Ольга Медвецкая
План по теме самообразования «Малые формы как средство развития речи детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Ромашка»
Принято Утверждено
педагогическим советом приказом заведующего МБДОУ
Протокол №___ от «___»___20___г №___
от «___»___20___г
План работы по самообразованию
Тема: «Малые формы фольклора как средство развития речи детей раннего возраста»
Выполнила: Медвецкая Ольга Александровна, воспитатель 1 квалификационная категория
р. п. Усть-Абакан, 2022
Публикация «План по теме самообразования „Малые формы как средство развития речи детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Актуальность темы
Фольклор - народное творчество, душа русского искусства, музыки. Самых маленьких детей в первую очередь знакомят с произведениями устного народного творчества. Народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребенка по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.
Когда малыш приходит в детский сад, он уже понимает речь, поэтому я забавляю его песенками и короткими стишками-пестушками, их назначение вызвать у ребенка положительные, бодрые эмоции. За ними следуют потешки-стишки и стишки к первым играм с ручками, пальчиками. Позднее наступает черед прибауток-песенок и сказок.
Игры на подушке (это игры для самых маленьких детей, которые очень хотят общаться Когда ребенок агукает и гулит, взрослый приговаривает)
Поехали-поехали (Игра развивает вестибулярный аппарат ребенка. помогает ему научиться сидеть без поддержки)
Гуси-Лебеди (Игра-ритмика развивает у ребенка чувство ритма и помогает развитию тонких движений рук.)
Гули-гули (Пальчиковые игры в большом почете, так как научными исследованиями установлено, что развитие мелкой моторики рук помогает развитию речи малыша).
«Обыгрываем» игрушки.
Микропьески для театра.
Песенки для танцев
Заинька
Топотушки
Таким образом, опыт работы показывает, что целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора создает необходимые навыки для овладения и развития речи.
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
1. Подобрать и изучить методическую литературу;
2. Развивать речевые способности детей младшего возраста;
3. Расширять словарный запас детей;
4. Формировать связную речь;
Срок реализации: 1 год (2022 – 2023 учебный год)
Раздел плана Содержание Сроки и выполнения Практические выходы
Информационно-
аналитический Работа в методическом кабинете
Изучение методической литературы по данной проблеме.
Изучение статей в журналах:
- «Дошкольное воспитание»-
Систематизировать практический материал, интернет ресурсы по внедрению игровых технологий.
Изучение темы «Знакомство с закличками, потешками о солнышке»
Работа с электронными сайтами
Изучение темы «Настольно-печатные игры по русским народным сказкам.
Разработка проекта Сентябрь 2022
В течение года
Сентябрь, октябрь
В течение года
В течение года Сбор информации
Методическая копилка
Внедренческий Консультация для родителей
«О роли родителей в развитии речи ребенка»
Памятки для родителей «Игровая деятельность»
Консультация «Почитай мне сказку, мама»
Консультация «Роль фольклора в развитии детей»
Консультация для педагогов «Использование фольклора в работе с детьми»
Совместное и самостоятельное рассматривание иллюстраций и картинок, творческих работ «Моя любимая сказка»
Художественное слово – чтение и разучивание пестушек
Рассказывание детям русских народных сказок, потешек, закличек.
Знакомство с закличками, потешками о солнце. В течение года
В течение года
Папка с материалами
Папки – передвижки, буклет, консультации
Папки - передвижки «Игры на развитие внимания», «Как разнообразить игровую деятельность»
Создание картотеки потешек для работы с детьми
Разучивание и проговаривание потешек, закличек
Оформление картотеки «Игровая деятельность по лексическим темам» Январь - февраль
В течение года
Папка - передвижка
Картотека потешек
Методическая копилка
Картотека игр
Практический Практикум: «Поиграем вместе» (дети, родители, воспитатель)
Семинар – практикум «Игровые технологии в речевом развитии воспитанников ДОУ»
Тренинг «В игры играем – речь развиваем»
Проектная деятельность «Моя любимая сказка»
В течение года
Октябрь
(2 недели)
Методическая копилка
Театрализованная деятельность:
Мини – сценки русских народных сказок: «Теремок», «Репка»
Игра - ритмика «Использование фольклора в работе с детьми»
Игры – инсценировки (Гуси-лебеди, заинька-попляши, игра «Кто в домике живёт»)
Пальчиковые игры на основе русских народных потешек.
Игровая деятельность в режимных моментах. «Поиграем с пальчиками».
Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!»
Художественное творчество песенки для танцев.»Кукутики, «Малинки».
Вернисаж детских рисунков:
«Солнышко яркое!»
Развлечение «По дороге к солнышку» Апрель – май
Декабрь
В течение года
В течение учебного года
В течение года Папка-передвижка
Сценарии
Картотека пальчиковых игр
Выставка
Сценарий
Самоанализ проделанной работы Апрель
отчёт Отчёт старшему воспитателю
Обобщение педагогического опыта «Развитие речи через игровую деятельность»
Май Педсовет
Диссеминация опыта
Участие в методических мероприятиях, профессиональных конкурсах В течение года Методическая копилка
Литература:
1. Фомичёва Г. А. М. : Просвещение, 1984г. «Методика развития речи детей дошкольного возраста»;
2. Тихеева Е. И. «Развитие речи детей»;
3. Логинова В. И., Максаков А. И., под редакцией Сохин Ф. А. – 3 изд. М. : Просвещение, 1984г. «Развитие речи детей дошкольного возраста»;
4. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. «Художественное чтение и рассказывание в детском саду».
5. «Кроха» - пособие по воспитанию, обучению и развитию речи детей до трёх лет. М. : Просвещение, 2000г.
6. Павлова Л., Сотникова В. «Раннее детство в системе вариативного дошкольного образования»;
7. Илларионова Ю. Г. «Учите детей отгадывать загадки»;
8. Дмитриева В. «Учусь говорить правильно» (лепеталки, чистоговорки, стихи и песенки) М. : Астрель; СПб «Сова», 2010г.
9. Луканина Н., Чадова Л. «Праздники в детском саду для детей 2-4 лет».
10. Зарецкая Н. В. «Праздники и развлечения в ДОУ», младший дошкольный возраст; Кричицына Н. «Дети любят …» Д/В – 1991г., № 11, с. 16 – 17; 12. Мацкевич А. Д. «Малые формы фольклора» (работа с книгой в д/с сост. В. А. Богуславская, В. Д. Разова) – М. : Просвещение.