Ирина Красильникова
План по самообразованию педагога «Инновационные технологии в речевом развитии детей дошкольного возраста»
Цели профессионального развития педагога :
1. расширение общепедагогических и психологических знаний с целью расширения и совершенствования методов работы с детьми и родителями;
2. углубление знаний в области теории работы с детьми и родителями по речевому развитию;
3. овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практики;
4. повышение общекультурного уровня педагога.
Публикация «План по самообразованию педагога „Инновационные технологии в речевом развитии детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Общий стаж Педагогический стаж Пед. стаж в данном ДОУ категория Дата последней аттестации Дата предполагаемой аттестации
14 лет 8 лет
8 лет первая 27.12.2019 2024 г
Паспорт самообразования
Тема самообразования :
«Инновационные технологии в речевом развитии детей дошкольного возраста»
Актуальность темы самообразования :
Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.
Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только — что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться. Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Воспитателю нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность не только в процессе свободного общения, но, прежде всего, на логопедических занятиях.
Стало очевидно, что необходимо изменение способов работы воспитателя на занятиях по развитию речи дошкольников. Такими средствами являются инновационные методы и приемы развития речи у дошкольников. Исходя из этого, для формирования и активизации связной речи дошкольников, наряду с традиционными методами и приемами, нами были использованы следующие инновационные методы : здоровьесберегающие технологии, технология ТРИЗ, использование моделирования при составлении рассказов, игровые технологии, ИКТ.
Цель:
Повышение профессионального уровня; формирование опыта по использованию инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в рамках ФГОС ДО.
Задачи:
— изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития речи дошкольников;
— использовать инновационные и развивающие технологии в работе по развитию речи у дошкольников. ;
— проверить целесообразность и успешность применения инновационных и развивающих технологий на занятиях по развитию речи дошкольников;
— взаимодействовать с родителями и педагогами (родительские собрания, семинары, консультации, буклеты) ;
— создать предметно-развивающую среду для применения инновационных и развивающих технологий (картотеки, дидактические игры) ;.
Сроки работы над данной темой:
Сентябрь 2024г – май 2027г.
Форма самообразования : индивидуальная
Ожидаемые результаты:
совершенствование образовательного процесса;
активизация речевой деятельности дошкольников;
улучшение предметной среды, которая способствует развитию речи у детей;
достижение намеченных в ФГОС соответствующих результатов дошкольного образования;
повышение профессионального уровня и компетентности педагога.
родители будут активными участниками образовательного процесса по развитию речи дошкольников.
Формы представления результатов самообразования
-Консультация для воспитателей
-Мастер класс для педагогов ДОУ.
-Консультации для родителей.
- Мастер класс для родителей
-Обмен опытом через Интернет.
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Ф. И. О. педагога Красильникова Ирина Александровна
ТЕМА: «Инновационные технологии в речевом развитии
детей дошкольного возраста»
№ Этап Задачи Сроки Отметка об выполнении
1
Диагностический
Анализ собственных затруднений и затруднений коллег.
Сентябрь 2024г.
Разработка и проведение анкетирования с родителями
Сентябрь 2024г.
Разработка и проведение диагностики детей Октябрь 2024г.
Изучение психолого-педагогической литературы и интернет источников;
Октябрь
2024г.
Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений (в интернет ресурсах); Ноябрь
2024г.
2
Теоретический
Разработать консультацию для родителей «Как говорит Ваш ребенок» Декабрь 2024г.
Разработать консультацию для педагогов «Речевое развитие дошкольников : методы, пути, поиск…» Январь
2025г.
Разработать открытое ОД по речевому развитию в средней группе на тему «Детский сад» Февраль 2025г.
Разработать конспекты ОД с использованием мнемотехники для средней группы по темам «Комнатные цветы», «Транспорт» Март
2025г.
Разработать картотеку «Пальчиковые игры для речевого развития детей по лексическим темам» Апрель 2025г.
Разработать мастер-класс для педагогов «Нетрадиционные игры и игровые упражнения по речевому развитию детей дошкольного возраста» Июнь
2025г.
Изготовление дидактического пособия «Речевичок» Июль
2025г.
Разработать выступление на родительском собрании «Нетрадиционные формы работы с детьми по речевому развитию» Август 2025г.
Разработать перспективный план работы с детьми по речевому развитию в старшей группе. Сентябрь 2025г.
Разработать мастер-класс для педагогов «Здоровьесберегающие технологии как средство речевого развития детей дошкольного возраста» Октябрь
2025г.
Разработать открытое ОД в старшей группе на тему «Зимушка- зима» Ноябрь 2025г.
Разработать мастер-класс для родителей «Пальчиковая и дыхательная гимнастика и Су-Джок терапия – средства речевого развития ребенка» Декабрь 2025г.
Разработать консультацию для педагогов «ТРИЗ – эффективное внедрение педагогической технологии в речевом развитии детей дошкольного возраста» Январь
2026г.
Изготовление мнемотаблиц (или другого инновационного оборудования) Февраль 2026г.
Разработать консультацию для родителей «Чтение художественной литературы как средство речевого развития дошкольников» Март 2026г.
Разработать игры по речевому развитию Июнь
2026г.
Изготовление пособия «Буквобук» Июль 2026г.
Разработать картотеку дыхательной и артикуляционной гимнастики по лексическим темам Август 2026г.
Разработать перспективный план работы с детьми по речевому развитию в старшей группе
Сентябрь 2026г.
Разработать конспекты ОД с использованием мнемотехники для детей подготовительной группы по темам «Дары леса», «Одежда» Октябрь
2026г.
Разработать консультацию для педагогов «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста» Ноябрь 2026г.
Разработать консультацию для родителей «Правильная речь – залог успешного обучения в школе» Декабрь 2026г.
Разработать консультацию для педагогов «Сказкатерапия как средство речевого развития дошкольников» Февраль 2027г.
Разработать сценарий развлечения «Незнайка в гостях у ребят» Март 2027г.
Разработать мастер-класс для педагогов «Использование инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников»
Апрель 2027 г.
3
Практический
Промежуточная диагностика детей
Сентябрь 2024
Сентябрь 2025
Пополнение книжного уголка и уголка «Речевичок» Постоянно
Проведение консультации для родителей «Как говорит Ваш ребенок» Декабрь 2024г.
Выступление на педсовете с консультацией для воспитателей
«Речевое развитие дошкольников : методы, пути, поиск…»; Февраль 2025г.
Проведение открытого ОД по речевому развитию в средней группе на тему «Детский сад» Февраль 2025г.
Разместить на сайте ДОУ и Мультиурок конспекты ОД Март 2025г.
Проведение ОД с использованием мнемотехники Апрель 2025г.
Разместить на сайте ДОУ картотеки игр по речевому развитию. Июль 2025г.
Проведение мастер-класса для педагогов «Нетрадиционные игры и игровые упражнения по речевому развитию детей дошкольного возраста» Сентябрь 2025г.
Проведение мастер класса для педагогов «Здоровьесберегающие технологии как средство речевого развития детей дошкольного возраста» Ноябрь
2025г.
Проведение открытого ОД в старшей группе на тему «Зимушка- зима» Декабрь 2025г.
Выступление на методическом часе с консультацией для воспитателей
«ТРИЗ – эффективное внедрение педагогической технологии в речевом развитии детей дошкольного возраста» Январь 2026г.
Проведение мастер-класса для родителей «Пальчиковая и дыхательная гимнастика и Су-Джок терапия – средства речевого развития ребенка» Февраль 2026г.
Разместить на сайте ДОУ и Мультиурок, Маам и др. материалы по речевому развитию детей. Апрель 2026г.
Выступление на родительском собрании с консультацией «Чтение художественной литературы как средство речевого развития дошкольников» Май 2026г.
Выступление на методическом часе с консультацией для педагогов «Использование инновационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста» Ноябрь 2026г.
Выступление на родительском собрании с консультацией «Правильная речь – залог успешного обучения в школе» Декабрь 2026г.
Презентация дидактического пособия «Речевичок» на педагогическом часе. Январь 2027г.
Выступление на педагогическом часе с консультацией для педагогов «Сказкатерапия как средство речевого развития дошкольников» Март 2027г.
Проведение развлечения по речевому развитию «Незнайка в гостях у ребят» Апрель 2027г.
Разработать мастер-класс для педагогов «Использование инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников» Апрель 2027г.
4
Обобщающий Годовой отчет Май 2025
Май 2026
Аналитический отчет
Май 2027
Выставка педагогической литературы, пособий и игр по речевому развитию 2027 год
Выступление на городских (республиканских) МО, семинарах.
Оформление передового педагогического опыта 2027 год
Брошюра «Методические рекомендации по проведению работы по речевому развитию с использованием инновационных технологий. 2027 год
Анализ литературы:
1. Речевое развитие ребенка в современном образовательном пространстве : методическое пособие для негосударственных ДОО / авт. -сост. Н. В. Багичева, А. С. Д мышева, М. Л. Кусова, Д. О. Иваненко ; ФГБОУ ВО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2015. – 150 с.
В данном пособии рассматриваются научные основы методики развития речи и речевого общения детей дошкольного возраста, освещаются основные направления деятельности педагога по освоению детьми образовательной области «Развитие речи». Пособие предназначено для воспитателей негосударственных дошкольных образовательных организаций. Может быть рекомендовано также студентам педагогических вузов.
2. Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине (Технология ТРИЗ). Автор: Сидорчук Т. А., Лелюх С. В. Методическое пособие.
В основе предлагаемого пособия - адаптированные методы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ - автор Г. А. Альтшуллер, 1946 г.) и общей теории сильного мышления (ОТСМ - автор Н. Н. Хоменко, 1994 г., цель которых - педагогическое сопровождение освоения детьми обобщенных способов составления логической последовательности событий и связных текстов на этой основе. Методика апробирована в дошкольных учреждениях России, Белоруссии и Украины в течение 8 лет.
Методическое пособие адресовано воспитателям детских садов, работающим по развивающим программам, и родителям.
3. Творческое рассказывание: обучение детей 5-7 лет / авт. -сост. Л. М. Граб
В пособии представлено разнообразие приемов и видов обучения рассказыванию. В системе соединены несколько подходов к развитию связной речи - это и традиционный подход, и система ТРИЗ, и методика развития связной речи В. К. Воробьевой, и моделирование текстов, и работа с буквенными сказками.
4. Шульгина Е. В., Третьяк Н. Н. Развитие речевой активности дошкольников в процессе работы над загадками.
Издание посвящено использованию загадок как метода и дидактического средства развития речевой, речетворческой деятельности и мышления у детей дошкольного возраста.
Внедрение современных педагогических технологий в практику поможет педагогам эффективно построить систему работы и создать условия для речевого развития детей дошкольного возраста.
5. Полянская Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста» - 2009 г.
В пособии предлагаются подробные конспекты занятий и мнемотехнические схемы, которые помогут в обучении детей рассказыванию.
6. «Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников» - О. А. Шорохова.
В книге предлагается авторская программа развития языковой личности ребенка. Представлены два направления работы с дошкольниками : сказкотерапии (для всех возрастных групп) и занятия по развитию связной монологической речи (для старшего дошкольного возраста). Данный цикл занятий поможет организовать работу по развитию словесного творчества старших дошкольников, начиная с обучения составлению репродуктивно-творческих импровизаций по содержанию знакомых сказок и последующего придумывания собственных сказок и их драматизации.
7. «Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста» Авторы: Ольга Васькова, Анна Политыкина – 2011 г.
В книге предложена программа занятий по методу сказкотерапии с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения в развитии речи. Программа основана на союзе "Ребенок - Родитель - Педагог" и направлена на повышение детской самооценки, увеличение словарного запаса детей, на развитие их воображения и мышления.
8. Корзун А. В. Веселая дидактика: Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками.
https://www.trizminsk.org/e/233007.htm
В пособии в качестве основного инструментария развития творческих способностей детей предлагаются основы теории решения изобретательских задач и развития творческого воображения. Содержится практический материал: игры, тренинга, планы конспекты занятий, методические рекомендации. Адресуется педагогам дошкольных учреждений, преподавателям и студентам, интересна родителям.
9. Мурашковска И. Н. Когда я стану волшебником.
https://www.trizminsk.org/e/prs/232018.htm
Детское мышление еще не способно оперировать абстрактными категориями. Обучение дошколят и первоклассников даже таким простым мыслительным операциям, как сравнение или обобщение, требует особых форм занятий. Как построить такие занятия? Автор делится некоторыми результатами своего опыта.
10. Нестеренко А. А. Страна Загадок (методическая разработка). https://www.trizminsk.org/e/23105.htm
Вы хотите вырастить своего ребенка самостоятельным и ответственным человеком, который не боится сложностей и умеет решать проблемы, сможет взять на себя инициативу и превратит свою жизнь в увлекательное приключение?
С помощью инструментов на базе ТРИЗ – теории решения изобретательских задач, описанных в книге, ребенок учится: полнее воспринимать и описывать окружающий мир; фантазировать и ставить мысленные эксперименты; выявлять и самостоятельно решать проблемы и в результате развивает мышление, воображение, речь.
Книга предназначена для родителей, педагогов и всех, кто интересуется развитием творческого мышления на базе ТРИЗ, а также ОТСМ – общей теории сильного мышления. Для более наглядного восприятия материала книга снабжена веселыми иллюстрациями, которые непременно понравятся ребенку и сделают занятия еще интереснее.
11. Алексей Майер: Управление инновационными процессами в ДОУ. Методическое пособие. - Сфера, 2008 г. 10.00
В пособии изложены современные тенденции модернизации системы дошкольного образования : основы программирования деятельности ДОУ в режиме развития, обеспечения инновационного процесса в ДОУ, комплексного сопровождения развития участников инновационной деятельности.
Данное пособие является обобщением опыта работы дошкольных образовательных учреждений Алтайского края и в частности г. Барнаула в режиме развития. В издании представлены как теоретические основы инновационной деятельности в области дошкольного образования, так и прикладные аспекты организации экспериментальной работы в ДОУ.
Адресовано студентам педагогических специальностей, а также педагогам, психологам и иным работникам сферы дошкольного образования.
https://www.maam.ru/detskijsad/plan-po-samobrazovaniyu-tema-samobrazovanija-rechevoe-razvitie-detei-doshkolnogo-vozrasta.html
Изучение статей, конспектов по самообразованию и проектной деятельности
на интернет сайте