Светлана Новикова
План-программа по экологическому воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. В. Сухомлинский.
Программа «Экологический патруль» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества.
Публикация «План-программа по экологическому воспитанию» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Планирование. Планы работ
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2022
Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.
Занимаясь в кружке по данной программе, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.
Содержание кружка основано на проекте «Эколята - дошколята», который предполагает формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.
Цель - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.
Основные задачи:
1. Развитие у детей субъектного опыта эмоционально-чувственного общения с природой и социокультурным окружением, представлений и элементарных понятий об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности.
2. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному окружению.
3. Развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной среды.
Методы и приемы обучения:
- наглядные (презентации, экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, дидактические игры, рассматривание книжных иллюстраций, репродукций картин, показ сказок, просмотр фильмов о природе);
- словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы, объяснения);
- практические (самостоятельная продуктивная деятельность детей, экспериментирование, проектная деятельность, сбор и оформление коллекции семян, плодов, гербария растений).
Формы проведения совместной деятельности с детьми:
игра-путешествие, исследования, сюжетно-ролевая игра, творческая мастерская, оформительская работа, опыты.
Формы работы с семьё й:
беседы, консультации, анкетирование, выставки, конкурсы, праздничные мероприятия, презентации, наглядная агитация.
Формы диагностики уровня освоения программы:
- проведение диагностики в начале и конце года.
Форма подведения итогов реализации программы:
участие в экологических проектах, тематических выставках.
Педагогические условия для реализации программы:
комплексный подход к проблеме экологического, нравственного, культурного и духовного воспитания и образования ребенка;
внедрение новых форм, методов и подходов, направленных на воспитание у ребенка культуры природолюбия;
внедрение в учебно-воспитательный процесс идей и предложений самих детей по охране окружающей природной среды, решению экологических проблем.
Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на детей 4-7 лет, продолжительность обучающей программы 3 года. Занятия кружка проходят четыре раза в месяц.
Продолжительность занятий кружка:
первый год обучения: дети 5-6 лет – от 20 до 25 мин.
второй год обучения: дети 6-7 лет – 25 мин.
Форма проведения занятий кружка: групповая.
Время проведения: вторая половина дня.
Прогнозируемые результаты:
- формирование у детей основ экологической культуры и культуры природолюбия;
- повышение общей культуры ребенка;
- формирование у ребенка духовно богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к окружающей среде;
- развитие в ребенке внутренней потребности любви к природе, участию в природоохранной и экологической деятельности;
- расширение общего кругозора детей, развитие их творческих способностей.
Перспективный план работы
Старшая группа
Дата Тема Задачи Содержание
Сентябрь
1 Мониторинг Выявить уровень экологической грамотности детей Экологическая игра
2 «Природа не жалеет ничего, даря свои бесценные дары» Воспитывать бережное отношение к природе и её обитателям; формировать знания о деятельности по защите природы
Принятие законов охраны природы; чтение и обсуждение рассказа В. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой».
3 «Хлеб на стол пришел» Воспитывать бережное отношение к хлебу; уважение к человеческому труду; познакомить с процессом выращивания хлеба Чтение р/н сказки «Колосок»; беседа по картине Шишкина и Куприянова «Рожь», «Уборка»
4 «Будет хлеб-будет и песня» Познакомить детей с профессией пекаря; учить различать хлебобулочные изделия Дид. игра «Узнай на вкус»; лепка из соленого теста
Октябрь
1 «Я гербарий собираю – листья, веточки, плоды» Познакомить с понятием коллекция, учить тому, что материал для коллекции нужно собирать, а не срывать; воспитывать умение видеть красоту осенней природы Беседа «Мы – коллекционеры», составление правил коллекционеров; выкладывание узора из осенних листьев
2 Прохождение экологической тропы «Путешествие в Осень» Расширять представления детей об осенних изменениях в природе; показать объекты экологической тропы в осенний период Экскурсия по территории д/сада с посещением цветника, огорода, хвойных и лиственных деревьев
3
«Путешествие растений» Способствовать обобщению представлений детей о строении, росте и развитии растений; накапливать опыт внимательного и заботливого отношения к растениям Рассказ о размножении растений, отгадывание загадок
4 «Незнайка пришел в гости» Расширение представлений детей об овощах и фруктах; учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи Дид. игра «Что где растет?», «Узнай по вкусу», «Узнай по описанию»
Ноябрь
1 «Дом под крышей голубой» Объяснить детям взаимосвязь человека и природы; формировать представление о том, какие действия человека вредят природе и её обитателям Чтение и обсуждении стих. В. Орлова «Дом под крышей голубой»; чтение рассказа «Бездомные белки», дид игра «Найди, где чей дом»
2 «Вода – это жизнь!» Дать представление о значении воды для всего живого, её ценность, показать способы очистки воды Чтение и обсуждение рассказов «У реки», «У озера»; эксперимент по очистке воды
3 «Водоемы родного края» Совершенствовать знания о родном крае; развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе Работа с картой области; беседа «Где мы берем воду»
4 «Гость из водоема» Развивать представление детей об обитателях водоемов Рисование обитателей водоема
Декабрь
1 «Стремись к тому, чтобы любой зверек тебе, как другу, доверять бы мог» Объяснять детям, как правильно вести себя с животными; воспитывать заботливое отношение к животным Беседа «Мы хотим защитить»; правила настоящего хозяина кошки; оформление фотовыставки «Домашние любимцы»
2
«Как звери в лесу зимуют» Познакомить детей с жизнью диких животных в лесу зимой; воспитывать чувство доброты, сопереживания ко всему живому Кукольный театр
3 «Кормите их, согрейте их! Повесьте домик на суку! Рассыпьте крошки на снегу!» Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании; учить распознавать птиц; воспитывать сочувствие к «братьям нашим меньшим» Упражнение «Какая для кого зима?», заучивание стих. «Синички»; изготовление кормушек для птиц
4 Прохождение экологической тропы «Путешествие в зиму» Расширять представление детей о зимних изменениях в природе; показать объекты экологической тропы в зимний период Экскурсия по территории д/сада с посещением хвойных и лиственных деревьев, цветника, птичьих кормушек
Январь
1 «Снег и его свойства» Уточнить и расширить представление детей о снеге; вызвать радость от открытий, полученных из опытов, учить анализировать и делать выводы Беседа «Что такое снег?»; опытная работа по изучению мест большего загрязнения снега
2 «Пришла зима – снег и радость принесла» Развивать интерес к зимним явлениям неживой природы Рисование «Снег из ваты»; игры в снежки без снега
Февраль
1 «Люблю я в комнате цветы, как, может, любишь их и ты» Обобщить знания детей об уходе за комнатными растениями, дать представление о сигнальных признаках болезни растений Беседа о правилах ухода за растениями; пальчиковая игра «Цветок»
2 Посадка лука Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию лука, развивать наблюдательность – умение замечать изменение в росте растений, связывать эти изменения с условиями, в которых они находятся Обсуждение условий выращивания лука, изучение строения луковицы; постановка опыта
3 Посев семян перца для выращивания рассады Дать представление детям о том, из чего можно вырастить растение, учить выращивать рассаду из семян Отгадывание загадок; рассказ о полезных качествах перца; показ приемов посева семян; практическая работа
Март
1 «Зовем Весну – красну!» Дать представление о народных традициях встречи весны; познакомить детей с образом весны, переданным в различных произведениях искусства; учить детей любоваться красотой природы Развлечение «Зовем Весну – красну!»
2 Прохождение экологической тропы «Путешествие в весну» Расширять представление детей о весенних изменениях в природе; показать объекты экологической тропы в весенний период Экскурсия по территории д/сада с посещением цветника, хвойных и лиственных деревьев, проталинок
3 «Жаворонки, прилетите! Лето в клюве принесите!» Уточнить представление детей о перелетных птицах, трудностях с которыми они встречаются на пути домой; учить устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в неживой природе Беседа «Встречайте птиц», слушание птичьих голосов; игра «Хорошо – плохо», упражнение «Две птицы»
4 «На проталинке» Дать представление об изменениях климатических условий на планете и их влиянии на все живое Чтение отрывков из сказки «Двенадцать месяцев»; плоскостная лепка «Подснежники»
Апрель
1 «Растения- лекари» Формировать умение узнавать и правильно называть лекарственные травы Рассказ о лекарственных растениях, игра «Узнай и назови», оформление альбома «Растения – лекари»
2 «На пригорке вырос мухомор, а у нас с тобою уговор: пусть растет он, пусть стоит - лишь для нас он ядовит!» Дать представление детям о том, что многие ядовитые растения животные используют, как лекарство; воспитывать интерес к природе, учить бережному к ней отношению Беседа «Жалобная книга природы»; чтение и обсуждение рассказа К. Ушинского «Птицы», игра «А если бы…»
3 «Разве дереву не больно?» Вспомнить названия деревьев, их особенности; дать представление о том, что дерево живое, оно нуждается в тепле, воде Беседа «Берегите добрый лес – он источник всех чудес», игровое упражнение «Детки на ветке»; ремонт книг
4 Красная книга природы Дать детям представление об исчезающих видах растений и животных и влиянии на это положение человека Просмотр учебного фильма
Май
1 «Майский сад» Развивать умение сравнивать разные периоды весны; воспитывать радостное, бережное, заботливое отношение детей к пробуждению природы Экскурсия к цветущим плодовым деревьям; игра «Когда это бывает?»
