Лучший педагог года

План по самообразованию воспитателя «Народные культурные традиции как основа эстетического воспитания дошкольников»

Ольга Гуйванская
План по самообразованию воспитателя «Народные культурные традиции как основа эстетического воспитания дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

План по самообразованию воспитателя

на 2018-2019 учебный год

Тема: «Народные культурные традиции, как основа эстетического воспитания дошкольников»

Воспитатель : Гуйванская Ольга Борисовна

Образование: КГПУ им. В. П. Астафьева.

Специальность: «Учитель технологии и

предпринимательства»

Стаж работы: 5 лет

Публикация «План по самообразованию воспитателя „Народные культурные традиции как основа эстетического воспитания дошкольников“» размещена в разделах

Возрастная группа: 3-7 лет

[ Тема: «Народные культурные традиции, как основа эстетического воспитания дошкольников"

Актуальность

Детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Культура русского народа способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Именно поэтому мною огромное внимание уделяется приобщению детей к истокам русской народной культуры : старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно - прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.

Цель самообразования :

Повысить профессиональный уровень знаний для приобщения детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям в условиях ФГОС ДО.

Задачи самообразования :

1. Повысить уровень знаний через подбор и изучение различной литературы, через СМИ по данной теме в свете новых требований ФГОС ДО;

2. Разработать перспективный план работы с детьми

3. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года;

4. Организовать работу в группе вариативной деятельности «Умелые ручки», включив в него элементы народного искусства

5. Оформить в группе мини – центр «Народные и семейные традиции»;

6. Подготовить материал: «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры»;

Работа над программой профессионального самообразования поможет :

- Познакомить детей с народными праздниками, традициями и народными играми, сказками, потешками, прибаутками.

- Создать условия для приобщения детей к декоративно-прикладному искусству

-Дать детям знания об истории русского народного костюма.

-Развивать творческое воображение, образную речь и нравственные качества личности дошкольника.

- Поддерживать у детей потребность в совместной познавательной и творческой деятельности.

- Воспитывать уважительное отношение к национальному художественному наследию, к своему народу.

Направления работы по приобщению детей к русской национальной культуре :

- Создание предметно- развивающей среды в группе.

- Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок и т. п.)

- Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками.

- Знакомство с народным искусством.

- Знакомство с русскими народными играми.

Формы представления результатов самообразования

- Консультация, консультация-практикум

- Проведение мероприятий, развлечений.

- Наглядно-иллюстративный материал.

-Оформление выставки работ

- Презентация программы.

Предполагаемый результат.

Изменение и обогащение пространственной среды группы в соответствии с темой проекта. Знание детьми различных видов декоративно - прикладного искусства, старинных праздников, традиций, фольклора, художественных промыслов. Сплочение детского и взрослого коллектива. Воспитание нравственного поведения у детей.

Перспективный план самообразования.

Содержание работы

Сроки

Теоретический этап

Изучение методической литературы по данной теме В течении года

Практический этап

Использование методики на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми. В течении года

«Знакомство с русской избой»

Цель. Проявить у детей интерес к традиционно- бытовой культуре русского народа, к посещению мини- музея «Русская горница», расширять активный словарь

«Кто мы, откуда? Где наши корни?

«Путешествуем в прошлое России»

Цель: Знакомство детей с предметом «Народная культура», с русским народом и его корнями

На примере легенд, былин показать красоту, мудрость и смелость русского народа, народных героев.

Сентябрь

«Народная тряпичная кукла»

Цель: создание у детей положительного эмоционального отношения к народным традициям и духовным ценностям русского народа;

-формирование художественного вкуса детей посредством приобщения их к народному творчеству. Развитие художественно-эстетических способностей и творчества дошкольников через познание русских народных традиций, одним из носителей которых является древнейшая из игрушек – тряпичная кукла;

«Вечера долгие, руки умелые, головушки умные»

«С новым урожаем!»

«Покров – первое зимовье»

Цель: Познакомить детей с русскими головными уборами, особенностями их изготовления и применения. Развивать художественный вкус и творческое воображение.

