Наша страна - Россия».
Январь Подборка дидактических игр по патриотическому воспитанию. Разучивание пословиц и поговорок на тему «Родина»
Февраль Подготовка и проведение праздника «День защитника Отечества». Конкурс рисунков «Мой папа»
Март Беседа «Моя мама – лучшая на свете». Выставка рисунков «Моя мама». Конкурсно - игровая программа «Мама-загляденье прямо»
Апрель Чтение Былины «Как Илья Муромец богатырем стал»,
«Илья Муромец и Соловей – Разбойник»,
«Алеша Попович и Тугарин Змеевич»,
«Добрыня и Змей»,
«Святогор»,
«Вольга и Микула Селянович»,
«Садко»,
«Никита Кожемяка»
Май НОД «Поклонимся великим тем годам»
Сентябрь - май
Консультации:
«Воспитание патриотических чувств у дошкольников», «Воспитываем патриота в семье». «Воспитание
маленького гражданина».
Просмотр с ребенком кинофильмов и передач, рассказывающих о людях, прославивших нашу страну, их вклад в жизнь общества.
Знакомство ребенка с памятными и историческими местами своей Родины.
Чтение ребенку книг о Родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа.
Рассказы о достижениях в нашей стране, о подвигах, о космонавтах, спортсменах …
Посещение выставок, музеев.
Вместе с ребенком принимать участие в субботниках и озеленении участка.
Участие в конкурсах, выставках, согласно рабочей программе педагога на 2023-2024 учебный год.
Работа с семьёй
Сентябрь - май Разработка перспективных планов, конспектов занятий по теме.
Знакомство с передовым педагогическим опытом. Изучение опыта работ коллег по данной теме в интернет ресурсах.
Показ открытого мероприятия НОД «Поклонимся великим тем годам». Выступление по теме самообразования на педсовете. Самообразование
Задачи на следующий год:
1. Продолжить работу по теме : «Формирование патриотических чувств у дошкольников»
2. Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме;
3. Изучить новинки методической литературы;
4. В работе с родителями планирую включать анкеты, беседы посиделки, организации совместных праздников.
5. Продолжать способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада