Ольга Зоткина
План работы кружка по лепке «Волшебные ручки» для детей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Авторы-составители:воспитатель Богомолова М. В, воспитатель Зоткина О. Б.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность
Наблюдая за детьми младшей группы, мы поняли, что у многих детей недостаточно развита мелкая моторика рук. Одни не могли правильно держать ложку и карандаш, другие — собрать конструктор и мелкие игрушки в контейнер, играть с мячом, третьи — работать с различными застежками и пуговицами на одежде. Поэтому мы решили углубленно работать в этом направлении.
Публикация «План работы кружка по лепке „Волшебные ручки“ для детей средней группы» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Лепка. Планирование
- Планирование. Планы работ
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Средняя группа
- Темочки
Материалом для творчества выбрали пластилин, потому что он мягкий и пластичный, имеет много цветов и оттенков, его можно многократно использовать. Работа с пластилином – занятие не только интересное, но и полезное для детей дошкольного возраста. Этот материал предоставляет прекрасную возможность для развития творчества и фантазии, мелкой моторики пальцев рук, а также усвоения ребенком навыков и умений, нужных для изготовления поделок.
Поделки, которые делают дети, можно использоватьв игровой деятельности.
Направленность программы. Художественно-творческая
Уровень освоения программы. Ознакомительный
Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность программы:
Формировать художественное мышление.
Формировать нравственные черты личности.
Формировать интерес к эстетической стороне окружающего мира.
Удовлетворять потребность ребенка в самовыражении.
Педагогическая целесообразность: Выбрав данное направление в работе с детьми, считаем его актуальным, важным и необходимым, потому что работа с пластилином открывает возможности развития у детей творческих способностей, фантазии и воображения.
Отличительные особенности программы: Программа «Волшебные ручки» позволяет развивать ребенка как творческую личность, умеющего взаимодействовать с коллективом сверстников. Данная программа создана на основе типовой программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, авторских программ: Т. С. Комаровой, И. А. Лыковой
Цель программы. Развивать художественно-творческие способности у детей среднего дошкольного возраста через разнообразную работу с пластилином.
Задачи программы:
Обучающие
1. Дать теоретические знания и сформировать у детей практические приемы и навыки (лепка жгутов и жгутиков, сплющивание, размазывание, отщипывание) самостоятельной конструктивной деятельности с пластилином.
2. Закрепить приобретенные умения и навыки, показать многообразие возможности их применения.
Развивающие
1. Развивать познавательную активность, творческое мышление.
2. Развитие пространственного представления и цветового восприятия.
3. Развивать мелкую моторику рук.
4. Развитие связной речи.
Воспитательные
1. Воспитывать аккуратность в работе с пластилином.
2. Воспитывать бережное отношение к поделкам.
3. Воспитывать трудолюбие и старание.
4. Воспитывать эстетический вкус, любовь к прекрасному.
5. Формировать устойчивый интерес к художественной лепке.
6. Формировать навыки общения.
Материал занятий представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся работ. Лепка опирается на простые геометрические формы: шар, цилиндр, конус и жгут, которые будут базовыми формами. Простые работы представляют собой только эти исходные формы. Более сложные получаются их доработкой при помощи различных приемов.
Возраст обучающихся: 4-5 лет.
Срок реализации программы: 1 год.
Формы организации образовательной деятельности и режим занятий:
Форма занятий: групповая
в неделю - 2 занятия, в месяц - 8, в год - 72 занятий
2-я половина дня: Вторник – Четверг
Предусмотрены перерывы для отдыха и проветривания помещения, режим занятий соответствует правилам и нормам СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Методы и приемы работы:
1. игровые приемы;
2. показ технических приемов;
3. пояснения, указания, словесные инструкции, поощрение;
4. создание и решение проблемных ситуаций;
5. рассматривание и обсуждение;
6. использование сюрпризных моментов;
7. экспериментирование с изобразительными материалами;
8. использование синтеза искусств и интеграции видов деятельности.
Планируемый результат обучения:
1. Умение свободно владеть лепным материалом.
2. Знание исходных форм и умение их получать в любом размере.
3. Правильное понятие о пропорции и соответствии размеров.
4. Умение использовать плоские рисованные изображения для создания объёмных форм.
5. Развитие фантазии и творческого мышления.
6. Укрепление мелкой моторики рук.
Перспективный план работы кружка в средней группе
"Волшебные ручки"
Сентябрь.
1. «У нас в гостях пластилин». Изучение интересов и возможностей детей в лепке. Умение самостоятельно использовать в работе основные приемы лепки (раскатывание жгутиков).
2. «Мы играем». Изготовление разных по размеру шариков (мячи).
Закреплять навык отщипывания разных по размеру кусочков пластилина.
3 – 4. «Овощи с грядки». Закреплять навык вытягивания пластилина для придания нужной формы. Дополнять нужными элементами.
5.«Листопад». Учить выкладывать раскатанными жгутиками контур листка.
6. «Листочек». Учить распределять (размазывать) пластилин по нарисованному контуру. Создавать работу, используя 2 цвета для придания выразительности. Использование стеки.
7.«Солнышко». Выкладывание раскатанных жгутиков по контуру. Сочетание двух способов изображения – размазывание пластилина – середина.
8. «Набежала тучка». Закреплять навык выкладывания по контуру. Добавлять необходимые элементы.
Октябрь.
1. "Соберем урожай". Учить создавать объемное изображение, используя знакомые приемы лепки. Закреплять умение правильно передавать знакомые формы овощей. Развивать фантазию.
2. "Грибная поляна". Уметь передавать различия в строении разных грибов. Закреплять навык раскатывания, сплющивания. Составлять интересную композицию.
3."Ваза для фруктов". Познакомить с новым способом изображения - выкладывание по контуру. Закрепить навык раскатывания жгутика (колбаски) между ладонями. Развивать интерес к новой форме работы.
4. "Фруктовый урожай ". Показать возможность дополнения готовой заготовки (вазы) новыми элементами. Уточнять умения изображать фрукты с помощью известных приемов. Создавать красивую работу.
5. "Осеннее дерево". Продолжать работу по контурному изображению жгутиками. Закреплять умения раскатывать их одинаковыми по толщине. Располагать без промежутков.
6. "Листопад". Научить делать дополнительные детали (листочки)используя прием скатывания мелких шариков, сплющивания их, раскладывания на изображении дерева. Развивать мелкую моторику.
7. "Солнышко за тучкой". Продолжать совершенствовать навык работы по контуру. Закреплять умение делать определенную толщину и длину жгутиков. Развивать умение подбирать нужный цвет.
8. "Зонтики". Научить приему распределения (размазывания) пластилина по контуру. Умение использовать два-три его цвета, делать украшения стекой. Закреплять умение работать аккуратно.
Ноябрь.
1. "Червячок". Учить всем делать одинаковые по размеру детали, для составления из них одного образа. Закреплять умение соединять части (диски) без пропусков. Развивать мелкую моторику.
2. "Улитка". Учить координации в действиях: скатывание столбика, расплющивание его до определенных размеров. Закрепить умение делать стекой надрезы. Развивать умение выбирать нужный материал для завершения образа.
3. "Запасливый ежик. " Научить приему вытягивания из целого, для придания выразительности образа (нос). Использовать природный материал (шишки, плотно соединять детали. Понимать, что нужно добавить для завершения работы. Развивать творческие умения (чем могут дополнить сами).
4. "Тарелочка". Учить составлять композицию на круге. Создавать цветочный узор из сплюснутых шариков. Закреплять умение соединять элементы. Развивать фантазию.
5. "Осеннее чаепитие". Изготовление чайной посуды из бросового материала. Учить прочно прикреплять детали. Закреплять навык изготовления одинаковых нужных элементов. Развивать внимание и терпение.
6. "Угощение". Вспомнить какие приемы лепки нам известны и как пригодятся в работе. Закреплять умение делать подходящие по размеру детали, использовать в работе стеку. Развивать фантазию.
7. "Черепашка". Создавать образ с использованием природного материала (скорлупа ореха, добавляя нужные детали. Закреплять навыки раскатывания, сплющивания.
8. "Птичка". Продолжать изготовление поделки с природным материалом. Добиваться сходства дополняя нужные детали. Развивать известные навыки работы с пластилином.
Декабрь.
1. "Зимнее дерево". Научить выкладывать жгутики по порядку, чтоб получилось задуманное дерево. Закрепить умение размазывания (снежинки). Использовать стеку для создания узора.
2. "Снежинка". Учить составлять узор из жгутиков, полосок разного размера. Располагать их симметрично чтоб получилось характерное изображение. Развивать внимание.
3. "Волшебная рыбка". Продолжаем работу по контуру. Дополнять поделку недостающими элементами (глазки, чешуйки, красивый хвост, задуманными и выполненными в любой технике. Развивать творческие способности.
4. "Птица на ветке". Закреплять навык раскатывания и соединения жгутиков (ветка). Развивать умение размазывать пластилин, не выходя за контур (птичка).
5 - 6. "Елочные игрушки ". Научить распределять пластилин по всему контуру. Украшать, используя 2 смешанных цвета; объемными деталями. Выбирать форму для самостоятельной работы и задумывать ее содержание. Развивать навыки работы с пластилином.
7 - 8. "Новогодняя елка". Закреплять известные навыки работы с пластилином. Умение применять их, при создании украшений на объемном контуре. Развивать фантазию.
Январь.
1 - 2. "Терем - теремок". Учить раскатывать разные по толщине столбики, жгутики. Находить им применение в создании общей композиции. Закреплять умение видеть и добавлять недостающие части. Выполнять их знакомыми приемами: скатывание, сплющивание, налеп. Развивать творческие способности.
3. "Медвежонок". Показать способ изображения животного из скатанных шариков. Учить видеть пропорции, лепить подходящие по размеру части. Закреплять умение использовать в работе стеку.
4. "Зайка". Лепить животного, плотно скрепляя между собой шарики, столбики. Переделывать их в нужные детали (уши, лапы, хвост) с помощью известных умений. Развивать внимание.
5. "Мячик". Учить делать изгиб жгутика четко по круглому контуру, без отступления. Закреплять навык аккуратного намазывания пластилина на форму.
6. "Клоун". Научить превращать жгутик в новый элемент с помощью закручивания в спираль (кудрявая прическа, пышный воротничок). Развивать мелкую моторику, усидчивость, умение работать вместе.
7. "Котенок". Закреплять умение наносить пластилин распределяя по контуру; видеть пропорции и не нарушать их; дополнять изображение деталями.
8. "Клубочки для котенка". Учить закручивать жгутик в спираль. Развивать моторику рук, внимание.
Февраль.
1. "Аквариум". Создавать общую композицию из деталей. Развивать имеющиеся навыки работы с пластилином, для придания поделке нужного вида. Закреплять умение пользоваться стекой.
2. "Рыбки". Учить расплющивать пластилин; придавать нужную форму; сохранять пропорции (голова, туловище, хвост). Делать детали (глаза, чешуя) из сплюснутых шариков. Развивать фантазию.
3. "Нарядная рубашка". Объяснить возможности составления узора, используя шарики, диски, жгутики, спирали. Закрепить умение чередовать элементы, цвет.
4. "Кораблик". Закреплять навык выкладывания по контуру. Соединять жгутики, собирая их в одну линию.
5. "Бокал". Напомнить способ нанесения пластилина - размазывание по ограниченному контуру. Добавлять детали узора. Развивать ответственное отношение к работе.
6. "Подкова"- сувенир. Учить раскатывать и сгибать столбик до определенного размера. Аккуратно распределять и прикреплять элементы украшений.
7 - 8. "Баранки - калачи". Лепить угощение из соленого теста. Закреплять навык раскатывания ровной заготовки; придавать ей нужную форму; вносить дополнения.
Март.
1 - 2. "Волшебные цветы". Предложить для выполнения поделки способ складывания жгутиков в петельку; сплющивание их по длине. Уметь задумывать содержание работы, получать от нее удовольствие.
3. "Брошка" - сувенир. Научить составлять цветочный букетик из дисков, спиралей, пластин. Скреплять плотно детали, прижимая их к основе.
4. "Матрешкино платье". Учить создавать узор от середины к краям. Использовать яркие цвета, знакомые элементы украшения. Использовать стеку для дополнительной работы по оформлению.
5. "Ваза ". Учить работе со жгутиками на ограниченной форме: раскатывать их одинаковой длины, последовательно раскладывать, убирать лишнее стекой. Развивать внимание.
6. "Ветка вербы". Закреплять умение использовать в работе диски; жгутики, согнутые по-разному. Выбирать нужный цвет.
7. "Кукла самоделка". Учить создавать игрушку на основе деревянной ложки. Делать элементы костюма, украшений из мелких деталей. Развивать аккуратность.
8. "Золотое яичко". Закреплять навык нанесения пластилина на ограниченный контур. Создавать узор пасхального яйца. Использовать мелкие детали, выполненные знакомыми способами.
Апрель.
1 - 2. "Космический полет". Выбирать способы работы с пластилином; смешивать два цвета; вносить дополнительные элементы. Обсуждать последовательность выполнения.
3. "Первоцветы". Задумывать содержание работы. Использовать подходящие для изображения детали, выполненные знакомым способом.
4. "Корзинка". Вспомнить способ выкладывания жгутов на контуре. Развивать координацию движений, глазомер.
5. "Улитка". Закреплять навык скручивания жгутов в спиральки. Делать дополнительные элементы для создания образа.
6. "Шустрый червячок". Составлять изображение из спиралек, расположенных друг за другом. Дополнять недостающими частями.
7. "Бабочка". Закреплять умения передавать образ насекомого из заготовленных деталей (жгуты, диски, петельки, спиральки, шарики). Развивать творческую фантазию.
8. "Гусеница". Скреплять между собой шарики, разные по размеру. Соединять их, передавая движение. Получать удовольствие от своей работы.
Май.
1. «Воздушные шары». Закреплять умение создавать изображение, используя известные навыки работы (размазывание, выкладывание жгутиками).
2. «Флаги». Развивать умение добиваться сходства изображения. Закреплять навык равномерного распределения пластилина. (Добавлять необходимые детали).
3 – 4. «Цветы мира». Закреплять умение использовать известные способы изображения для выполнения работы. Развивать патриотические чувства.
5. «Салют». Развивать умение передавать увиденное в лепке. Закреплять приемы работы с пластилином.
6. «Радуга» (коллективная работа). Развивать у детей чувства цвета. Умение создавать из деталей одно целое. Закреплять навыки раскатывания одинаковых жгутиков.
7. «Божьи коровки». Закреплять умение создавать объемное изображение. Добавлять элементы, характеризующие это насекомое.
8. «Мир вокруг». Творческая работа детей. Развивать фантазию. Закреплять умение использовать в работе знакомые приемы работы с пластилином.
Материально-техническое обеспечение реализации программы:
1. Плотный белый и цветной картон
2. Цветной пластилин
3. Доска для лепки
4. Стека
5. Салфетка для рук
6. Природный материал
7. Бросовый материал
8. Игрушки, иллюстрации и дидактический материал, соответствующий тематике занятия.
Список литературы:
1. Богуславская З. М. Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего возраста. - М. : Просвещение, 1991.
2. Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду. – М. : Просвещение, 1997.
3. Колдина Д. Н. "Лепка с детьми 3-4 лет" Конспекты занятий. - М. : Мозаика-Синтез, 2009.-48 стр., цв. вкл.
4. Колдина Д. Н. "Лепка с детьми 4-5 лет" Конспекты занятий. - М. : Мозаика-Синтез, 2009.-48 стр., цв. вкл.
5. Давыдова Г. Н. "Детский дизайн. Пластилинография. - М. : Издательство "Скрипторий 2003", 2015.-80 стр.
6. Петрова Ольга. «Делаем весёлые открытки», «Пластилиновые поделки», «Разноцветные нитки» 2011г.