Коломникова Валентина
План–программа «Маленький актер» на основе программы М. Д. Маханевой «Театр-детям» в младшей группе (3–4 года)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников № 2 «Сказка»
ПЛАН– ПРОГРАММА
«Маленький актер» на основе программы М. Д. Маханевой «Театр-детям»
В младшей группе (3 - 4 года)
Пояснительная записка
Публикация «План–программа „Маленький актер“ на основе программы М, Д, Маханевой „Театр-детям“ в младшей группе (3–4 года)» размещена в разделах
- Младшая группа
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Театр. Планы
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Основная цель, которую должен ставить педагог – это развитие творческих способностей детей средствами театрализованного искусства, развитие речи детей, развитие навыков общения.
Театрализованная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, побуждает к созданию новых образов.
Очень хорошо, когда дети, основываясь на хорошем знании, сами придумывают диалоги действующих лиц, самостоятельно находят выразительные особенности своего героя, используя мимику, позу, жест, песенные и танцевальные импровизации.
Для того чтобы ребенок проявил творчество, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать необходимые знания и умения.
Чем богаче опыт малыша, тем ярче будут проявления в различных видах деятельности. Расширению опыта детей способствуют и театральные занятия. Работа с детьми в данном направлении осуществляется в тесной взаимосвязи с занятиями по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром и изобразительной деятельности.
необходимо помочь детям овладеть средствами образной выразительности.
1. Интонацией – необходимо предложить детям произносить отдельные слова с различной интонацией – вопрос, просьба, удивление – цель работы – достичь выразительности и естественности речи (пойдем гулять).
2. Работа над позами – сначала целесообразно предложить детям поиграть в знакомые игры типа «Море волнуется», затем предложить позой изобразить кого-нибудь или что-нибудь (паук, береза) и обязательно объяснить почему именно эту позу они выбрали, какими средствами добились похожести персонажа.
3. Мимика – научить детей по выражению лица (глазам, бровям, губам) определить настроение человека, а затем с помощью мимики изображать свое эмоциональное состояние (съел сладкую грушу, горький перец).
4. Жестами – начинать надо с простых заданий – как жестами показать состояние или ощущение человека (я замерз, мне весело).
5. Пантомимикой – в которой сочетаются пластические позы, жесты, мимика. Предложить детям представить ситуации и показать их (я мыл посуду и случайно разбил чашку). Затем можно предложить детям изобразить прыгающую лягушку, распускающийся цветок.
Работа по театрализованной деятельности представлена в двух основных формах : - специально организованная работа педагога с детьми, - нерегламентированный вид деятельности по желанию ребенка.
Нерегламентированная театрализованная деятельность может осуществляться дошкольниками ежедневно в процессе их свободной самостоятельной деятельности.
Встреча с театральной куклой помогает снять напряжение, создает радостную атмосферу. После спектакля детям дают возможность поиграть с куклами, хорошенько ее рассмотреть, так дети незаметно для себя включаются в театральную игру. Детей начинают обучать этюдам актерского мастерства. Для этой цели используют этюдный тренаж, который помогает развивать память, мышление, воображение (например, учить реагировать на зрительные сигналы - девочки танцуют, когда педагог поднимает цветок, мальчики – флажок). Педагоги прививают навыки необходимые для изображения различных эмоций, настроений. Воспитательное значение театрализованной игры состоит в формировании уважительного отношения детей друг к другу, развитию коллективизма. Особенно важны нравственные уроки сказок-игр, которые дети получают в результате совместного анализа каждой игры. Развитие эмоций, познавательной деятельности с одной стороны и решение задач коррекционного обучения (становление основных психических процессов, развитие речи с другой тесно взаимосвязаны между собой в театрализованных играх). Театрализованные игры – один из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения – учить играя.
Но не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении.
Цель занятий
сделать жизнь детей интересной, содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Нужно стремиться к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли применять в повседневной жизни.
Программные задачи
· расширяются и углубляются знания об окружающем мире; ·
развиваются психологические процессы – память, внимание, стимулируются мыслительные операции;
· происходит развитие различных анализаторов – зрительного, слухового, речедвигательного;
· активируется, совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонациональная сторона речи, темп, выразительность;
· совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений;
· развивается эмоционально-волевая сфера;
· происходит коррекция поведения;
· стимулируется развитие творческой поисковой активности, самостоятельности;
· участие доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.
Предполагаемые умения и навыки детей
• Умеют действовать согласованно.
• Запоминают заданные позы.
• Знают 5–8 артикуляционных упражнений.
• Умеют делать длинный выдох при незаметном коротком вздохе.
• Умеют строить простейший диалог.
• Умеют составлять предложения с заданными словами.
Принципы театрализованной деятельности :
- доступность драматического материала и сценического выражения
- последовательное и целесообразное накопление художественных впечатлений;
- опора на игровую деятельность;
- синтезирование различных видов искусства
Структура программы :
- введение в искусство;
- техника речи;
- актерское мастерство;
- сценическое движение;
- коррекционная ритмика
Форма проведения и продолжительность:
Занятия проводятся один раз в неделю по 15 минут. Количество детей в группе – 15 человек.
Список литературы:
Маханева М. Д. «Театрализованные занятия в детсом саду» - М., 2001 г.
Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – СПб., 1998.
Базанов В. В. Техника и технология сцены. – Д., 1976.
Березкин В. И. Искусство оформления спектакля. – М. 1986.
Буева Л. П. Личность и среда. Ребенок в системе коллективных отношений. – М., 1972.
Былеева Л. В. Русские народные игры. – М., 1986.
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.
Горбачев И. А. Театральные сезоны в школе. – М., 2003.
Игры, конкурсы, развлечения. – Волгоград, 2001.
Кнебель М. О. Поэзия педагогики. – М., 1984.
Колчеев Ю. В., Колчеева Н. И. Театрализованные игры в школе. – М., 2000.
Кузина Н. Заводные игры. – М., 2001.
Чурилова Э. Т. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. – М., 2001.
Календарно-тематическое планирование
месяц название занятия задача ход занятия
сентябрь Занятие 1 «Путешествие в волшебный мир театра»
Поддерживать стремление детей активно участвовать в развлечении, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.
Побуждать самостоятельно искать выразительные средства (жесты, движения, мимику) для создания художественного образа.
Воспитывать желание управлять театральными куклами разных систем. Совершенствовать артистические навыки детей. 1. Беседа-экскурсия о театре.
Занятие 2
«Описание кукол»
Формирование умения рассматривать предметы (куклы, отвечать на вопросы воспитателя, составлять с помощью него короткий описательный рассказ.
Закрепление умения определять цвет предмета, называть его.
Развитие умения согласовывать существительные и прилагательные. Активизация словаря: антонимы (светлый - темный, высокий - низкий, белый - черный).
Развитие внимания, умения выделять основные качества, особенности предмета. Развитие умения сравнивать предметы. Закрепление умения слышать определенный звук «О» (изолированно, в звукосочетаниях, в словах). Развитие умения слышать определенный звук в словах, называть его (звук «О» в словах – доктор, Оля, Поля).
1. Знакомство
2. Сюжетно-Ролевая игра
Занятие 3
«Как игрушки слушали сказки»
Развивать воображение, фантазию, память детей. Беседа-спектакль
Занятие 4
Совершенствовать технику речи, дыхание, артикуляцию, голос. Добиваться веры детей в предлагаемые обстоятельства.
1. Ритуал начала занятия (психофизические упражнения)
2. Развитие мелкой моторики «Утречко»
3. Артикуляционная гимнастика
4. Развитие речи – скороговорка
5. Развитие интонационной выразительности –песенка Козы
6. Упражнение на воображение
7. Развитие мимики
8. Театральный этюд
9. Ритуал окончания занятия
Занятие 5. Формировать четкую, грамотную речь; совершенствовать умение создавать образы с помощью жестов и мимики. 1. Ритуал начала занятия (психофизические упражнения)
2. Пластика движений (имитация движений животных)
3. Развитие речи – чистоговорка
4. Динамичные упражения «Зайкина зарядка»
5. Самомассаж «Мочалочка»
6. Пальчиковая гимнастика «Испечем пирожки и плюшки»
7. Релаксация (под музыку)
октябрь Занятие 6. Совершенствовать технику речи, дыхание, артикуляцию, голос. Добиваться веры детей в предлагаемые обстоятельства. 1. Ритуал начала занятия
2. Упражнение на толерантность
3. Пальчиковая гимнастика «На блины»
4. Артикуляционная гимнастика
5. Развитие речи –скороговорка «Книга книгой, а мозгами двигай».
6. Ритмические движения «Мышки-шалунишки»
7. Развитие выразительности и воображения «После дождя»
8 8. Ритуал окончания занятия
Занятие 7. Учить детей напрягать и расслаблять мышцы, взаимодействовать друг с другом. Совершенствовать наблюдательность, воображение, память.
1. Ритуал начала занятия «Дружба начинается с улыбки»
2. Пальчиковая гимнастика «Пять маленьких мышат
3. Артикуляционная гимнастика
4. Интонационная выразительность
5. Упражнение на воображение
6. Развитие пластики «Я – твоя тень»
7. Упражнение на мышечное расслабление
8. Ритуал окончания занятия «Рычи, лев, рычи»
Занятие 8.
Развивать наблюдательность, воображение детей; совершенствовать пластику, умение действовать друг с другом, развивать память; совершенствовать умение выступать перед публикой.
1. Имитация движений животных
2. Пальчиковая гимнастика «Солдаты»
3. Упражнение на развитие интонационной выразительности
4. Упражнение на воображение «На что похоже настроение»
5. Театральный этюд
6. Ритуал окончания занятия «Солнечные лучики»
Занятие 9. Развивать наблюдательность, воображение детей; совершенствовать пластику, умение действовать друг с другом, развивать память; совершенствовать умение выступать перед публикой.
1. Ритуал начала занятия «Доброе животное»
2. Упражнение на развитие мелких мышц руки «Рисование в воздухе кистями и пальцами рук»
3. Развитие речи – скороговорка «Волки рыщут, пищу ищут»
4. Развитие воображения, выразительности движения
5. Упражнение на выразительность движения «Танец розы»
6. Снятие мышечного напряжения.
7. Ритуал окончания занятия
ноябрь Занятие 10. Развивать воображение, память детей; совершенствовать культуру и технику речи.
1. Ритуал начала занятия
2. Пальчиковая гимнастика «Я все умею»
3. Артикуляционная гимнастика
4. Развитие речи «Подскажи словечко»
5. Театральный этюд
- Изобразить закипающий чайник
- Скрипучую дверь
- Настольную лампу 6. Упражнение на развитие воображения
7. Ритуал окончания занятия (снятие мышечного напряжения)
Занятия 11. Развивать воображение, память детей; совершенствовать культуру и технику речи.
1. Ритуал начала занятия «Здравствуй-прощай»
2. Упражнение на мелкую моторику «Цветок»
3. Артикуляционная гимнастика
4. Ритмические движения «Я – мои друзья!»
5. Игры на творческое воображение «Я – кленовый листочек»
6. Развитие мимики, жестов, поз «Свет мой, зеркальце, скажи»
7. Упражнение на расслабление мышц «Насос и мячик».
8. Ритуал окончания занятия «Бусы из слов»
Занятие 12. Совершенствовать технику речи, дыхание, артикуляцию, голос. Добиваться веры детей в предлагаемые обстоятельства.
1. Ритуал начала занятия «Передай хлопок».
