Рочева Елена
План по самообразованию «Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей»
▼ Скачать + Заказать документы
План работы по самообразованию.
Тема: «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей в подготовительной к школе группе».
2020-2021 гг.
Подготовительная группа
Что я слышу - забываю,
Что я вижу – помню,
Что я делаю – понимаю.
Конфуций
Современному обществу нужны образованные, нравственные, отличающиеся мобильностью люди с конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. Поэтому перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями встает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос обязательно! – активным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Познавательная активность, сформированная в период дошкольного детства, является важной движущей силой познавательного развития ребенка, что способствует успешному обучению в школе, социализации ребенка в обществе.
Публикация «План по самообразованию „Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Планы
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Экспериментальная деятельность. Самообразование
- Темочки
Актуальность.
Даже маленький ребенок– природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно – действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакое другое средство соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим способом познания мира. Главное достоинство применения экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента :
• дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания;
• идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы;
• развивается речь ребенка, так как он формулирует обнаруженные закономерности и выводы, рассказывает об увиденном;
• происходит накопление фонда умственных умений;
• формируются самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие - либо предметы и явления для достижения данного результата;
• развиваются эмоциональная сфера ребенка, его творческие способности, трудовые навыки.
Поэтому важно, чтобы педагог активизировал детей к самостоятельному поиску решения проблемных ситуаций через экспериментирование.
Проблема. До настоящего времени использование поисковой деятельности детей характеризовалось эпизодичностью, позицией воспитателя над ребенком, отсутствием системы в построении поисковой деятельности и осмысленной организации, что обусловлено противоречием между огромным исследовательским потенциалом ребенка и бессистемным его использованием в процессе развития и обучения дошкольника, а так же отсутствием деятельного подхода к проблеме детского экспериментирования. Таким образом, актуальность моей работы обусловлена.
Новизнамоей работы состоит в том, что я стремлюсь действовать в логике интегративного подхода и использовать современные педагогические технологии, тем самым реализовывая ФГОС.
Работая над этой темой, я поставила перед собой цель:повысить теоретический и практический уровень, компетентность и профессиональное мастерство.
Для реализации поставленной целимне необходимо решить ряд задач:
• изучить методическую литературу и интернет ресурсы по развитию познавательной активности дошкольников через экспериментирование;
• разработать перспективный план с детьми по теме самообразования;
• составить картотеки экспериментов, планы занятий;
• привлечь и приобщить родителей для созданияусловий формирования исследовательской деятельности.
План работы по самообразованию
Сроки реализации Форма работы Предполагаемый результат
Сентябрь -
Октябрь Изучение методической литературы по теме.
Разработка плана занятий с детьми по теме самообразования.
Изготовление мини лаборатории и оснащение её необходимыми материалами и пособиями для опытов. Повышение компетентности.
Конспекты занятий, проекты фотовыставки.
Мини лаборатория – оснащение необходимыми материалами и пособиями для опытов.
Ноябрь
Консультация для педагогов
ДОУ «Значение поисково-
исследовательской
деятельности в развитии
ребенка». Создание буклета.
На протяжении года
Проведение экспериментирования с детьми в непосредственно образовательной деятельности. Подготовка презентации по экспериментированию.
Работа с родителями.
Пополнение оснащения в мини-лаборатории необходимыми материалами и пособиями для опытов.
Консультация для родителей «Развитие любознательности детей, через детское экспериментирование».
Консультация для родителей «Ребенок- исследователь в детском саду».
Консультация «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». Изготовление стола для экспериментирования и его оснащение.
Сбор природного и бросового материала в мини-лабораторию.
Углубление сотрудничества родителями.
Повышение педагогической компетентности родителей.
Проведение индивидуальных консультаций.
Вторая половина мая Выступление по теме самообразования на педагогическом совете. Отчет работы по самообразованию.
Перспективное планирование экспериментальной деятельности в подготовительной группе
Сроки реализации Содержание работы Практический выход
Сентябрь Исследование свойств песка,почвы и глины во времяигровой деятельности напрогулке.
Знакомство с лупой. Опыты с песком иглиной, почвой. Познакомить сприбором-
помощником -лупой и ее
назначением.
Октябрь Понять, как образуетсятень, ее зависимость отисточника света и предмета,ихвзаимоположения. Показатьзначение света, объяснить,
что источники света могутбыть природные (солнце,луна, костер,
искусственные —изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча). Опыт «свет итень»
Свет повсюду.
Ноябрь Наблюдение, исследованиесвойств воды во времярежимных моментов, вигровой деятельности, вповседневно-бытовыхситуациях, в
Исследовательскойдеятельности. Опыты с водой.
Декабрь Защитные свойства снега. Выявление механизмаобразования инея. Лед легчеводы. Опыта со снегом ильдом.
Январь Изучение свойств воздуха вповседневных бытовыхситуациях, в игровойдеятельности, висследовательскойдеятельности. Опыты своздухом.
Февраль Наблюдение за комнатнымирастениями, изучениеусловий для оптимальногоразвития и роста растений. Опыты «С водой ибез воды», «Насвету и втемноте».
Март Изучение свойств магнита всамостоятельнойдеятельности, во времяколлективных занятий,опытно-экспериментальнойдеятельности. Опыты смагнитом.
Апрель Причина возникновениясолнечных зайчиков.
Познакомить детей спонятием «отражение».
Научить пускатьсолнечныхзайчиков (отражать светзеркалом).
Май Познакомить детей сфизическим свойствомпредметов- инерцией. Силатяготения. Дать детямпредставление осуществованииневидимой силы -силы тяготения,котораяпритягиваетпредметы илюбые тела кЗемле.
Опыт «Упрямыепредметы».