Галина Бородкина
План по самообразованию «Игры с использованием нестандартного оборудования как средство развития мелкой моторики рук»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
«Рука является вышедшим наружу головным мозгом».
И. Кант.
Проблема развития мелкой моторики у детей отражена в «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования» и является одной из важных задач воспитания и обучения на протяжении всего периода дошкольного детства.
Как часто мы слышим это выражение… «Мелкая моторика». Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. Дело в том, что моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому развивая речь и моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь.
Публикация «План по самообразованию „Игры с использованием нестандартного оборудования как средство развития мелкой моторики рук“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Развития мелкой моторики. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Об этой особенности человеческого организма узнали еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии.
Чтобы избежать трудностей при обучении в школе, необходимо начинать развитие мелкой моторики уже с самого раннего возраста.
Сегодня существует много занятий и игр, направленных на развитие моторики кистей и пальцев рук. Овладение детьми такими навыками как лепка, рисование, использование ножниц, стека, лопаток, застегивание и расстегивание застежек и др.
В то же время в быту существует большое количество предметов, которые мы используем по прямому назначению. Но многие из них могут оказать помощь дошкольникам для развития мелкой моторики рук.
Это могут быть шишки, орехи, массажные и зубные щетки, карандаши…
Главное преимущество нетрадиционных предметов состоит в том, что они:
• всегда доступны;
• не требуют больших финансовых затрат;
• сломанный материал легко заменить новым;
• необычность их использования привлекает детей и служит прекрасным средством развития.
Актуальность развития мелкой моторики очевидна. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук не дает ребенку овладеть навыками самообслуживания, рисованием, письмом и другими важными навыками.
Именно поэтому специалисты рекомендуют начинать развивать мелкую моторику как можно раньше.
Работа в первой группе раннего возраста дает возможность более детально изучить вопрос положительного воздействия игр с нетрадиционным оборудованием для развития мелкой моторики детей.
Целью работы над темой стало создание условий для развития мелкой моторики детей раннего возраста посредством использования нетрадиционного материала.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
Образовательные:
• Изучить опыт коллег по теме.
• Обогатить предметно – развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики рук.
• Наладить работу по повышению педагогической компетентности родителей в вопросе развития мелкой моторики детей.
Развивающие :
• Способствовать развитию познавательной активности детей раннего возраста, психических процессов: памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения.
• Развивать мелкую моторику.
• Развивать тактильную чувствительность.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к использованию нестандартного оборудования.
• Воспитывать уважительное отношение к объектам природы.
• Формировать положительный эмоциональный настрой.
Этапы работы над темой
Работа над темой проходила в несколько этапов:
I Диагностический этап работы над темой самообразования :
1. Изучение методической литературы по теме
2. Изучение интернет – ресурсов.
3. Прохождение курсов по повышению квалификации по данному направлению.
II Прогностический этап.
1. Мониторинг развития мелкой моторики у детей раннего возраста.
2. Определение цели и задач работы над темой.
3. Разработка системы мер, направленных на достижение поставленной цели.
III Практический этап:
- Составление перспективного плана мероприятий на учебный год.
Вид работы. Месяц
Создание методической копилки:
- Подбор нетрадиционного материала для осуществления работы с детьми:
• природный материал (шишки, орехи лесные, орехи грецкие и др);
• бытовые предметы (зубные щетки, щетки для одежды, прищепки и др);
• бросовый материал (крышечки от пластиковых бутылок);
• крупа (крашеный рис, овсянка, фасоль, горох, макароны);
• ленты, шнурки, платочки, пуговицы.
- Картотека дидактических игр по развитию мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. Сентябрь
- Оформление «Шкатулки волшебных предметов» для стимуляции интереса детей к взаимодействию с нетрадиционным оборудованием. Октябрь
- Разработка и создание нестандартного оборудования для развития мелкой моторики. Сентябрь – ноябрь
- Организация работы с детьми по развитию мелкой моторики :
• включение использование нестандартного оборудования в качестве физкультминуток на занятиях;
• организация игровой деятельности с использованием нестандартного оборудования;
• организация совместной деятельности воспитателя и детей с использованием нестандартного оборудования;
• использование нестандартного оборудования в индивидуальной работе с детьми. Сентябрь - май
- Разработка и изготовление тематических развивающих ковриков для развития мелкой моторики рук (Декабрь
- Оформление стенгазеты «Развиваем пальчики» с включением фотографий, отображающих использование в работе нестандартного оборудования. Май
- Составление плана работы с родителями :
Мероприятие Месяц
Анкета «Как развита мелкая моторика у Вашего ребенка?» Сентябрь
Конкурс «Нестандартное оборудование для развития мелкой моторики» Октябрь
Памятка «Развиваем пальчики – развиваем речь!» Ноябрь
Консультация «Развитие мелкой моторики в домашних условиях» Февраль
Практикум «Развиваем пальчики – развиваем малышей». Апрель
Индивидуальные беседы с родителями по вопросу развития мелкой моторики конкретного ребенка, разработка индивидуальных рекомендаций. В течение учебного года
Привлечение родителей к изготовлению нестандартного оборудования для развития мелкой моторики детей. В течение учебного года
IV Обобщающий этап.
1. Итоговый мониторинг детей.
2. Анализ данных по итогам учебного года.
V Внедренческий этап.
1. Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете.
Предполагаемый результат:
Благодаря проведению систематической работы по предложенному плану могут быть достигнуты следующие результаты:
- увеличится сила рук и чувствительность ладоней;
- улучшится координация движений рук;
- дети научатся захватывать предмет, действуя целенаправленно (правильно определять место предмета в пространстве).
- научится соотносящим действиям.
Список используемой литературы
1. Белая А. Е. «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики»
2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук.
3. Данилова Е. «Пальчиковые игры»
4. Ермакова И. А. "Развиваем мелкую моторику у малышей";
5. Любина Г. Рука развивает мозг. Журнал «Ребенок в детском саду», №6, 2003г., № 1, 2004 г. Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Москва, 2009.
6. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб, Детство-ПРЕСС, 2013.