2 «Все мы знаем, что цветы для добра и красоты» Воспитывать чувство эмоциональной отзывчивости; познакомить с новыми цветами, учить сравнивать их по окраске, форме, запаху, количеству, размеру Упражнение «О чем говорят цветы», загадки о цветах, рисование мелками на асфальте «Волшебные цветы»
3 «Я цветочек вышила –жу-жу-жу услышала» Расширить знания и представления детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых; учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Развлечение «На весеннем лугу»
4 Мониторинг Выявить уровень экологической грамотности детей Экологическая игра «Времена года»
Перспективный план работы
Подготовительная группа
Дата Тема Задачи Содержание
Сентябрь
1 Мониторинг Выявить уровень экологической грамотности детей КВН «Эколята – дошколята»
2 «Планета Земля – наш общий дом» Дать представление о солнечной системе, рассказать об уникальности Земли; Земля – это дом для всех людей, который нужно любить, не разрушать, содержать в чистоте Игра – моделирование «Солнечная система»
3 «Солнце – источник тепла и света» Дать представление детям о том, что Солнце является источником света и тепла; развивать умение мыслить, рассуждать; воспитывать бережное отношение к природе Рассказ воспитателя о Солнце; опыты с камешками и водой
4 «Воздушный океан» Уточнить знания детей о воздухе, его составе; рассказать об основных причинах загрязнения воздуха, мероприятиях по защите его от загрязнения Опыты «Свойства воздуха»; беседа «Кто загрязняет воздух и как его очистить»
Октябрь
1 «Золотая осень» Провести наблюдение за осенней природой; воспитывать наблюдательность, любовь к природе, стремление заботиться о ней и беречь её Экскурсия в ближайший парк
2 «Подарки осени» Закреплять знания о явлениях осенней природы; обратить внимание на красоту этого времени года; воспитывать экологическую культуру Развлечение «В гостях у друзей и защитников природы»
3 «Природа – чудесница» Помочь детям почувствовать красоту и многообразие природы; развивать творческое воображение, фантазию Изготовление поделок из природных материалов, оформление выставки
4 «Грибными дорожками» Закреплять знания детей о грибах; учить различать съедобные и несъедобные грибы; воспитывать экологическую культуру поведения в лесу Инсценировка
Ноябрь
1 «Жизнь зверей осенью» Развивать у детей интерес к объектам природы, расширять кругозор и представление об изменениях в жизни зверей осенью Настольный театр
2 «Перелетные птицы» Формирование причинно – следственных связей и закономерностей в природных явлениях, расширение представлений о перелетных птицах Беседа о перелетных птицах, разгадывание кроссвордов
3 «Что мы сажаем, сажая леса?» Выявить и обогатить представление детей о значении леса в жизни человека; объяснить причины исчезновения лесов, обратить внимание на экологически неграмотное поведение в лесу Игра «Хорошо – плохо»; беседа «Лес в жизни человека»
4 «Природная стихия – огонь» Углубить представление детей о роли огня в жизни человека; дать представление о вреде пожаров для природы Игра «Огонь друг – огонь враг»; беседа «Пожар – стихийное бедствие»; аппликация «Костер»
Декабрь
1 «Полет на луну» Расширять знания о луне, представление о космических телах; расширять творческое воображение Дид. игра «Найди сходства и отличия»; рассказ воспитателя о луне
2 «Корабль пустыни» Расширять знания детей о животном и растительном мире пустыни; воспитывать экологическую культуру Беседа о пустыне, просмотр видеоролика; отгадывание загадок
3 «Зимнее путешествие» Развивать у детей наблюдательность, чувство сопереживания и причастности к судьбам птиц зимой. Экскурсия в зимний парк
4 «Жизнь птиц зимой» Обобщить знания детей о зимующих и перелетных птицах; воспитывать доброе и заботливое отношение к живой природе Игра – инсценировка, отгадывание загадок; оригами «Птица»
Январь
1 «Ледяная зона» Познакомить с природными условиями Арктики и Антарктиды, их обитателями, перечислить их приспособительские особенности к природной среде; способствовать развитию интереса к познанию окружающего мира Работа с глобусом, просмотр видеоролика, оригами «Пингвин»
2 «Эколята в подземном царстве» Дать первоначальное представление о почве как компоненте природы, о круговороте веществ, о взаимосвязи почвы и растений; способствовать воспитанию заботливого отношения к окружающему миру и развитию любознательности. Экспериментальная работа с почвой, игра «Живая и мертвая вода»
Февраль
1 «Эколята в гостях у морского царя» Познакомить детей с морскими обитателями, их образом жизни, показать многообразие и красоту окружающего мира Игра – путешествие в подводный мир
2 «Эколята на берегу пруда» Познакомить детей с обитателями пресноводных водоемов Смоленщины; воспитывать чувство гордости за родную природу, учить бережному отношению к ней. Беседа об обитателях пресноводных водоемов, коллективная работа «В пруду»
3 «Родной край» Выявить знания детей о животном мире родного края, познакомить с заповедниками Смоленщины Работа с картой, рассматривание альбомов «Животный мир», беседа «Это – Родина твоя!», оформление альбома «Красная книга Смоленщины»
Март
1 «То березка, то рябинка» Познакомить детей с растительным миром Смоленщины, дать представление о растениях, занесенных в красную книгу. Дид. игра «Куда мы попали, упражнение «Выбери лекарственное растение», оформление альбома «Красная книга Смоленщины»
2 «Пришла весна –отворяй ворота!» Закрепить представления детей об изменениях в природе с приходом весны, учить видеть красоту, неповторимость и хрупкость природы Рисование «Весна – красна»
3 «На моем окошке настоящий сад!» Дать детям представление о правилах посадки семян цветов, рассказать о растениях, которые дети сажают; развивать умение трудиться Посадка семян цветов для оформления участка
4 «Взаимосвязи в природе» Дать детям представление о взаимосвязях, существующих в природе, научить составлять пищевые цепочки, обосновывать их; способствовать воспитанию интереса к миру природы. Чтение сказки «Старик и сова», обсуждение прочитанного, составление пищевых цепочек
Апрель
1 «Весна – красна» Закрепить полученные представления детей о природе родного края, весенних изменениях; учить заботиться о птицах Экскурсия в ближайший парк, установка скворечников
2 «К первоцветам в гости» Закрепить представление о первоцветах, научить определять их по описанию, находить связь между цветущими растениями и насекомыми. Экскурсия по территории детского сада, установка табличек возле первоцветов
3 «Хлеб да каша – пища наша» Дать детям представление о весенних полевых работах, формировать реалистические представления о природе; формировать представление об экологически чистых продуктах Игра – развлечение «Горшочек каши»
4 «День добрых дел» Дать детям практические навыки ухода за растениями; воспитывать бережное отношение к природе Уход за растениями на участке: подвязывание веток, рыхление почвы, установка табличек.
Май
1 «День добрых дел» Научить детей высаживать растения и правильно за ними ухаживать Высадка рассады цветов на участке; составление «живой дорожки» : зерно, росток, лист, цветок, зерно
2 «Через добрые дела можно стать юным экологом» Закрепить понятие «юный эколог»; на литературных примерах разобраться в добрых и плохих поступках по отношению к природе; учить анализировать свое поведение в природе Работа по сказкам, викторина «Друзья природы»
3 «День добрых дел» Учить наводить и соблюдать порядок на объектах природы Уборка на групповом участке и на аллее эколят
4 Мониторинг Выявление уровня экологической грамотности детей Экологическая игра «Эколята – дошколята»
Список литературы.
1. Веретенникова С. А. Ознакомление с природой. – М. : ТЦ Сфера, 1980.
2. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2005.
3. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М. Мозаика-Синтез, 2005.
4. Иванова А. И. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2004.
5. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М. : ТЦ Сфера, 2004.
6. Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений, М. : ТЦ Сфера, 2004.
7. Игровая деятельность на занятиях по экологическому воспитанию / Сост. Федосеева П. П. – Ярославль: Академия холдинг, 2000.
8. Как знакомить дошкольников с природой / Под ред. Саморуковой П. Г. – 2-е изд. – М., 1983.
9. Комплексное планирование прогулок с детьми 2,5 -7 лет / Сост. Меремьянина О. Р. М. : ТЦ Сфера, 2016.
10. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. М. : ТЦ Сфера, 2003.
11. Маричева О. В., Екина. Н. В. Учим детей наблюдать и рассказывать. – Ярославль: Академия Холдинг, 2002.
12. Селихова Л. Г. Ознакомление с природой и развитие речи. Интегрированные занятия. – М. : Мозаика – Синтез, 2006.
13. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. – М. : Мозаика – Синтез, 2016.
14. Шорыгина Т. А. Домашние животные. Какие они? – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2005.