Приложение МААМ

План работы по самообразованию «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста»

Елена Казакова
План работы по самообразованию «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

План работы по самообразованию

Воспитатель средней группы: Зенченко Елены Федоровны

Тема самообразования : «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста».

Актуальность темы.

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как они определяют прогресс человечества.

Темочки:

Дошкольный возраст сензитивен, наиболее благоприятный для развития не только образного мышления, но и воображения, психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. Поэтому творчество, развитие творчества – одна из главных задач воспитания.

Воспитанию у детей стремления участвовать в преобразовании окружающего мира, развитию у детей способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и искусстве – посвящены многие педагогические исследования: Н. А. Ветлугиной, В. А. Сухомлинского, Т. С. Комаровой, Т. Г. Казаковой и многих других. Исследования Т. С. Комаровой показывают, что изобразительная деятельность способствует развитию познавательных процессов и в частности формированию мыслительных операций: анализа, сравнения, синтеза, обобщения.

Рисование является одним из самых интересны и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности.

Все дети в детстве рисуют, но это получается не у всех детей одинаково, одному ребенку достаточно небольшой помощи, а другому требуется длительная тренировка. Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выразить в рисунке задуманное и затрудняет развитие познавательных способностей и эстетического восприятия. Сложной для дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Далеко не все дети справляются с поставленной перед ними задачей. Это влечет за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и ведет к детской неуверенности. решить данные проблемы помогают нетрадиционные способы рисования.

Многолетняя практика показала, что использование нетрадиционных техник хорошо способствует правильному составлению сюжетного рисунка детьми дошкольного возраста. Чтобы ребенок рисовал с удовольствием и совершенствовался в своем творчестве взрослый должен помогать ему. Детям очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способы рисования : кистью, карандашами, фломастерами. Использование лишь этих предметов не позволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности. Они не способствуют развитию воображения, фантазии. А ведь рисовать можно чем угодно и как угодно!

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребенок любит быстро достигать результата в своей работе. Во время рисования пальцами рук ребенок получает необыкновенно чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребенка:

• мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

• пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

• внимания и усидчивости;

• изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости; В детском творчестве окружающий его мир открывается по-разному, в зависимости от его внутреннего состояния, только ему одному ощущений и желаний. Дети особенно подвержены своим эмоциям. Возникающие в их непосредственном воображении образы и сюжеты поражают нас своим необъяснимым сочетанием цвета, формы невероятностью событий. В их рисунках можно увидеть голубого слона, шагающий дом, красный дождь и многое другое. Что же побуждает ребенка к творчеству?

При организации работы по формированию творческих способностей важно уделять внимание социальноэмоциональному развитию. Важно стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности.

Результатами работы в данном направлении должны стать:

- активность и самостоятельность детей в изобразительной деятельности;

- умение находить новые способы для художественного изображения;

- умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности;

Нетрадиционные методы рисования использую не только на занятиях по изодеятельности, но и на других занятиях и в свободное от занятий время. Работая по той методике, отметила, что у детей повышается интерес к изобразительной деятельности. Имея опыт рисования различными способами, дети уже сами предлагают их, стоит только предложить им тему рисования.

Проводя цикл занятий с использованием разнообразных техник для выявления способностей детей за пройденное время, видно, что у детей, имеются способности к работе красками с использованием нетрадиционных техник. У детей со слабо развитыми художественно-творческими способностями показатели находятся чуть выше, чем в начале учебного года, но за счет применения нетрадиционных материалов улучшился уровень увлеченности темой и техникой и способность к цветовосприятию.

С уверенностью можно сказать, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах.

Опыт работы показал, что овладение техникой изображения доставляет малышам истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей.

Результатами моей работы в данном направлении стали:

- активность и самостоятельность детей в изодеятельности;

- умение находить новые способы для художественного изображения;

- умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности. Сроки работы над проектом : сентябрь 2016 г. – май 2017 г.

Ожидаемый результат

• формирование у детей младшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;

• владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;

• умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;

• повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно – творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования;

• повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.

Литература

1. Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва «Издательство Скрипторий 2003»

2 И. В. Тюфанова» Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников», Санкт-Петербург, изд-во «Детство-Пресс», 2004 г.

3. А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки», Ярославль, изд-во «Академия развития-Академия холдинг».

4. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники» под редакцией Р. Г. Казаковой, Москва, изд-во «Творческий центр Сфера», 2005 г.

5. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», Москва, изд-во «Карапуз-Дидактика».

6. Колдина Д. Н. Игровые занятия с детьми 2 – 3 лет. - Москва,2010 г.

7. Рисование с детьми дошкольного возраста : нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. Под ред. Р. Г. Казаковой. Москва 2007 г.

8. Белкина В. Н. и др. Дошкольник : обучение и развитие. - Ярославль, 1998 г.

9. Янушко Е. А. Рисование с детьми раннего возраста. – Москва, 2010 г.

10. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – Москва,2010.

11. Акуненок Т. С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования. Дошкольное образование. 2010 г №18.

12. Шклярова О. В. Рисуйте в нетрадиционной форме. Дошкольное воспитание. -1995 г. №11 13. Комарова Т. С. «Как можно больше разнообразия» Дошкольное воспитание, 1991г. №9.

План самообразования

Раздел плана Сроки Форма работы Практические выходы

Изучение методической литературы Сентябрь 1. Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва «Издательство Скрипторий 2003»

2 И. В. Тюфанова» Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников», Санкт-Петербург, изд-во «ДетствоПресс», 2004 г.

3. А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки», Ярославль, изд-во «Академия развития-Академия холдинг». 4. «Рисование с детьми дошкольного возраста.

Нетрадиционные техники» под редакцией Р. Г. Казаковой, Москва, изд-во «Творческий центр Сфера», 2005 г.

5. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», Москва, изд-во «Карапуз-

Дидактика».

6. Колдина Д. Н. Игровые занятия с детьми 2 – 3 лет. - Москва,2010 г.

7. Рисование с детьми дошкольного возраста : нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. Под ред. Р. Г. Казаковой. Москва 2007 г.

8. Белкина В. Н. и др. Дошкольник : обучение и развитие. - Ярославль, 1998 г.

9. Янушко Е. А. Рисование с детьми раннего возраста. – Москва, 2010 г.

10. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – Москва,2010. 11. Акуненок Т. С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования. Дошкольное образование. 2010 г №18.

12. Шклярова О. В. Рисуйте в нетрадиционной форме. Дошкольное воспитание. -1995 г. №11 13. Комарова Т. С. «Как можно больше разнообразия» Дошкольное воспитание, 1991г. №9.

Работа с детьми :

Октябрь 1. Непосредственно образовательная деятельность «Листья желтые летят». Цель: Познакомить с нетрадиционной техникой рисования пальчиками, активизировать словарь по лексической теме; развивать мелкую моторику;

Непосредственно образовательная деятельность «Рябинка». Цель: Продолжать учить технике пальчикового рисования, развивать чувство восприятия, цвета;

2. Совместная творческая деятельность педагога и детей «Веселые мухоморы». Цель: Закреплять технику нетрадиционного рисования (рисуем пальчиком, активизировать словарь по лексической теме; развивать мелкую моторику пальцев рук;

3. Игровая деятельность:

Дидактическая игра «Какого цвета предмет?». Цель: Закреплять основные цвета, развивать чувство цвета; Выставка рисунков «Золотая осень», рассматривание иллюстраций из серии «Осень».

Ноябрь 1. Непосредственно образовательная деятельность «Дождик». Цель: Познакомить с техникой рисования ватными палочками, учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность бумаги;

2. Совместная творческая деятельность педагога и детей «Лесные ягоды». Цель: Закреплять технику нетрадиционного рисования (рисуем пальчиком, активизировать словарь по лексической теме, развивать мелкую моторику пальцев рук;

3. Игровая деятельность:

Дидактическая игра «Дорисуй предмет». Цель: Развивать творческое воображение, мелкую моторику; Подбор народных примет о ноябре.

Рассматривание иллюстраций из серии

«Ягоды»

Декабрь 1. Непосредственно образовательная деятельность «Снег- снежок». Цель: Продолжать знакомить с техникой рисования ватными палочками, учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность бумаги;

2. Совместная творческая деятельность педагога и детей «Украшаем ёлку». Цель: Закреплять техники рисования пальцами, ватными палочками, развивать творческое воображение, мелкую моторику;

3. Игровая деятельность: Дидактическая игра «Наряжаем ёлочку». Цель. Учить располагать шарики по всей поверхности ёлки, закреплять основные цвета;

Рассматривание иллюстраций из серии «Зима»

Подбор стихотворений о зиме

Прослушивание песен «Маленькой ёлочке», «Ёлочка- зеленая иголочка»

Январь 1. Непосредственно образовательная

деятельность «Звездное небо». Цель: Познакомить с техникой печатания печатками, учить приему примакивания, развивать чувство цвета;

2. Совместная творческая деятельность педагога и детей «Руковичка Деда Мороза». Цель: Закреплять техники рисования пальцами, ватными палочками, печатками, развивать творческое воображение, мелкую моторику; Выставка рисунков «Зимушка-зима»

Чтение стихотворений о Деде Морозе

Февраль

1. Непосредственно образовательная деятельность «Морозные узоры». Цель: Познакомить с техникой рисования манкой, развивать мелкую моторику;

2. Совместная творческая деятельность педагога и детей «Галстук для папы». Цель: Продолжать упражнять в технике печатания пробкой, развивать чувство композиции, цвета;

3. Игровая деятельность: Дидактическая игра «Составь узор».

Цель: Развивать творческое воображение, мелкую моторику; Подбор народных примет о зиме

Подбор и заучивание стихотворений о папе

Март 1. Непосредственно образовательная деятельность «Солнышко». Цель: Познакомить с техникой рисования ладошками, учить быстро наносить краску на ладошку и делать отпечатки. 2. Совместная творческая деятельность педагога и детей «Цветы для мамы». Цель: Закрепить навык рисования красками при помощи пальцев и штампов, закреплять знания цветов;

3. Игровая деятельность:

Дидактическая игра «Собери бусы». Цель. Учить располагать бусинки, чередуя цвета, закреплять цвета, развивать мелкую моторику; Подбор народных примет о весне Рассматривание иллюстраций из серии

«Весна»

Заучивание заклички «Солнышко- ведрышко», стихотворений о маме

Апрель 1. Непосредственно образовательная деятельность «Травка». Цель: Упражнять в технике рисования ладошкой, закрепить умение заполнять отпечатками всю поверхность, развитие цветовосприятия, творчество;

Непосредственно образовательная деятельность «Божья коровка». Цель: Продолжать упражнять в технике печатания пробкой, развивать чувство композиции, цвета; активизировать словарь по лексической теме; развивать мелкую моторику пальцев рук;

2. Совместная творческая деятельность педагога Рассматривание иллюстраций из серии

«Растения»,

«Насекомые»;

Оформление выставки

«Творим вместе»

и детей «Красивая тарелка». Цель: Продолжать знакомить с техникой нетрадиционного рисования пластилинография; развивать мелкую моторику.

3. Игровая деятельность:

Дидактическая игра «Составь

букет». Цель. Развивать творческое воображение, мелкую моторику;

Май 1. Развлечение «В гостях у Весны». Цель: Закрепить навыки рисования с использованием нетрадиционных техник в процессе выполнения игровых творческих заданий; активизировать словарь по лексической теме; развивать мелкую моторику.

Оформление альбома с творческими работами «Вот как мы можем!»

Работа с родителями Сентябрь Консультация на тему: «Рисование нетрадиционными способами» Буклеты для родителей «Как развивать творчество»

Октябрь Консультация для родителей: «Роль искусства в жизни ребенка»

Ноябрь Оформление папки-передвижки для родителей: «Рисование нетрадиционными способами» Альбом с работами, выполненными в нетрадиционной технике

Декабрь 1. Мастер – класс для родителей по теме: «Рисуем без кисточки».

2. Совместный праздник «Новый год». Выставка работ

«Рисуют родители»

Январь

1. Консультация для родителей: «Зимние художества».

2. Оформление художественной выставки «Зимушка- зима»

Выставка совместных работ «Зимушка - зима»

Февраль Памятка для родителей «Учите рисовать нетрадиционной технике рисования» «Виды нетрадиционного рисования

Март Консультация для родителей «Рисовать- это важно

Апрель Гостиная для родителей «Творим вместе» Выставка совместных работ «Творим вместе»

Май 1. Оформление альбома с творческими работами детей «Вот как мы можем!»

2. Родительское собрание. Подведение итогов проекта. Результаты работы. Альбом с детскими работами

Презентация «Мы любим рисовать

Самореализация Май Отчет по теме самообразования Выступление на педсовете.

Публикации по теме:

Художественные материалы и нетрадиционные техники рисования в работе с детьми дошкольного возрастаХудожественные материалы и нетрадиционные техники рисования в работе с детьми дошкольного возраста Слайд 2 Процесс рисования – это частица духовной жизни ребёнка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут.

Мастер-класс для родителей «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста»Мастер-класс для родителей «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста» Цель: познакомить родителей с нетрадиционными техниками рисования. Задачи: 1. Формировать у родителей умение организовывать совместную.

Рисование в комбинированной нетрадиционной технике с детьми младшего дошкольного возраста «Мимоза»Рисование в комбинированной нетрадиционной технике с детьми младшего дошкольного возраста «Мимоза» Доброго времени суток, коллеги! Рада, что заглянули ко мне на страничку! Сегодня с моими трёхлетними крохами рисовали мимозу. Вот какая.

Нетрадиционные техники рисования с детьми подготовительного возраста «Морж»Нетрадиционные техники рисования с детьми подготовительного возраста «Морж» Доброго времени суток, друзья, коллеги и гости моей странички! Недавно в одной публикации здесь на сайте, на выставке рисунков, среди прочих.

Нетрадиционные техники рисования с детьми среднего возраста «Капитошка»Нетрадиционные техники рисования с детьми среднего возраста «Капитошка» Хочу рассказать, как мы рисовали главного героя мультфильма "Капитошка" Капитошку мы с друзьями, очень долго все искали… Оказалось Капитошка,.

Нетрадиционные техники рисования с детьми среднего возраста «Зебра»Нетрадиционные техники рисования с детьми среднего возраста «Зебра» Сегодня хочу вновь рассказать вам, коллеги, о нашем творчестве на неделе посвящённой безопасности. Мы повторили не только правила пожарной.

Рисование в технике монотипии с детьми старшего дошкольного возраста «Кит-великан»Рисование в технике монотипии с детьми старшего дошкольного возраста «Кит-великан» Вновь спешу поделиться с вами, мои друзья и коллеги, нетрадиционными техниками, которые можно использовать с детьми старшего возраста на.

Нетрадиционные техники рисования с детьми старшего возраста «Пингвинёнок»Нетрадиционные техники рисования с детьми старшего возраста «Пингвинёнок» Сегодня предлагаю вашему вниманию, коллеги, простой мастер-класс по нетрадиционному рисованию "Пингвинёнок" Чтобы выполнить такой рисунок.

Нетрадиционные техники рисования с использованием кофе с детьми старшего дошкольного возраста «Пусть Мишка поспит»Нетрадиционные техники рисования с использованием кофе с детьми старшего дошкольного возраста «Пусть Мишка поспит» Доброго времени суток, друзья и гости моей странички! Не могу оставить без внимания и я, всеми любимого Топтыгина! Предлагаю вам мастер-класс.

Отчет по самообразованию «Развитие творческого воображения через нетрадиционные техники рисования»Отчет по самообразованию «Развитие творческого воображения через нетрадиционные техники рисования» Отчет по самообразованию " Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста через нетрадмционные техники рисования".

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План работы по самообразованию «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста»
Опубликовано: 17 февраля 2020 в 17:06
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «План работы по самообразованию «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Казакова (УИ 63527) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД