Екатерина Ныркова
План по самообразованию «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы:
Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.
Публикация «План по самообразованию „Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать». Дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.
Решение проблемы экономического воспитания в дошкольном возрасте видится, прежде всего, в русле совершенствования нравственного воспитания в целом, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к результатам человеческого труда и человеку.
Экономическое воспитание дошкольников надо начинать не позднее пяти лет, так как это сложный и многоплановый процесс, который формирует мировоззрение, отношение к предметному миру и окружающей действительности, воспитывает положительные черты характера.
Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию у них предпосылок реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.
Цель: Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. Помочь детям шести–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.
Задачи:
• способствовать формированию первоначальных представлений о потребностях;
• способствовать формированию первоначальных представлений о труде;
• способствовать формированию первоначальных представлений о купле-продаже товаров;
• способствовать формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления;
• способствовать формированию первоначальных представлений о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике.
• понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);
• уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
• сознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;
• признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);
• рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;
• применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.
Ожидаемые результаты:
Для воспитателя сформируются основы педагогического мастерства, профессионализма и творчества:
• умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;
• овладение инновационными педагогическими технологиями как средствами познавательного развития детей;
• умение активизировать познавательные, социально-коммуникативные способности и умения; распространение своего опыта и достижений через информационно-образовательные сайты, применять полученные знания на практике в ходе организации непосредственно образовательной деятельности.
Внедрение в образовательный процесс экономического воспитания позволит осуществлять тесную связь этического, трудового и экономического воспитания, способствует становлению ценностных жизненных ориентаций в дошкольном возрасте. Работа предполагает комплексный подход к развитию личности дошкольника, предусматривая тесную связь этического, трудового и экономического воспитания.
Основные вопросы:
• изучение методической литературы по экономическому воспитанию старших дошкольников;
• актуальность формирования финансовой грамотности в образовательном процессе с дошкольниками;
• цели и задачи финансовой грамотности в обучении детей дошкольного возраста;
• этапы работы по внедрению финансовой грамотности в образовательный процесс;
• особенности экономического воспитания для детей дошкольного возраста;
• роль родителей в деятельности детей по финансовой грамотности;
• изучение педагогического опыта других педагогов;
• внедрение экономического воспитания в образовательный процесс.
Проблема. Проблема низкой финансовой грамотности в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экономического сознания, культуры сбережения. Эта работа должна начинаться в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.
К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
Этапы реализации самообразования:
Первый этап (организационно-теоретический: сентябрь – октябрь 2020 г.) – изучение возможностей внедрения экономического воспитания в образовательный процесс со старшими дошкольниками, анализ имеющихся условий, повышение квалификации, сбор информации)
Второй этап (накопительно-практический: ноябрь 2020 – апрель 2021 г.) - практическое осуществление деятельности по внедрению финансовой грамотности в образовательный процесс, решение организационных вопросов, разработка проекта на год, мастер-классов по работе с детьми, педагогами; выявление и устранение возникающих в процессе работы проблем.
Третий этап (заключительный: май 2021 г.) – осуществление распространения опыта, осуществление презентации полученных результатов.
План работы
Работа с детьми
Сентябрь «Азбука денег». Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Октябрь «Почему взрослые работают?» Цель: развивать представление о том, что труд является средством удовлетворения разнообразных потребностей человека и источником дохода.
Ноябрь «Путешествие с Монетной по стране Экономике» Цель: Закрепить полученные экономические знания в разных видах экономической деятельности.
Декабрь «Открываем супермаркет» Цель: систематизировать знания детей о разнообразии товаров. Познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченностью ресурсов.
Январь «Приключение девочки Настеньки» Цель: развитие у дошкольников экономической грамотности.
Февраль «Путешествие в страну Рублика» Цель: формирование у детей первичных элементарных экономических представлений.
Март Командная игра «Рекламный бизнес». Цель мероприятия – сформировать у старших дошкольников и младших школьников представление о рекламе.
Апрель Командная игра «Как проверить и посчитать деньги». Цель мероприятия – научить дошкольников умело распоряжаться деньгами и отличать настоящие деньги от фальшивых.
Май Командная игра «Расходы. Как потратить деньги с пользой» Цель мероприятия – сформировать у старших дошкольников и младших школьников представление о расходах семьи.
Работа с родителями
Сентябрь Опросник «Мой ребенок и финансовая грамотность». Анкетирование
Октябрь «Финансовая грамотность. Экономическое развитие дошкольников» Консультация
Ноябрь Семейный бюджет и ребенок - консультация
Декабрь «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста» буклет
Январь Зачем ребенку экономика консультация
Февраль «Создание картотеки сказок по финансовой грамотности Практикум
Март Реклама для детей Создание альбома
Апрель Проект «Профессии родителей» Мастер-класс
Май Деловая игра по станциям «В поисках сокровищ в стране финансов» Открытое занятие
Самореализация
В течение года *Изучение нормативных документов
*Чтение тематических педагогических изданий
*Чтение методической и тематической литературы
*Обзор тематической информации в интернете
*Изучение и внедрение новых технологий
*Работа с родителями
*Информация для родителей о тематических мероприятиях в ДОУ
*Пополнение центров книги по финансовой грамотности Повышение педагогической компетентности
Сентябрь - Изучение педагогической и методической литературы по финансовой грамотности
-Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы по теме самообразования. Определение основных задач по данной области в работе с детьми и родителями.
Отбор методических пособий для организации работы с детьми и родителями.
Октябрь - Изучение опыта педагогов ДОУ
- Создание предметно-развивающей среды Применение разнообразных методов с учётом индивидуальных особенностей детей:
Ноябрь - Подбор наглядно-дидактического материала.
-Использование методических рекомендаций для родителей Привлечение родителей через наглядную информацию: стенд.
Декабрь Подведение итогов 1 этапа. Разработка конспектов занятия
Январь -Изучение методик и технологий педагогов в интернете
-Практическая деятельность с детьми. развитие у дошкольников экономической грамотности.
Февраль -Использование методики на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в
индивидуальной работе с детьми формирование у детей первичных элементарных экономических представлений.
Март -Использование данного вида работы, как источника, доставляющего радость не только ребенку, но и окружающим его людям. Викторина
«Путешествие в денежную страну»
Апрель Круглый стол для педагогов: «Развитие финансовой грамотности дошкольников» Выступление на семинаре-практикуме
Май Презентация проекта «Юный финансист», участие проекта в Ежегодной премии Губернатора «Наше Подмосковье» Мониторинг
Список литературы
Аношина Л. М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 103.
Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт. - сост. Л. Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г.
Курак Е. А. Экономическое воспитание дошкольников [Текст]: примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий/ Под ред. Е. А. Курака. - М. : ТЦ Сфера, 2002.
Липсиц И. В. Удивительные приключения в стране Экономика. М. : Вита-пресс, 2016. 336 с.
Лушникова Е. В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М. ; 2008. № 11. с. 75.
Смоленцева А. А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб. : «Детство – пресс», 2001. –
Смоленцева А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М. : АРКТИ, 2006. – 88 с.
Смоленцева А. А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 63.
Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО. Сборник методических разработок / Сост. О. А. Блохина, О. В. Терешева – Калининград: КОИРО, 2017.
Шатова А. Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М. : «Вентана-Граф», 2015. 176 с.
Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Сборник методических материалов на основе парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5-7 лет.
Ягунова Н. М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 128.