2. Пальчиковая гимнастика «Выгладим платочки для мамы и дочки»
3. Упражнение на дыхание и развитие голоса
4. Развитие детской пластики «Немое кино»
5. Развитие воображения «Разговор предметов»
6. Театральный этюд на выражение эмоций
7. Ритуал окончания занятия «Веселые утята»
Занятие 13. Добиваться от детей верного, правдоподобного поведения в предлагаемых обстоятельствах. 1. Ритуал начала занятия «Солнечные лучики»
2. Ритмические движения «В лесу осенью»
3. Упражнение на развитие мимики
4. Пальчиковая гимнастика «Расскажи стихи руками» – «В лес за грибами»
5. Развитие интонационной выразительности
6. Развитие воображения
7. Ритуал окончания занятия
декабрь Занятие 14. Развивать наблюдательность, воображение детей; совершенствовать пластику, умение действовать друг с другом, развивать память; 1. Ритуал начала занятия «Слушаем звуки вокруг»
2. Ритмические движения
3. Пальчиковая гимнастика («расскажи стихи руками») : «Радость»
4. Развитие речи – скороговорки
5. Театральный этюд «Природа создала репейник, чтобы он приставал»
6. Ритуал окончания занятия. Слушание музыки с закрытыми глазами.
Занятие 15.
Совершенствовать пластику, умение действовать друг с другом, развивать память. Учить детей выступать перед сверстниками и взрослыми. 1. Ритуал начала занятия. «Комплименты»
2. Пальчиковая гимнастика
3. Артикуляционная гимнастика «Немой диалог»
4. Упражнение на развитие эмоциональных чувств.
5. Развитие детской пластики
6. Развитие речи и воображения Игра «Знатоки сказок».
игра «Веретено».
7. Ритуал окончания занятия «Бабочки»
Занятие 16. Развивать правильное речевое дыхание, быстроту реакции; смелость, сообразительность, воображение и фантазию. 1. Ритуал начала занятия «Радость».
2. Развитие речи – скороговорка
3. Упражнение на выразительность мимики, жестов – рус. нар. потешка «Здорово, кума…»
4. Развитие мелкой моторики рук «Веселый оркестр»
5. Упражнение на понимание эмоциональных состояний
6. Упражнение на снятие мышечного напряжения «Кактус и ива»
7. Ритуал окончания занятия «Круг друзей».
Занятие 17. Совершенствовать пластику, умение действовать друг с другом, развивать память, учить пользоваться интонациями, произнося фразы грустно, радостно, удивленно, сердито.
1. Ритуал начала занятия «Эстафета дружбы».
2. Пальчиковая гимнастика «Здравствуй»
3. Развитие речи (интонационная выразительность)
4. Упражнения на развитие воображения «Летний дождь»
5. Упражнение на развитие пластической выразительности «Цветок»
6. Разучиваем элементы танцев «Русский хоровод»
Занятие 18. Тренировать дикцию; Совершенствовать элементы актерского мастерства; пластику, внимание, память, общение. 1. Ритуал начала занятия «Дружба начинается с улыбки»
2. Пальчиковая гимнастика
3. Развитие речи – скороговорка
4. Развитие детской пластики «Веселые человечки»
4. Творческая игра «Подскажи словечко»
5. Упражнение на развитие мышления
6. Развитие пластической выразительности при создании образа
7. Снятие мышечного напряжения русская народная игра «Жмурки»
8. Ритуал окончания занятия «Снежинки»
январь Занятие 19. Тренировать дикцию; Совершенствовать элементы актерского мастерства; пластику, внимание, память, общение. 1. Ритуал начала занятия «С добрым утром»
2. Пальчиковая гимнастика «Осьминог»
3. Артикуляционная гимнастика
4. Упражнение на развитие интонационной выразительности
5. Упражнение на развитие памяти
6. Упражнение на выразительность мимики
7. Снятие мышечного напряжения рус. нар. игра «Волна»
8. Ритуал окончания занятия «Птички на жердочке»
Занятие 20. Совершенствовать двигательные способности, пластическую выразительность; дикцию. 1. Ритуал начала занятия «Лунный камень»
2. Упражнение на развитие мелкой моторики рук «Вкусный арбуз»
3. Развитие речи – скороговорка
4. Развитие выразительности мимики
5. Творческая игра «Подскажи словечко» :
6. Развитие детской пластики
7. Ритуал окончания занятия
Занятие 21. Совершенствовать и развивать внимание, воображение, смелость, находчивость.
1. Ритуал начала занятия «Волшебный клубочек»
2. Пальчиковая гимнастика «Вязание»
3. Артикуляционная гимнастика
«Потерялся котенок».
4. Развитие творческого воображения «Подснежник»
5. Развитие песенного творчества
Пропеть свои имя, фамилию, имя мамы, папы.
Пропеть диалог «Оля, где ты» –«Я здесь».
6. Снятие мышечного напряжения – рус. нар. игра «Капуста»
7. Ритуал окончания занятия «Фигуры»
февраль Занятие 22.
Совершенствовать технику речи, дыхание, артикуляцию, голос. Добиваться веры детей в предлагаемые обстоятельства.
1. Ритуал начала занятия «Именины»
2. Пальчиковая гимнастика
3. Артикуляционная гимнастика
«Открываем скрипучую дверь».
4. Развитие творческого воображения «Лягушкой была даже царевна»
5. Театральный этюд «Жадный пес»
6. Упражнение на мышечное расслабление
Великаны и гномы» –
7. Ритуал окончания занятия Пузырь»
Занятие 23.
Пополнять словарный запас детей; воспитывать умение вежливо общаться, действовать с воображаемыми предметами, развивать мелкую моторику. Совершенствовать память, воображение. 1. Ритуал начала занятия:
«Волшебный клубочек».
2. Развитие мелкой моторики «Котенок-шалун».
3. Артикуляционная гимнастика.
4. Развитие речи
5. Выразительность жестов.
(«Расскажи стихи руками») «Рыбка плавала в пруду» :
6. Актерский этюд. С. Я. Маршак «Котята» :
7. Ритуал окончания занятия «Котята спят»
Занятие 24.
Продолжать работу над дыханием, артикуляцией и голосом. Закреплять в игре элементы актерского мастерства, память, воображение. 1. Ритуал начала занятия «Хлоп - топ»
2. Выразительность речи.
Игра «Давайте хохотать».
3. Игра- пантомима. Отрывок стихотворения В. Суслова «Шенок и шорох».
4. Развитие речи.
«Мы - поэты»
5. Развитие памяти.
«Фотограф»
6. Актерский этюд :
«Добрый мальчик».
7. Ритуал окончание занятия. «Сон на берегу моря».
Занятие 25.
Совершенствовать пластическую выразительность, закреплять элементы актерского мастерства.
1. Ритуал начала занятия
«Человек к человеку».
2. Ритмическая гимнастика «ЛУЖИ».
3. Артикуляционная гимнастика.
4. Выразительность речи. Чистоговорки
5. Разыгрывание по ролям мини сценки «Мыши» (И. Демьянов).
6. Ритуал окончания занятия
март Занятие 26.
Совершенствовать пластическую выразительность, закреплять элементы актерского мастерства.
1. Ритуал начала занятия «Волны».
2. Артикуляционная гимнастика
3. Развитие моторики рук
4. Игра па развитие коммуникативности «Ветер дует на.».
5. Упражнение на развитие мимики.
6. Театрализованный этюд.
Был у зайца дом как дом
6. Ритуал окончания занятия «Круг друзей».
Занятие 27. Добиваться от детей верного, правдоподобного поведения в предлагаемых обстоятельствах. 1. Ритуал начала занятия «Передай воображаемый предмет»
2. Развитие дикции
3. Развитие мелкой моторики «Маленький мизинчик» Мизинец прижимаются друг к другу
4. Разыгрывание но ролям стихотворения «Кто как считает?» М. Карим:
5. Пантомима «Пылесос и пылинки».
6. Ритуал окончания занятия «Поезд».
Занятие 28. Побуждать самостоятельно искать выразительные средства (жесты, движения, мимику) для создания художественного образа.
1. Ритуал начала занятия «Найди глаза друга и улыбнись»
2. Артикуляционная гимнастика
3. Развитие моторики рук «Весна пришла».
4. Выразительность речи мини-сценка по ролям «Приятная встреча»
(Б. Заходер).
5. Пантомима.
6. Развитие воображения театральные этюды
7. Ритмические движения - разучиваем элементы танца «Топотушки - рассыпушки» -
8. Ритуал окончания занятия (на расслабление) «Факиры».
Занятие 29.
Побуждать самостоятельно искать выразительные средства (жесты, движения, мимику) для создания художественного образа.
1. Ритуал начала занятия.
«Зеваки».
2. Игра на развитие слуха.
«Слухачи».
3. Этюд на выражение внимания «Собака принюхивается».
4. Этюд на выразительность жеста. «Игра с камушками».
5. Игра на развитие пантомимики.
«Живой оркестр».
6. Театральный этюд - разыгрывание мини-сценок: «Лиса» и «Зайка».
7. Ритуал окончания занятия.
«Солнышко и тучка» :
Занятие 30.
1. Формировать умение вести диалог с педагогом, развивать инициативную речь.
2. Развивать мелкую моторику детей, воображение, мышление.
3. Воспитывать желание помогать окружающим.
1. Ритуал начала занятия
2. Пальчиковая игра «Теремок» :
3. Пальчиковая игра «Строим дом»
4. Парная пальчиковая игра «Шагали мимо речки смешные человечки (пальчиками двигают по рукам друг друга) .
5. Игра «Отнеси камушки на место».
6. Чтение стихотворения:
Среди поля голубого…
апрель Занятие 31.
1. Прививать интерес к театрально-игровой деятельности.
2. Развивать у детей умение разыгрывать спектакль по знакомой сказке. Учить изображать характерные особенности поведения персонажей.
3. Вызвать эмоциональный отклик у детей от общения со сказкой, 1. Ритуал начала занятия - Игровое упражнение
«Солнышко просыпайся, на небе появляйся.
2. Чтение р. н. сказки «Теремок»
Занятие 32. 1. Развитие связной речи воспитанников, через вопросно-ответную форму работы на занятии.
2. Коррекция мелкой моторики кистей рук на основе работы с красками.
3. Воспитание чувства дружбы и добра, трудолюбия в школьном коллективе, через организацию внеклассного мероприятия.
1. Ритуал начала занятия - Игра «Сердечко по кругу»
2. Закрепление пройденного материала – пересказ сказки «Теремок»
3. 3. Развитие мелкой моторики кистей рук – изготовление солнышка
Занятие 33. 1. Прививать интерес к театрально-игровой деятельности.
2. Развивать у детей умение разыгрывать спектакль по знакомой сказке.
Ход занятия:
1. Подготовка спектакля
2. «Зайки серые сидят»
Инсценировка по стихотворению В. Антоновой
3. Разыгрывание этюдов
4 Проведение спектакля
Дети кланяются, а зрители им аплодируют.
Занятие 34. Учить детей четко произносить слова чистоговорки с различными интонациями.
Развивать у детей выразительность жестов, мимики, голоса.
Учить детей интонационно выразительно передавать характер выбранного персонажа и его эмоциональное состояние;
Развивать пантомимические навыки;
1. Приветствие
2. «Расскажи стих руками»
3. Пластические этюды
4 Чистоговорки
5. Основы кукловождения
6. Театральный этюд
7. Ритуал окончания занятия
май Занятие35. Поощрять творческую инициативу детей, желание брать на себя роль и играть ее;
Развивать творческое воображение, фантазию;
Воспитывать чувство коллективизма, коммуникативные способности.
1. Ритуал начала занятия
2. Драматизация сказки «Заюшкина избушка».
3. «Артисты выходят на поклон»
Занятие 36 Учить детей распознавать эмоции (радость, грусть, страх, злость) по мимике и интонации; изображать эти эмоции, используя жесты, движения, голос. Способствовать обогащению эмоциональной сферы. 1. Рассматривание репродукций картин, фотографий.
2. Игры «Угадай эмоцию», «Испорченный телефон».
Занятие 37 Учить детей «снимать» зажатость и скованность; согласовывать свои действия с другими ребятами.
1. Техника речи. Гласные звуки.
2. Игра «Ходим кругом».
Занятие 38 Развивать умение детей произвольно реагировать на команду, снимать зажатость и скованность, согласовывать свои действия с другими ребятами. 1. Работа над техникой речи.
2. Игра «Семь сыновей».