татьяна шалагина
План-программа кружка дополнительного обравнивания «Абвгдейка»
▼ Скачать + Заказать документы
ОГЛАВЛЕНИЕ
Пояснительная записка. 3
Содержание программы. 10
Программно-методическое обеспечение. 14
Пояснительная записка
Дошкольное детство - уникальный сенситивный период для формирования важнейших процессов в развитии ребёнка; при этом каждый процесс выстраивается постепенно из множества маленьких и не всегда очевидных «кирпичиков». Фонематическое восприятие и фонематический слух являются такими кирпичиками для развития речи и овладения основами родного языка. Бесспорна взаимосвязь развития фонематического восприятия не только с фонетической, но и с лексико-грамматической сторонами речи.
Публикация «План-программа кружка дополнительного обравнивания „Абвгдейка“» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Практика работы убедительно доказывает, что развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы в целом.
Человек с самого рождения существует в постоянном окружении многообразных звуков. Воспринимая их, он ориентируется в среде, общается с другими людьми, обменивается опытом игровой, учебной и трудовой деятельности. Смысл слов, фраз и целых сообщений передается в устной речи с помощью комбинаций звуков. Правильное произношение звуков речи является важным условием точного понимания высказывания окружающими, залогом успешного речевого развития.
Важнейшей предпосылкой совершенствования речевого развития дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации. Игра помогает это сделать. Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо». Лингвистические игры способствуют становлению разнообразных сторон речевой деятельности ребенка. Именно благодаря им у ребенка происходит становление культуры речи: формируется интонационно-динамическая выразительность, четкость и правильность произношения слов; обогащается словарный запас; формируются предпосылки письменной речи, и, что самое главное, участие в таких играх стимулирует собственную речевую активность ребенка.
Предлагаю программу занятий в рамках проведения кружковой работы «АБВГДейка» по развитию фонетической и лексико-грамматической сторон речи детей дошкольного возраста. Программа кружка «АБВГДйка» разработана на основе нескольких авторских программ. Содержание программы делится на 2 этапа обучения:
1год - развитие звуковой культуры и фонематического слуха.
2год - развитие звуко-буквенного анализа, интереса и способностей к чтению
Актуальность программы: Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научат понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствуют развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
Особенности программы:
• В программе соблюдается преемственность с предыдущими знаниями и опытом детей и с последующим обучением. Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребёнка и не дублируют школу.
• За основу построения программы взят исходный принцип системы дошкольного обучения Д. Б. Эльконина: знакомству и работе с буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период обучения. «От того, как ребёнку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и всё последующее усвоение языка» (Д. Б. Эльконин).
Для того чтобы научиться читать, ребенку нужно сделать два важных открытия: сначала обнаружить, что речь «строится» из звуков, а потом открыть отношения звука и буквы. Звуковой анализ слова ребенок может производить с помощью интонационного подчеркивания, последовательного протягивания звуков в произносимом слове (ДДДОМ, ДОООМ, ДОМММ). Главная задача всей работы – сделать для ребенка слово, его звуковую оболочку не только ощутимой, но и привлекательной, интересной. Когда дети в игровом, звукоподражательном действии научатся протягивать, усиливать, выделять отдельные звуки в словах, различать гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, ставится новая задача запомнить знак, которым записывается на письме данный звук. Для более легкого запоминания букв их можно конструировать из палочек, лепить из пластилина, рисовать их на листе бумаги, штриховать, обводить образец буквы и т. д.
• На каждом этапе решается задача подготовки руки ребё нка к письму на уровне возрастных особенностей и включает в себя:
развитие основных движений (упражнения для рук, ног, туловища);
развитие мелкой моторики (упражнения для пальцев и кистей рук);
формирование графических навыков;
• Данная программа также предусматривает системную работу с родителями, которая отражает такие формы работы как: консультации, памятки, открытые занятия. Включение данного направления в содержание программы помогает обеспечить оптимальный уровень освоения грамотой старших дошкольников.
Цель программы: осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и подготовка их к усвоению грамоты.
Задачи:
o Формирование и развитие фонематического слуха.
o Формирование первоначальных лингвистических представлений, понимания того, что такое «звук», «слово», «предложение», как они строятся, из каких частей состоят;
o Формирование умения проводить звуковой и слоговой анализ слов, делить двухсложные и трехсложные слова на слоги, составлять слова из слогов.
o Обучение детей владеть звуковой стороной речи – темпом, интонацией.
o Формирование умения правильно строить предложение, распространять предложение, пользоваться конструкцией предложения.
o Формирование умения пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения
o Формирование и развитие звуко - буквенного анализа.
o Развитие произносительных умений.
o Расширение словарного запаса детей.
o Подготовка руки ребёнка к письму.
С учетом тематики в занятия программы включаются следующие разделы:
Знакомство с классификацией звуков (гласные, согласные; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные).
Обучение звуковому анализу (звуковой анализ состава слогов, слов; дифференциация понятий «звук» и «буква», соотнесение букв и звуков).
Лексическая работа.
Развитие связной речи (составление предложений по картине, ответы рассказов по серии картинок на вопросы полными предложениями, составление и т. п.).
Развитие мелкой моторики (штриховка, обведение по контуру и т. п.).
Ориентировка в пространстве.
Основные принципы построения программы:
доступность;
последовательность;
комплексность;
принцип индивидуально-дифференцированного подхода Формы работы:
групповые
Методы:
словесные, наглядные, поисковые, практические.
Средства развития речевых способностей:
тетрадь в крупную клетку для развития графических умений, карточки-схемы для звукового анализа слов, наборы кругов (красный, синий, зелёный) для обозначения звуков, мнемотаблицы, серии сюжетных картинок, предметные картинки по темам, картинки из серии «На что похожа буква».
Ожидаемые результаты:
К концу 1 года обучения дети могут:
• вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть из него заданные звуки.
• интонационно выделять заданные звуки в словах.
• определять место заданного звука в слове (в начале, в середине и в конце).
• различать звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные.
• условно обозначать звуки (гласный – красный круг, твердый согласный – синий круг, мягкий согласный – зеленый круг) (моделирование).
• обозначать место звука в слове на схеме, используя графические изображения звуков.
• делить слова на слоги.
• писать слова с помощью графических изображений.
• проводить звуковой анализ слова (из 3-4 звуков).
• определять ударный слог, ударный гласный звук.
• правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «буква», «слово», «предложение».
• составлять предложение из двух, трех, четырех слов, записывать предложение условными обозначениями.
• ориентироваться на листе бумаги.
К концу 2 года обучения дети могут:
• проявлять интерес к звучащему слову, чтению, письму; ориентироваться в звуко-буквенной системе языка;
• проводить фонетический разбор слова;
• понимать смыслоразличительную функцию звуков, букв;
• записывать слова печатными буквами;
• разгадывать ребусы, кроссворды;
• читать слова, предложения, понимать смысл прочитанного;
• понять учебную задачу и выполнить ее самостоятельно.
Режим занятий:
Общее количество занятий в год – 68. Длительность каждого занятия – 45 минут. Периодичность проведения – 2 занятия в неделю.
Срок реализации:
2016-2017 учебный год.
Тематическое планирование занятий должно рассматриваться только как рекомендации. Программа играет роль общего ориентира, где очерчивается круг рассматриваемых проблем, но педагог сам конструирует своё занятие, исходя из индивидуальных возможностей и особенностей детей.
Примерное тематическое планирование
старшая группа (5-6 лет)
№
п\п Тема занятия Кол-во часов
сентябрь 1 2 3
4 «Ознакомление со звучащим словом».
«Путешествие в мир звуков».
«Звук. Место звука в слове».
«Звуковой анализ слов АУ, УА»
1
1
2
1
октябрь 1
2
3
4 «Прогулка в лес. Звуковой анализ слова «ау»».
«Путешествие в город Звуков. Цветные замки».
«Разговор в саду. Звуковой анализ слова «мак»».
«На улице города. Звуковой анализ слова «дом». 2
2
2
2
ноябрь 1
2
3
4
«В гостях у бабушки Глаши в деревне. Звуковой анализ слова: дым, дом, рука, сажа, вода, порог, ворота, сад, стол».
«Загадки с грядки. Звуковой анализ слова: лук, бук, мак, соха, дуб, кот, сапог, порог, тыква, баба».
«Морские приключения. Звуковой анализ слова: кит, рак, краб, рыба, щука, сом, улов, уха, тина, плотва».
«Лесные приключения. Звуковой анализ слова: лес, осина, береза, сосна, мишка, белка, волк, зубр, сбор, шишка». 2
2
2
2
декабрь 1
2
3
4 «Звуки [а, о, у, ы, и, э]. Слогообразующая роль гласных звуков».
«Звук и буква «А».
«Звук и буква «О».
«Сравнительный звуковой анализ слов мышка и мишка; слива и школа; речка и печка;» 2
2
2
январь 1
2
3
4
«Звук и буква «У».
«Звук и буква «ы».
«Звук и буква «Э».
«Звук и буква «Л». 2
2
2
2
февраль 1
2
3
4 «Звуки и буквы «А», «О», «У», «ы», «Э». «Деление на слоги»
«Звук и буква «М». Чтение букваря.
«Звук и буква «Н». Чтение букваря.
«Звук и буква «Р». Чтение букваря.
2
2
2
2
март 1
2
3
4 «Звуки и буквы «Л», «М», «Н», «Р».
«Деление на слоги»
«Звук и буква «К», «Г». Чтение букваря.
«Звук и буква «С», «З». Чтение букваря.
«Звук и буква «Б», «П». Чтение букваря.
2
2
2
2
апрель 1
2
3
4
5
«Звук и буква «В», «Ф». Чтение букваря.
«Звук и буква «Ж», «Ш». Чтение букваря.
«Звук и буква «Д», «Т». Чтение букваря.
«Звуки и буквы, парные. Закрепление пройденного материала». Чтение букваря.
«Правило выкладывания гласных букв после твердых и мягких согласных звуков». «Буквы Ю, Я, Е, Ё» 2
2
2
1
1
май 1
2
3
4
5
«Правило выкладывания гласных букв после твердых и мягких согласных звуков». «Буквы Ю, Я, Е, Ё»
«Правило выкладывания гласных букв после твердых и мягких согласных звуков». «Буквы Ю, Я, Е, Ё»
«Слоги, слова, предложения».
«Закрепление пройденного материала»
Итоговое открытое занятие. 2
2
1
1
1
Итого:68
Примерное тематическое планирование
подготовительная к школе группа (6-7 лет)
№
п\п Тема занятия Кол-во часов
сентябрь 1
2
3
4
5 «Закрепление пройденного материала. Гласные и согласные звуки. Чтение слогов».
«Слоги, слова, предложения - схемы»
«Звуковой анализ слов на тему «Овощи». Чтение букваря.
«Звуковой анализ слов на тему «Фрукты». Чтение букваря.
«Звуковой анализ слов на тему «Овощи». Чтение букваря.
2
1
1
1
1
октябрь 1
2
3
4 «Буква «Я». Чтение слогов, слов, предложений».
«Буква «Ю». Чтение слогов, слов. Графические упражнения».
«Буква «Е». Чтение слогов, слов. Составление предложений».
«Буква «Ё». Чтение слогов, слов. Дидактические игры со словом. 2
2
2
2
ноябрь 1
2
3
4
5
«Буква «И». Чтение слогов, слов. Звуковой анализ слов».
«Закрепление пройденного материала».
«Звук и буква «Й». Чтение слогов. Звуковой анализ слов: герой, май, йогурт, йод.
«Составление и условная запись предложения».
«Всегда мягкие звуки: Ч, Щ, Й»
2
2
1
1
2
декабрь 1
2
3
4 «Всегда твердые звуки: Ж, Ш, Ц». Чтение слогов, слов. Дидактические игры со звуками, словом. Звуковой анализ слов с этими звуками.
«Закрепление звукового анализа слов со звуками ж, ш, ц, й, ч, щ». звуковой анализ слов: живот, шар, чашка, цыц, щетка, йод, зайка, чайка»
«Правило написания сочетаний ЖИ и ШИ». Выкладывание предложений «У кошки ушки»; «На лугу лежит жук»
«Правило написания сочетаний ЧА и ЩА. Выкладывание предложений: «Часы висят на стене»; «Я иду без плаща». 2
2
2
2
январь 1
2
3
4
«Повторение пройденного материала. Чтение букваря. Разгадывание кроссвордов. Деление на слоги слов на тему «Домашние животные».
«Работа над предложениями: «У меня щенок», «цапля и аист птицы» Чтение букваря. Придумать предложение на заданную схему»
«Правило написания ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА». Звуковой анализ слов с этим сочетанием. Разбор предложений (схемы, устное деление слов на слоги.
«Правило написания сочетаний, ЧУ и ЩУ». Выкладывание предложений «Чушка чешет бока», «щука охотиться за рыбешкой» 2
2
2
2
февраль 1
2
3
4 «Двойное значение буквы Я». Чтение букваря, разбор предложений. Устное деление на слоги.
«Двойное значение буквы Ю». Чтение букваря, разбор предложений. Устное деление на слоги.
«Двойное значение буквы Е». Чтение букваря, разбор предложений. Устное деление на слоги.
«Двойное значение буквы Ё». Чтение букваря, разбор предложений. Устное деление на слоги.
2
2
2
2
март 1
2
3
4
5 «8 марта». Чтение стихотворения Т. Шорыгина, кроссворд, письмо – поздравление маме. Написать (напечатать) открытку маме или бабушке».
«Работа над предложением «У нас жил щенок», «Я иду играть», «Сумка для мамы», «Веселая книга для чтения».
«Чтение весенних загадок и пословиц. Разобрать понравившуюся пословицу схематически. Чтение букваря. Деление на слоги устно».
«Разделительная функция Ь знака. Звуковой анализ слов: мышь, лить, роль, галька, Мальвина, апрель, сильный, мель, пулька, нуль».
«Разделительная функция Ъ знака. Чтение букваря, чистоговорки, короткие тексты. Составление предложений из разных слов. Склонение» 1
2
2
1
2
апрель 1
2
3
4 «Закрепление пройденного материала о Ъ и Ь знаке. Вычленение ударного гласного. Деление на слоги»
«Чтение букваря. Вычленение ударного гласного в слове. Тексты для чтения и пересказа. Ориентация в клетке».
«Чтение коротких рассказов и их пересказ. Схематическое написание предложений. Автоматизация всех звуков. Графические диктанты на внимание».
«Повторение и закрепление пройденного материала. Звуко – буквенный разбор слов. Написание схем предложений и схематическое деление на слоги. Чтение коротких рассказов и их пересказ».
2
2
2
2
май 1
2
3
4
«Викторина «Веселая грамматика», разгадывание кроссвордов, ребусов. Составление предложений с предлогами по предложенной схеме».
«Чтение рассказов и их пересказ. Разгадывание кроссвордов и ребусов. Прохождение лабиринтов. Ударение».
«Повторение пройденного материала за весь учебный год. Чтение текстов и расстановка ударений, деление на слоги.».
«Итоговое открытое занятие». 2
2
2
1
Итого:68
ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
1. Программа «От звука к букве» Е. В. Колесникова М., «Ювента» 2003г.
2. «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. Сценарии учебно-игровых занятий к рабочей тетради «От А до Я»
3. «От А до Я». Рабочая тетрадь для выполнения заданий ребенком.
4. «От звука к букве». Демонстрационный материал для детей 5-6 лет.
5. Журова Л. Е., Варенцова Н. С. «Обучение дошкольной грамоте» М., 1998 г.
6. Пожиленко Е. А. «Волшебный мир звуков и слов» М., ГИЦ «Владос» 1999г.
7. Невская В. П. «Речевые игры и упражнения» М., «ТЦ Сфера» 2013г.
8. Алябьева Е. А. «Учим русский язык» М., «ТЦ Сфера» 2013г.
9. Волина В. В. «Занимательное азбуковедение» М., «Просвещение» 1991г.
10. Журова Л. Е. «Обучение ребенка грамоте»
11. Жукова Н. Е. «Букварь для первого чтения»
12. Жукова Н. Е. «Следующая книга за букварем»