Знакомство с историей создания календаря, с подведением итогов осенних работ

Продолжать знакомство детей с народными праздниками

Октябрь

«Народная игрушка- матрешка»

Цель. Познакомить с русской народной игрушкой как символом русского народного искусства, расширять словарный запас

«Дом, дом, открой свою тайну»

«Дух и природа»

«Синичкины именины»

Цель: Познакомить с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, сундук и др.); воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору;

Помочь детям понять, что духовная жизнь и природа соединены на Руси в единой гармонии. Раскрыть собирательный образ Бабы – Яги, как лесного духа.

Познакомить детей с традициями проведения праздника на Руси

Ноябрь

«Начинаем готовиться к зимним святкам»

«Спиридон – солнцеворот»

«Новый год у ворот»

Цель: Поддерживать у детей интерес к обычаям и традициям русского народа, желание принимать участие в играх и развлечениях

Продолжать знакомить детей с традициями проведения праздников на Руси

Способствовать развитию интереса у детей к обрядам и традициям, учить сравнивать, делать умозаключения.

Декабрь

«Календарные и обрядовые праздники русского народа»

Цель: Приобщение детей к русской народной культуре

«Изготовление куклы Счастье»

Цель: Знакомство детей с историей народной куклы и технологией её изготовления, формирование навыков работы с различными материалами – природными и бытовыми.

«Русский самовар и чаепитие на Руси.

Цель:

Познакомить детей с устройством самовара, показать роль и значение чаепитие для русского народа.

Январь

«Сошью Дуне сарафан»

Цель: Познакомить с русским народным костюмом, формировать понятия «праздничная» и «домашняя» (будничная) одежда; развивать творчество, интерес к прошлому.

«Ждем весну. Готовимся к Масленице»

Цель: Продолжить знакомство с народными праздниками, о том как празднуется Масленица на Руси.

Продолжать развивать интерес к народным праздникам, любознательность, познавательную активность.

Февраль

«Народные промыслы : хохломские узоры, дымковская игрушка, гжельские узоры, филимоновская игрушка,

жестовские подносы»

Цель: Дать общее представление о народных промыслах России. Рассказать, почему возникли данные промыслы в этих местах. Воспитывать уважение к труду и мастеровому человеку.

Познакомить детей с историей народного промысла, его легендами и преданиями. Вызывать яркие эмоциональные чувства у детей, желание самим создавать узор.

Март

«Волшебная дудочка»

Цель: Познакомить с русскими народными музыкальными инструментами, учить различать инструменты по типу и звучанию

«Благовещенье – птиц на волю отпущенье»

«Вербное воскресенье»

«Пасха»

Цель: Познакомить детей с приметами этого дня, с обычаем отпускать птиц на волю. Приобщать детей к духовному наследию русского народа.

Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, обрядах.

Продолжать знакомство детей с обычаями и традициями.

Воспитывать в детях интерес к народной культуре.

Апрель

«Не бывать на Руси весны без Егория»

«Про отцов и дедов помним»

«Белая береза-Русская береза! Любимое дерево на Руси»

Цель: Объяснить детям значимость этого праздника для пастухов, земледельцев, воспитывать уважение к людям труда.

Воспитывать чувство гордости за страну в которой мы живем, уважение к ветеранам войны, помнить солдат, отдавших жизнь за Родину.

Познакомить детей с традициями русских гуляний на Троицу. Обогатить словарный запас детей (название праздников, пословицы, приметы) Развивать творчество, артистизм.

Итоговые мероприятия:

Выставка творческих работ детей «Путешествие в мир кукол»

Изготовление альбома «Кукла мала всем детям мила»

Изготовление картотеки «Стихи, потешки, пословицы о народной кукле»

Изготовление альбома «Технологические карты изготовления традиционной русской народной куклы»

Картотека дидактических игр, хороводных игр, пальчиковых игр.

Мини- музей «Путешествие в мир народной куклы»- источник приобщения детей к русской народной культуре.

Презентация программы

Май

Список литературы для самообразования по теме :

1. Александрова Г. А. Моя Россия! Патриотическое воспитание старших дошкольников. Рабочая тетрадь. Санкт – Петербург. : ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2015.

2. Алябьева Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Москва: Творческий центр «Сфера», 2010.

3. Ветохина А. Я., Дмитриенко З. С. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2015.

4. Дьяченко В. Ю., Власенко О. П. Маленькие шаги в большой мир. – Волгоград: Учитель, 2007.

5. Захарова Л. М., Ларина Т. В., Мубаракина И. Б. Мы дети России. Программа по воспитанию патриотических чувств. – Ульяновск: Вектор С, 2009.

6. Ковардакова М. А., Майданкина Н. Ю., Шагарова Г. В. Программа «Василинка». Программа и технологии эколого-художественного образования детей. – Ульяновск. УИПК ПРО, 2011.

7. Ковардакова М. А., Майданкина Н. Ю. Симбирский венец. Программа и методические материалы к образовательной работе с детьми дошкольного возраста по приобщению культурно историческим ценностям региона. – Ульяновск: УИПК ПРО, 2003.

8. Кондрыкинская Л. А. Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду. Москва: ТЦ Сфера, 2010.

9. Косарева В. Н. Народная культура и традиции. Волгоград: Издательство «Учитель», 2014.

10. Майданкина Н. Ю. Войди в мир игры. Формирование у детей дошкольного возраста социальных навыков. – Ульяновск: УИПК ПРО, 2013.

11. Пантелеева Н. Г. Знакомим детей с малой Родиной. Методическое пособие. М. : ТЦ Сфера, 2015.

12. Семейный игровой центр «Вместе весело». // Управление МДОУ, 2013.

13. ФГОС дошкольного образования. Федеральный выпуск №6241, 2013.

14. Чебан А. Я., Бурлакова Л. Л. Знакомим дошкольников с народной культурой. Москва: ТЦ Сфера, 2012.

15. Шатунова О. Г., Майданкина Н. Ю. Потенциал досуговой деятельности в образовательном процессе в режимных моментах. // Детский сад. Теория и практика, №2, 2013.

16. Шевченко Л. Л. Добрый мир. Москва: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011.

17. Шорыгина Т. А. Наша Родина - Россия. Методическое пособие. Москва. : Творческий центр «Сфера», 2015.

Публикации по теме:

Фототчет семинара-практикума «Духовно-нравственное воспитание дошкольников с опорой на культурные традиции казачества»Фототчет семинара-практикума «Духовно-нравственное воспитание дошкольников с опорой на культурные традиции казачества» 26 апреля в МБДОУ «Детский сад № 11» прошел семинар-практикум «Духовно-нравственное воспитание дошкольников с опорой на культурные традиции.

Фотоотчет «Сказка как средство нравственно-эстетического воспитания дошкольников»Фотоотчет «Сказка как средство нравственно-эстетического воспитания дошкольников» Фотоотчет: «СКАЗКА КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ». Основная цель моей педагогической деятельности –.

Календарно-тематический план непосредственно-образовательной деятельности по самообразованию воспитателя для детей 2–3 лет Октябрь 1 неделя Тема: «шарики катятся по дорожке» Цель: ознакомить детей с предметами круглой формы и побуждать обводить форму по контуру.

Концерт живой музыки как средство эстетического воспитанияКонцерт живой музыки как средство эстетического воспитания Развивать у детей чуткость души, доброту сердца, любовь ко всему прекрасному и музыкальный вкус - одна из главных и трудных задач. В ее.

Конспект занятия в подготовительной группе «Традиции и ценности семьи как основа патриотического воспитания»Конспект занятия в подготовительной группе «Традиции и ценности семьи как основа патриотического воспитания» Конспект занятия в подготовительной группе «Традиции и ценности семьи как основа патриотического воспитания.» Цель: воспитание гражданина.

Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» .

План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края» Актуальность Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний,.

План работы по самообразованию «Развитие речи младших дошкольников с использованием развивающих технологий» Тема: «Развитие речи младших дошкольников с использованием развивающих технологий» 2 группа раннего развития Цель: Создание условий для.

План работы по самообразованию «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников при использовании блоков Дьенеша»План работы по самообразованию «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников при использовании блоков Дьенеша» План работы по самообразованию воспитателя Письменной Елены Геннадьевны Тема: «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников при.

План работы по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольников» Актуальность темы Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План по самообразованию воспитателя «Народные культурные традиции как основа эстетического воспитания дошкольников»
Опубликовано: 11 апреля 2020 в 07:18
+34Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «План по самообразованию воспитателя «Народные культурные традиции как основа эстетического воспитания дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Гуйванская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД