МААМ-картинки

План по самообразованию «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»

Екатерина Ныркова
План по самообразованию «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность темы:

Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.

Темочки:

Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать». Дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.

Решение проблемы экономического воспитания в дошкольном возрасте видится, прежде всего, в русле совершенствования нравственного воспитания в целом, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к результатам человеческого труда и человеку.

Экономическое воспитание дошкольников надо начинать не позднее пяти лет, так как это сложный и многоплановый процесс, который формирует мировоззрение, отношение к предметному миру и окружающей действительности, воспитывает положительные черты характера.

Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию у них предпосылок реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.

Цель: Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. Помочь детям шести–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.

Задачи:

• способствовать формированию первоначальных представлений о потребностях;

• способствовать формированию первоначальных представлений о труде;

• способствовать формированию первоначальных представлений о купле-продаже товаров;

• способствовать формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления;

• способствовать формированию первоначальных представлений о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике.

• понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);

• уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;

• сознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;

• признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);

• рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;

• применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.

Ожидаемые результаты:

Для воспитателя сформируются основы педагогического мастерства, профессионализма и творчества:

• умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;

• овладение инновационными педагогическими технологиями как средствами познавательного развития детей;

• умение активизировать познавательные, социально-коммуникативные способности и умения; распространение своего опыта и достижений через информационно-образовательные сайты, применять полученные знания на практике в ходе организации непосредственно образовательной деятельности.

Внедрение в образовательный процесс экономического воспитания позволит осуществлять тесную связь этического, трудового и экономического воспитания, способствует становлению ценностных жизненных ориентаций в дошкольном возрасте. Работа предполагает комплексный подход к развитию личности дошкольника, предусматривая тесную связь этического, трудового и экономического воспитания.

Основные вопросы:

• изучение методической литературы по экономическому воспитанию старших дошкольников;

• актуальность формирования финансовой грамотности в образовательном процессе с дошкольниками;

• цели и задачи финансовой грамотности в обучении детей дошкольного возраста;

• этапы работы по внедрению финансовой грамотности в образовательный процесс;

• особенности экономического воспитания для детей дошкольного возраста;

• роль родителей в деятельности детей по финансовой грамотности;

• изучение педагогического опыта других педагогов;

• внедрение экономического воспитания в образовательный процесс.

Проблема. Проблема низкой финансовой грамотности в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экономического сознания, культуры сбережения. Эта работа должна начинаться в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.

К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

Этапы реализации самообразования:

Первый этап (организационно-теоретический: сентябрь – октябрь 2020 г.) – изучение возможностей внедрения экономического воспитания в образовательный процесс со старшими дошкольниками, анализ имеющихся условий, повышение квалификации, сбор информации)

Второй этап (накопительно-практический: ноябрь 2020 – апрель 2021 г.) - практическое осуществление деятельности по внедрению финансовой грамотности в образовательный процесс, решение организационных вопросов, разработка проекта на год, мастер-классов по работе с детьми, педагогами; выявление и устранение возникающих в процессе работы проблем.

Третий этап (заключительный: май 2021 г.) – осуществление распространения опыта, осуществление презентации полученных результатов.

План работы

Работа с детьми

Сентябрь «Азбука денег». Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Октябрь «Почему взрослые работают?» Цель: развивать представление о том, что труд является средством удовлетворения разнообразных потребностей человека и источником дохода.

Ноябрь «Путешествие с Монетной по стране Экономике» Цель: Закрепить полученные экономические знания в разных видах экономической деятельности.

Декабрь «Открываем супермаркет» Цель: систематизировать знания детей о разнообразии товаров. Познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченностью ресурсов.

Январь «Приключение девочки Настеньки» Цель: развитие у дошкольников экономической грамотности.

Февраль «Путешествие в страну Рублика» Цель: формирование у детей первичных элементарных экономических представлений.

Март Командная игра «Рекламный бизнес». Цель мероприятия – сформировать у старших дошкольников и младших школьников представление о рекламе.

Апрель Командная игра «Как проверить и посчитать деньги». Цель мероприятия – научить дошкольников умело распоряжаться деньгами и отличать настоящие деньги от фальшивых.

Май Командная игра «Расходы. Как потратить деньги с пользой» Цель мероприятия – сформировать у старших дошкольников и младших школьников представление о расходах семьи.

Работа с родителями

Сентябрь Опросник «Мой ребенок и финансовая грамотность». Анкетирование

Октябрь «Финансовая грамотность. Экономическое развитие дошкольников» Консультация

Ноябрь Семейный бюджет и ребенок - консультация

Декабрь «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста» буклет

Январь Зачем ребенку экономика консультация

Февраль «Создание картотеки сказок по финансовой грамотности Практикум

Март Реклама для детей Создание альбома

Апрель Проект «Профессии родителей» Мастер-класс

Май Деловая игра по станциям «В поисках сокровищ в стране финансов» Открытое занятие

Самореализация

В течение года *Изучение нормативных документов

*Чтение тематических педагогических изданий

*Чтение методической и тематической литературы

*Обзор тематической информации в интернете

*Изучение и внедрение новых технологий

*Работа с родителями

*Информация для родителей о тематических мероприятиях в ДОУ

*Пополнение центров книги по финансовой грамотности Повышение педагогической компетентности

Сентябрь - Изучение педагогической и методической литературы по финансовой грамотности

-Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы по теме самообразования. Определение основных задач по данной области в работе с детьми и родителями.

