Мусакаева Ольга Витальевна
План по самообразованию «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности«
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад №35»
План по самообразованию на 2021-2022 учебный год
«Развитие связной речи детей дошкольного возраста
посредством театральной деятельности»
Выполнил : воспитатель
1 квалификационной категории,
Мусакаева Ольга Витальевана
г. Оренбург, 2021
Актуальность выбранной темы:
Публикация «План по самообразованию „Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности„» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Театр, театрализованная деятельность. Самообразование
- Театр. Планы
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
«Слово воспитателя, не согретое теплотой его убеждения, не будет иметь никакой силы».
К. Д. Ушинский.
1. Введение
1.1 Актуальность опыта работы
В современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Наиболее сенситивным периодом для усвоения речи является младший дошкольный возраст. В этот период возрастает речевая активность, накапливается словарь, удлиняются и усложняются речевые высказывания, превращаясь в рассказы, совершенствуется их грамматическое оформление, возрастает роль речи как средства регулирования поведения, формируется звуковая культура речи. Дети хорошо знают и правильно называют предметы ближайшего окружения: игрушки, посуду, одежду, мебель. Шире начинают использовать прилагательные, наречия, предлоги. Появляются зачатки монологической речи. Изучив педагогическую литературу по данному вопросу мы пришли к выводу, что повышению уровня развития речи у детей может способствовать театрализованная деятельность. Почему именно театрализованная деятельность?
Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. Существует мысль, сказанная немецким психологом Карлом Гросс, которая до сих пор пользуется популярностью: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли».
Возможности театрализованной деятельности очень широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это - конкретный, зримый результат.
В настоящее время методическая литература, посвященная театрально-игровой деятельности, обогатилась рядом работ, охватывающих самые разнообразные стороны театрализованной игры. Достаточно сослаться на исследования Л. В. Артемовой, А. Н. Брызгаловой. Глубокий анализ театрально-игровой деятельности осуществлен как с точки зрения «преодоление коммуникативной дезадаптации у дошкольников», так и с позиции «развитие мотивации к развитию творчества». Значительные исследования посвящены театрализованной игре «в развитие интеллекта дошкольника», в «своем творчестве ребенок открывает новое для себя». Несмотря на столь многочисленную литературу, посвященную театральной деятельности остается открытым и очень актуальным вопрос использование театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста.
№ Месяц реализации Тема Активная форма работы Ответственный
1 Сентябрь
«Театр» 1) изучение литературы по теме самообразования
2) Анкета для родителей
3) Рассказ о видах театра. Как вести себя в театре. «Простые правила этикета».
4) Создание Летбука «Театр»
5) Консультация для родителей «Роль сказки в развитие ребенка»
6) Консультация для педагогов «Театрализованная деятельности и виды театров в детском саду» Воспитатель и родители
2 Октябрь
«Три поросенка» 1) Консультация «Развитие связной речи дошкольников посредством театральной деятельности»
2) Создание картотеки по формированию граматического строя речи, картотека дидактических игр по развитию словесного творчества, картотека пальчиковой гимнастики, картотека дыхательной гимнастики. (в соответствии с возрастными особенностями детей 4-5 лет)
3) Показ театра на палочках «Три поросенка»
4) Раскрашивание раскрасок Воспитатель
3 Ноябрь
«Теремок» 1) Ширма для теневого театра
2) Пополнение центра театрализации теневыми театрами по возрастной группе
3) Консультация для родителей «Покажи мне спектакль»
4) Показ теневого театра «Теремок»
5) Аппликация с природным материалом «Домик для поросёнка»
6) Выставка детских работ
7) Создание Картотеки дидактических игр по русским народным сказкам. Воспитатель
4 Декабрь
«Зимовье зверей» 1) Показ настольного театра «Зимовье зверей»
2) Изготовление необходимых атрибутов для организации новогодних игр (шапочки снеговиков, маски снегирей, снежки из поролона, домик Деда Мороза)
3) Консультация «Речи как средство общения»
4) Изготовление летбука «В гостях у сказки»
5) Пластилинография «Новогодние истории»
6) Консультация для педагогов «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников»
7) Создание дидактической игры «Новогодний праздник с героями мультфильмов» Воспитатель
5 Январь
«Рукавичка» 1) Показ театра на магните русской народной сказке «Рукавичка»
2) Создание картотеки аудио -сказок для детей 4-5 лет
3) Консультация для родителей «Развитие коммуникативных способностей средствами театральной деятельности»
4) Создание уголка ряженья, изготовление масок
5) Рисование «Рукавичка» Воспитатель и родители
6 Февраль
Лиса и волк 1) Создание дидактической игры «Путешествие по сказкам»
2) Памятка – буклет для родителей «Домашняя игротека по развитию речи»
3) Аппликация «Лисичка – сестричка»
4) Создание Картотеки:
«Мимические упражнения» или «Театральных этюдов» Воспитатель
7 Март
Заюшкина избушка 1) Консультация для родителей «Развитие речи игры в кругу семьи»
2) Конструирование из строительного материала «лесной домик для животных»
3) Театр на столе «Заюшкина избушка»
4) Театрализованное представление для родителей по сказке «Заюшкина избушка»
5) Консультация для педагогов «Сказкотерапия на занятиях по развитию речи» Воспитатель
8 Апрель
Петушок и бобовое зернышко 1) Консультация для родителей «Роль сказки в жизни дошкольника»
2) Просмотр мультфильма «Петушок и бобовое зернышко»
3) Лепка «Петушок»
4) Фотовыставка «Мой домашний питомец» Воспитатель и родители
9 Май
«Красная шапочка» 1) ополнение тетра куклами Бибабо
2) Показ театра «Красная шапочка» (Куклы би-ба-бо)
3) Консультация для родителей «Учимся рассказывать»
4) Конкурс «Мой любимый сказоный герой»
(совместная работа детей и взрослых)
5) Создание дидактической игры «Воздушный шар добрых поступков» Воспиатетель