Наталия Викторовна Князева
План педагогического мероприятия «Поздняя осень. Дикие животные готовятся к зиме» (старшая группа детского сада)
▼ Скачать + Заказать документы
Тема Поздняя осень. Дикие животные готовятся к зиме.
Образовательная область
Познавательное развитие
Интегрируемые образовательные области
социально – коммуникативное, речевое развитие.
Цель Формировать познавательную активность детей через разные виды деятельности (исследовательскую, игровую, коммуникативную и двигательную)
Задачи
Образовательные:
- расширять представление о подготовке диких животных к зиме : питание, жилища, изменение окраски и густоты шерсти;
Публикация «План педагогического мероприятия „Поздняя осень, Дикие животные готовятся к зиме“ (старшая группа детского сада)» размещена в разделах
- Дикие животные осенью
- Дикие животные осенью. Планирование
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Планы
- Животные. В мире животных
- Зима
- Зима. Планирование на зимний период
- Зима. Экологическое воспитание
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Планирование на осенний период
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Темочки
- активизировать и обогатить словарь по теме;
- формировать умение работать с макетом;
- формировать представления о правилах безопасного поведения в лесу.
Развивающие:
- развивать навыки исследовательской деятельности, умение устанавливать взаимосвязи и делать простейшие выводы;
- развивать логическое мышление, внимание и доказательную речь.
Воспитательные:
- воспитывать аккуратность и самостоятельность в исследовательской деятельности;
- воспитывать усидчивость в игровой деятельности.
Литература
Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. – СПб., 2007
Бондаренко Т. М.
Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ– СПб., 2009
Предварительная работа
- чтение: «Большая энциклопедия животных»,
- чтение произведений И. С. Соколова – Микитова, Г. А. Скребицкого, Н. И. Сладкого, В. Бианки.
- сочинение и отгадывание загадок о животных.
- рассматривание картин из серии «Дикие животные»
- игры «Чей силуэт?», «Экологическое лото» «Чей хвост?», «Четвёртый лишний», кубики «Дикие животные»
Словарь Дупло, берлога, логово, нора, хищники, спячка, линька.
Материал Демонстрационный
1. Аудиозапись звуков осеннего леса
2. Картины «Лес» (серия Времена года)
3. Знаки «Правила поведения в лесу»
4. Иллюстрации «Что изменилось?»
Раздаточный
1. Дид. игра «Разрезные картинки»
2. Макеты «Как звери готовятся к зиме?»
3. Цветные карандаши4.
Вводная часть. Организационный момент.
Дети в свободной деятельности.
Звучит аудиозапись звуков осеннего леса : шуршание листьев под ногами, крики улетающих птиц, журчание лесной речки.
Воспитатель:
- Ребята, что вам напоминают эти звуки? (птицы кричат, листья шуршат под ногами, течёт ручей и т. д.)
- Где можно услышать такие звуки? (в парке, на природе, в лесу)
Проблемная ситуация
- А все ли лесные звуки мы слышим? (не слышно пения птиц, как медведь ревёт, волк воет)
- Странно, куда все подевались…Как же это выяснить? (прочитать, посмотреть, отправиться в лес)
А как сейчас выглядит лес?
(детям предлагается выбрать из 4-х картин - картину осеннего леса) Почему?
- Я предлагаю вам стать исследователями и узнать, что происходит в лесу.
Основная часть. Поиск путей решения проблемы.
Воспитатель: - Но в лесу много опасностей, что нужно знать, чтобы их избежать? (надо знать и соблюдать правила поведения в лесу)
Приглашаю вас в уголок безопасности леса.
Дид. упражнение «Отбери знаки»
На столе лежат различные знаки «Правила поведения»
Воспитатель предлагает найти и назвать знаки, которые относятся к правилам поведения в лесу.
Дети вешают найденные знаки на коврограф.
Дид. игра «Разрезные картинки»
Воспитатель: Предлагаю вам собрать изображения тех животных, кого мы можем увидеть в лесу.
(Дети собирают разрезные картинки и называют животных).
Воспитатель: Изображения животных у нас есть, а вот кто, где зимует – мы узнаем в нашей лаборатории.
Работа с макетом:
1. «Кто где зимует»
1 задание: На ваших макетах снегом замело лесные тропинки, и животные не могут пройти к своим жилищам. Как им помочь? (нарисовать дорожки, соединить «волшебной ниточкой»). (На макетах дети соединяют линиями животных и жилища)
- Где зимует белка? (в дупле)
- Где проводит зиму медведь? (в берлоге)
- Как называется жилище волка? (логово)
- Где зимует лиса и ёж? (в норах)
- Есть ли норка у зайца? (нет, он зимует под кустами, зарывается в снег)
Дид. упражнение «Кто живёт в родном лесу?»
Воспитатель: Давайте проверим, насколько вы внимательные исследователи. Я буду называть животных, если животное живёт в наших лесах – хлопните в ладоши, а если нет – топните.
Белка, лисица, жираф, бегемот.
Заяц, крокодил, ёжик, кашалот.
Волк, верблюд, морж, тюлень,
Медведь, слон, обезьяна и олень.
Возвращаемся в лабораторию
Работа с макетом:
2. «Как звери готовятся к зиме» Воспитатель: - Какие опасности могут подстерегать диких зверей зимой? (морозы, мало еды, охотники, хищные звери) Давайте узнаем, как они подготовились к суровой зиме. (работаем с макетами)
Интерактивное общение воспитателя с детьми:
- Как белки готовятся к зиме? (Они делают запасы корма. Орехи, жёлуди, семена, ягоды прячут в дуплах, зарывают в землю, грибы сушат на ветках.)
- Подскажите (напомните) мне, где белка зимует? Рядом с дуплом 2 клеточки. Нарисуйте в первой, что запасает белка. (дети выполняют)
- какие изменения ещё происходят с белкой? (Белки линяют – меняют шубку с рыжей на густую, серую, серебристую).
- Каким цветом мы закрасим квадратик? (серым, потому что белка была рыжая, а стала серая)
- Период, когда животные меняют свою шерсть на другую -называется линькой.
- У кого ещё из лесных животных меняется цвет шерсти к зиме? (заяц)
- Как он линяет? (Меняет шубу с серой на белую)
-А где заяц зимует? Каким цветом раскрасим пустую клетку? (белым)
- Почему мы не видим рисунка? (потому что карандаш белый и клетка тоже белая)
- Кто догадался, зачем зайчику белый мех зимой? (он прячется в снегу, его не видно)
- Интересно линяет заяц. Сначала белеет хвост, потом задние лапы. Поглядишь – словно на нём белые штаны одеты. Потом белеет спина, а потом – он весь белый, кроме кончиков ушей.
- А почему заяц не делает запасы осенью? (потому что он питается корой деревьев, корешками)
- А ежам и медведям надо делать запасы на зиму? (нет, они впадают в спячку)
- Ежи и медведи спят всю зиму и не замерзают, почему? (потому что они таскают туда мох, ветки, листья. Устраивают себе тёплую постель)
- Покажите, где зимует медведь, ёж? Предлагаю в пустых клеточках нарисовать символ сна – закрытый глаз.
(дети рисуют в пустых клетках рядом с берлогой и норой ежа символ – закрытый глаз)
- А нужно ли лисе и волку к зиме менять цвет шубки? (нет, не надо).
- Почему вы так думаете? (им не надо прятаться, они никого не боятся).
- А что же с шерстью у этих животных происходит? (у них шерсть за осень отрастает и становится густой и теплой, и поэтому они не мерзнут зимой)
- Изменения цвета шерсти у белки и зайца мы нарисовали, а как нам показать изменение шерсти у волка и лисы? (варианты ответов детей, дети рисуют частые штрихи)
- Белка делает запасы, а волк и лиса? (нет, не делают, потому что они зимой бегают по лесу и охотятся на других зверей)
Воспитатель предлагает взять макеты и подойти к мольберту
Воспитатель:
Давайте подведём итоги нашего расследования.
- Вы догадались, почему же в осеннем лесу не слышно животных? (звери готовятся к зиме : медведи и ежи легли в спячку до весны, лисы притаились, охотятся, белки делают запасы, зайцы прячутся под кустом)
(дети дают обобщённые ответы по своим макетам и иллюстрациям «Что изменилось»)
Заключительная часть. Переживание чувства успеха
от результатов собственной деятельности.
- Ребята, вы бы хотели зимовать в лесу?
- А если б ты была белочкой?
- а зайчиком?
- а кому легче зимовать?
- а кого ноги зимой кормят?
Молодцы, вы – настоящие исследователи. У меня для вас подарок – игры, которые помогут нам узнать ещё больше о животных.