Отбор методических пособий для организации работы с детьми и родителями.

Октябрь - Изучение опыта педагогов ДОУ

- Создание предметно-развивающей среды Применение разнообразных методов с учётом индивидуальных особенностей детей:

Ноябрь - Подбор наглядно-дидактического материала.

-Использование методических рекомендаций для родителей Привлечение родителей через наглядную информацию: стенд.

Декабрь Подведение итогов 1 этапа. Разработка конспектов занятия

Январь -Изучение методик и технологий педагогов в интернете

-Практическая деятельность с детьми. развитие у дошкольников экономической грамотности.

Февраль -Использование методики на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в

индивидуальной работе с детьми формирование у детей первичных элементарных экономических представлений.

Март -Использование данного вида работы, как источника, доставляющего радость не только ребенку, но и окружающим его людям. Викторина

«Путешествие в денежную страну»

Апрель Круглый стол для педагогов: «Развитие финансовой грамотности дошкольников» Выступление на семинаре-практикуме

Май Презентация проекта «Юный финансист», участие проекта в Ежегодной премии Губернатора «Наше Подмосковье» Мониторинг

Список литературы

Аношина Л. М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 103.

Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт. - сост. Л. Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г.

Курак Е. А. Экономическое воспитание дошкольников [Текст]: примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий/ Под ред. Е. А. Курака. - М. : ТЦ Сфера, 2002.

Липсиц И. В. Удивительные приключения в стране Экономика. М. : Вита-пресс, 2016. 336 с.

Лушникова Е. В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М. ; 2008. № 11. с. 75.

Смоленцева А. А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб. : «Детство – пресс», 2001. –

Смоленцева А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М. : АРКТИ, 2006. – 88 с.

Смоленцева А. А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 63.

Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО. Сборник методических разработок / Сост. О. А. Блохина, О. В. Терешева – Калининград: КОИРО, 2017.

Шатова А. Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М. : «Вентана-Граф», 2015. 176 с.

Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Сборник методических материалов на основе парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5-7 лет.

Ягунова Н. М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 128.

Публикации по теме:

Формирование предпосылок регулятивных универсальных действий у старших дошкольников в процессе игровой деятельности В соответствии с ФГОС дошкольного образования итогом освоения основной образовательной программы являются целевые ориентиры, которые предполагают.

Конспект занятия по финансовой грамотности «По дорожкам финансовой грамотности» «По дорожкам финансовой грамотности» для детей 5 лет, уже изучивших азы финансовой грамотности. Цель: содействие финансовому просвещению.

Лэпбук по финансовой грамотности для дошкольниковЛэпбук по финансовой грамотности для дошкольников Лэпбук по финансовой грамотности для дошкольников Экономика поможет нам понять Как решенья принимать, Как ресурсы сберегать И страной.

Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников»Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников» Единый Методический День «Инновационные педагогические практики в работе с детьми дошкольного возраста» в рамках реализации инициативного.

Перспективный план работы по развитию финансовой грамотности детей старшего возраста «Что нельзя купить за деньги»Перспективный план работы по развитию финансовой грамотности детей старшего возраста «Что нельзя купить за деньги» Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике. Возникла необходимость.

План-конспект занятия по обучению финансовой грамотности для детей дошкольного возраста «Мир профессий» План-Конспект занятия по обучению финансовой грамотности для детей дошкольного возраста. Тема: Выставка картин «Мир профессий» Цель: уточнить.

План по самообразованию «Воспитание звуковой культуры речи в старшей группе» План по самообразованию на 2015-2016 учебный год. Воспитателя старшей группы №4 Кормителевой Лорэны Эдуардовны. Тема: «Воспитание звуковой.

План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края» Актуальность Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний,.

Презентация к образовательному проекту «Тратим разумно. Сберегаем и экономим». Формирование основ финансовой грамотностиПрезентация к образовательному проекту «Тратим разумно. Сберегаем и экономим». Формирование основ финансовой грамотности Презентация к образовательному проекту "Тратим разумно. Сберегаем и экономим" формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников.

Создание развивающей среды для воспитания у дошкольников финансовой грамотностиСоздание развивающей среды для воспитания у дошкольников финансовой грамотности . Из опыта работы. Ко Дню денег и банков В наше время обучать ребёнка основам финансовой грамотности очень важно. Чем лучше он знаком с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План по самообразованию «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»
Опубликовано: 11 октября 2020 в 12:03
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «План по самообразованию «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Ныркова (УИ 332479) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД