Инна
План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики у детей 2–3 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
План по самообразованию
Тема:
«Развитие мелкой моторики у детей 2-3 лет»
2020-2021учебный год
Тема: «Развитие мелкой моторики у детей 2-3 лет»
Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.
Задачи:
1. Улучшить координацию и точность движений рук, гибкость рук;
2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
3. Улучшить общую двигательную активность;
4. Содействовать нормализации речевой функции;
Публикация «План самообразования по теме „Развитие мелкой моторики у детей 2–3 лет“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Развития мелкой моторики. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие;
6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
7. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
Ожидаемый результат:
Дети:
- к концу года у детей пальчики станут более ловкими, кисти рук – подвижными, гибкими, исчезнет скованность движений;
- повысится интерес детей к пальчиковым играм, и начнут овладевать сложными упражнениями;
- дети овладеют двигательными умениями, навыками, совершенствуется деятельность артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д;
- станут больше говорить со взрослыми, общаться со сверстниками.
Родители:
-Повысится интерес у родителей к данному вопросу
-Расширится кругозор родителей о влиянии пальчиковых игр на развитие мелкой моторики детей
-родители будут играть дома с детьми в пальчиковые игры
-Помощь и участие в разнообразных мероприятиях
Педагоги:
-Разработанная система помогает повысить уровень развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста
-Устанавливается эмоциональный контакт с ребенком
-Стремление взаимодействовать с родителями
Актуальность выбранной темы
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Значение развития тонкой моторики рук в раннем и дошкольном возрасте
Мелкая моторика – это точные общие и специальные движения пальцев рук. Она тесно связана с развитием произвольного внимания, глазо-двигательной координации, наглядно-действенного мышления и развитием речи.
Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, что, когда ребёнок производит ритмичные движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев.
Поэтому с самого раннего возраста взрослые стараются научить ребенка выполнять точные движения руками и пальцами. Брать в руки большие и маленькие предметы, пользоваться ими в соответствии с их функцией, ложкой, вилкой, совочком и др. Открывать и закрывать коробки и сосуды, отвинчивать, завинчивать тюбики и гайки, завязывать и развязывать и т. д.
Это важно при своевременном речевом развитии, и – особенно – в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики,
умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Работа с родителями и педагогами:
Сроки Работа с педагогами Работа с родителями
сентябрь Участие в системе методической работы детского сада, подбор и изучение соответствущей методической литературы. Привлечение родителей к насыщению предметно – развивающей среды в группе.
октябрь Анализ состояния воспитательно – образовательного процесса детского сада по развитию мелкой моторики. Родительское собрание «Фольклор в жизни ребенка”.
ноябрь Обмен опытом работы с педагогами по расширению знаний по развитию мелкой моторики детей. Анкетирование.
декабрь Консультация «Влияние пальчиковых игр на развитие мелкой моторики детей раннего возраста». Консультация «Игры и упражнения по мелкой моторике».
январь Показ занятия с использованием упражнений по развитию мелкой моторики. Индивидуальные работы, домашние задания.
февраль Консультация «Развитие мелкой моторики у дошкольников» Изготовление папки – передвижки «Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить».
март Открытое занятие Индивидуальные консультации
апрель Выставка методической литературы и пособий по данной проблеме. Совместное творчество детей и родителей.
май Ознакомление с результатами работы и данными диагностики. Консультация «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников»
Учебно-методическая и справочная литература
№ Название книги Автор Издательство Год
1. «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования» О. А. Зажигина 2008
2. «Пальцы помогают говорить» Г. Г. Галкина 2009
3. «Игры с пальчиками» Ю. А. Соколова М. ОО «ЭКСМО» 2006
4. «Энциклопедия развивалок» Т. Решетник М. ОО «ЭКСМО» 2011
5. «Здравствуй пальчик» Т. Ю. Бардышева М: «Карапуз» 2007
6. «Формирование мелкой моторики рук» С. Е. Большакова М: ТЦ «Сфера» 2006
7. «Развиваем мелкую моторику у малышей» И. А. Ермакова СПБ Изд. дом «Литера» 2006
8. «Пальчиковые игры» О. И. Крупеньчук СПБ Изд. дом «Литера» 2007
9. «Пальчиковые игры» Е. П. Пименова Феникс 2007
10. «Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики» Е. Ю. Тимофеева
Е. И. Чернова СПб «Корона-Век» 2007