Елена Казакова
План работы по самообразованию «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
План работы по самообразованию
Воспитатель средней группы: Зенченко Елены Федоровны
Тема самообразования : «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста».
Актуальность темы.
В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как они определяют прогресс человечества.
Темочки:
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нетрадиционные техники рисования
- Нетрадиционные техники рисования. Самообразование
- Планирование. Планы работ
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Методические разработки
- Рисование. Планирование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Дошкольный возраст сензитивен, наиболее благоприятный для развития не только образного мышления, но и воображения, психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. Поэтому творчество, развитие творчества – одна из главных задач воспитания.
Воспитанию у детей стремления участвовать в преобразовании окружающего мира, развитию у детей способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и искусстве – посвящены многие педагогические исследования: Н. А. Ветлугиной, В. А. Сухомлинского, Т. С. Комаровой, Т. Г. Казаковой и многих других. Исследования Т. С. Комаровой показывают, что изобразительная деятельность способствует развитию познавательных процессов и в частности формированию мыслительных операций: анализа, сравнения, синтеза, обобщения.
Рисование является одним из самых интересны и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности.
Все дети в детстве рисуют, но это получается не у всех детей одинаково, одному ребенку достаточно небольшой помощи, а другому требуется длительная тренировка. Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выразить в рисунке задуманное и затрудняет развитие познавательных способностей и эстетического восприятия. Сложной для дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Далеко не все дети справляются с поставленной перед ними задачей. Это влечет за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и ведет к детской неуверенности. решить данные проблемы помогают нетрадиционные способы рисования.
Многолетняя практика показала, что использование нетрадиционных техник хорошо способствует правильному составлению сюжетного рисунка детьми дошкольного возраста. Чтобы ребенок рисовал с удовольствием и совершенствовался в своем творчестве взрослый должен помогать ему. Детям очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способы рисования : кистью, карандашами, фломастерами. Использование лишь этих предметов не позволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности. Они не способствуют развитию воображения, фантазии. А ведь рисовать можно чем угодно и как угодно!
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребенок любит быстро достигать результата в своей работе. Во время рисования пальцами рук ребенок получает необыкновенно чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребенка:
• мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
• пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
• внимания и усидчивости;
• изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости; В детском творчестве окружающий его мир открывается по-разному, в зависимости от его внутреннего состояния, только ему одному ощущений и желаний. Дети особенно подвержены своим эмоциям. Возникающие в их непосредственном воображении образы и сюжеты поражают нас своим необъяснимым сочетанием цвета, формы невероятностью событий. В их рисунках можно увидеть голубого слона, шагающий дом, красный дождь и многое другое. Что же побуждает ребенка к творчеству?
При организации работы по формированию творческих способностей важно уделять внимание социальноэмоциональному развитию. Важно стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности.
Результатами работы в данном направлении должны стать:
- активность и самостоятельность детей в изобразительной деятельности;
- умение находить новые способы для художественного изображения;
- умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности;
Нетрадиционные методы рисования использую не только на занятиях по изодеятельности, но и на других занятиях и в свободное от занятий время. Работая по той методике, отметила, что у детей повышается интерес к изобразительной деятельности. Имея опыт рисования различными способами, дети уже сами предлагают их, стоит только предложить им тему рисования.
Проводя цикл занятий с использованием разнообразных техник для выявления способностей детей за пройденное время, видно, что у детей, имеются способности к работе красками с использованием нетрадиционных техник. У детей со слабо развитыми художественно-творческими способностями показатели находятся чуть выше, чем в начале учебного года, но за счет применения нетрадиционных материалов улучшился уровень увлеченности темой и техникой и способность к цветовосприятию.
С уверенностью можно сказать, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах.
Опыт работы показал, что овладение техникой изображения доставляет малышам истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей.
Результатами моей работы в данном направлении стали:
- активность и самостоятельность детей в изодеятельности;
- умение находить новые способы для художественного изображения;
- умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности. Сроки работы над проектом : сентябрь 2016 г. – май 2017 г.
Ожидаемый результат
• формирование у детей младшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
• владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
• умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
• повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно – творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования;
• повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.
Литература
1. Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва «Издательство Скрипторий 2003»
2 И. В. Тюфанова» Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников», Санкт-Петербург, изд-во «Детство-Пресс», 2004 г.
3. А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки», Ярославль, изд-во «Академия развития-Академия холдинг».
4. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники» под редакцией Р. Г. Казаковой, Москва, изд-во «Творческий центр Сфера», 2005 г.
5. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», Москва, изд-во «Карапуз-Дидактика».
6. Колдина Д. Н. Игровые занятия с детьми 2 – 3 лет. - Москва,2010 г.
7. Рисование с детьми дошкольного возраста : нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. Под ред. Р. Г. Казаковой. Москва 2007 г.
8. Белкина В. Н. и др. Дошкольник : обучение и развитие. - Ярославль, 1998 г.
9. Янушко Е. А. Рисование с детьми раннего возраста. – Москва, 2010 г.
10. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – Москва,2010.
11. Акуненок Т. С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования. Дошкольное образование. 2010 г №18.
12. Шклярова О. В. Рисуйте в нетрадиционной форме. Дошкольное воспитание. -1995 г. №11 13. Комарова Т. С. «Как можно больше разнообразия» Дошкольное воспитание, 1991г. №9.
План самообразования
Раздел плана Сроки Форма работы Практические выходы
Изучение методической литературы Сентябрь 1. Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва «Издательство Скрипторий 2003»
2 И. В. Тюфанова» Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников», Санкт-Петербург, изд-во «ДетствоПресс», 2004 г.
3. А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки», Ярославль, изд-во «Академия развития-Академия холдинг». 4. «Рисование с детьми дошкольного возраста.
Нетрадиционные техники» под редакцией Р. Г. Казаковой, Москва, изд-во «Творческий центр Сфера», 2005 г.
5. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», Москва, изд-во «Карапуз-
Дидактика».
6. Колдина Д. Н. Игровые занятия с детьми 2 – 3 лет. - Москва,2010 г.
7. Рисование с детьми дошкольного возраста : нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. Под ред. Р. Г. Казаковой. Москва 2007 г.
8. Белкина В. Н. и др. Дошкольник : обучение и развитие. - Ярославль, 1998 г.
9. Янушко Е. А. Рисование с детьми раннего возраста. – Москва, 2010 г.
10. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – Москва,2010. 11. Акуненок Т. С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования. Дошкольное образование. 2010 г №18.
12. Шклярова О. В. Рисуйте в нетрадиционной форме. Дошкольное воспитание. -1995 г. №11 13. Комарова Т. С. «Как можно больше разнообразия» Дошкольное воспитание, 1991г. №9.
Работа с детьми :
Октябрь 1. Непосредственно образовательная деятельность «Листья желтые летят». Цель: Познакомить с нетрадиционной техникой рисования пальчиками, активизировать словарь по лексической теме; развивать мелкую моторику;
Непосредственно образовательная деятельность «Рябинка». Цель: Продолжать учить технике пальчикового рисования, развивать чувство восприятия, цвета;
2. Совместная творческая деятельность педагога и детей «Веселые мухоморы». Цель: Закреплять технику нетрадиционного рисования (рисуем пальчиком, активизировать словарь по лексической теме; развивать мелкую моторику пальцев рук;
3. Игровая деятельность:
Дидактическая игра «Какого цвета предмет?». Цель: Закреплять основные цвета, развивать чувство цвета; Выставка рисунков «Золотая осень», рассматривание иллюстраций из серии «Осень».
Ноябрь 1. Непосредственно образовательная деятельность «Дождик». Цель: Познакомить с техникой рисования ватными палочками, учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность бумаги;
2. Совместная творческая деятельность педагога и детей «Лесные ягоды». Цель: Закреплять технику нетрадиционного рисования (рисуем пальчиком, активизировать словарь по лексической теме, развивать мелкую моторику пальцев рук;
3. Игровая деятельность:
Дидактическая игра «Дорисуй предмет». Цель: Развивать творческое воображение, мелкую моторику; Подбор народных примет о ноябре.
Рассматривание иллюстраций из серии
«Ягоды»
Декабрь 1. Непосредственно образовательная деятельность «Снег- снежок». Цель: Продолжать знакомить с техникой рисования ватными палочками, учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность бумаги;
2. Совместная творческая деятельность педагога и детей «Украшаем ёлку». Цель: Закреплять техники рисования пальцами, ватными палочками, развивать творческое воображение, мелкую моторику;
3. Игровая деятельность: Дидактическая игра «Наряжаем ёлочку». Цель. Учить располагать шарики по всей поверхности ёлки, закреплять основные цвета;
Рассматривание иллюстраций из серии «Зима»
Подбор стихотворений о зиме
Прослушивание песен «Маленькой ёлочке», «Ёлочка- зеленая иголочка»
Январь 1. Непосредственно образовательная
деятельность «Звездное небо». Цель: Познакомить с техникой печатания печатками, учить приему примакивания, развивать чувство цвета;
2. Совместная творческая деятельность педагога и детей «Руковичка Деда Мороза». Цель: Закреплять техники рисования пальцами, ватными палочками, печатками, развивать творческое воображение, мелкую моторику; Выставка рисунков «Зимушка-зима»
Чтение стихотворений о Деде Морозе
Февраль
1. Непосредственно образовательная деятельность «Морозные узоры». Цель: Познакомить с техникой рисования манкой, развивать мелкую моторику;
2. Совместная творческая деятельность педагога и детей «Галстук для папы». Цель: Продолжать упражнять в технике печатания пробкой, развивать чувство композиции, цвета;
3. Игровая деятельность: Дидактическая игра «Составь узор».
Цель: Развивать творческое воображение, мелкую моторику; Подбор народных примет о зиме
Подбор и заучивание стихотворений о папе
Март 1. Непосредственно образовательная деятельность «Солнышко». Цель: Познакомить с техникой рисования ладошками, учить быстро наносить краску на ладошку и делать отпечатки. 2. Совместная творческая деятельность педагога и детей «Цветы для мамы». Цель: Закрепить навык рисования красками при помощи пальцев и штампов, закреплять знания цветов;
3. Игровая деятельность:
Дидактическая игра «Собери бусы». Цель. Учить располагать бусинки, чередуя цвета, закреплять цвета, развивать мелкую моторику; Подбор народных примет о весне Рассматривание иллюстраций из серии
«Весна»
Заучивание заклички «Солнышко- ведрышко», стихотворений о маме
Апрель 1. Непосредственно образовательная деятельность «Травка». Цель: Упражнять в технике рисования ладошкой, закрепить умение заполнять отпечатками всю поверхность, развитие цветовосприятия, творчество;
Непосредственно образовательная деятельность «Божья коровка». Цель: Продолжать упражнять в технике печатания пробкой, развивать чувство композиции, цвета; активизировать словарь по лексической теме; развивать мелкую моторику пальцев рук;
2. Совместная творческая деятельность педагога Рассматривание иллюстраций из серии
«Растения»,
«Насекомые»;
Оформление выставки
«Творим вместе»
и детей «Красивая тарелка». Цель: Продолжать знакомить с техникой нетрадиционного рисования пластилинография; развивать мелкую моторику.
3. Игровая деятельность:
Дидактическая игра «Составь
букет». Цель. Развивать творческое воображение, мелкую моторику;
Май 1. Развлечение «В гостях у Весны». Цель: Закрепить навыки рисования с использованием нетрадиционных техник в процессе выполнения игровых творческих заданий; активизировать словарь по лексической теме; развивать мелкую моторику.
Оформление альбома с творческими работами «Вот как мы можем!»
Работа с родителями Сентябрь Консультация на тему: «Рисование нетрадиционными способами» Буклеты для родителей «Как развивать творчество»
Октябрь Консультация для родителей: «Роль искусства в жизни ребенка»
Ноябрь Оформление папки-передвижки для родителей: «Рисование нетрадиционными способами» Альбом с работами, выполненными в нетрадиционной технике
Декабрь 1. Мастер – класс для родителей по теме: «Рисуем без кисточки».
2. Совместный праздник «Новый год». Выставка работ
«Рисуют родители»
Январь
1. Консультация для родителей: «Зимние художества».
2. Оформление художественной выставки «Зимушка- зима»
Выставка совместных работ «Зимушка - зима»
Февраль Памятка для родителей «Учите рисовать нетрадиционной технике рисования» «Виды нетрадиционного рисования
Март Консультация для родителей «Рисовать- это важно!»
Апрель Гостиная для родителей «Творим вместе» Выставка совместных работ «Творим вместе»
Май 1. Оформление альбома с творческими работами детей «Вот как мы можем!»
2. Родительское собрание. Подведение итогов проекта. Результаты работы. Альбом с детскими работами
Презентация «Мы любим рисовать!»
Самореализация Май Отчет по теме самообразования Выступление на педсовете.