Саргы Шадрина
План кружковой работы «Театр «Карабас Барабас»
▼ Скачать + Заказать документы
План кружковой работы
кукольный театр «Карабас - Барабас»
группы «Белочка»
Возраст 4-7 лет
Срок реализации: 3 года
Воспитатель:
Шадрина Саргылана Ивановна
Якутск
I Целевой раздел 3
1.2. Актуальность программы 4
1.3. Цель программы 4
1.4. Задачи программы 4
1.5. Программа с учетом реализации межпредметных связей по разделу 6
1.6. Взаимодействия с родителями 6
II Содержательный раздел
Публикация «План кружковой работы „Театр „Карабас Барабас“» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Планирование. Планы работ
- Театр. Кружковая работа
- Театр. Планы
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театральные студии и кружки для детей. Планы, программы
- Темочки
2.1. Этапы реализации программы 7
2.2. Предполагаемые умение и навыки 7
2.3. Содержание программы 9
2.4. Ожидаемые результаты
2.5. Перспективно -тематический план кружка в средней группе 17
2.6. Перспективно -тематический план кружка в старшей группе 21
2.7. Перспективно -тематический план кружка в подготовительной группе 26
III Организационный раздел
3.1. Результативность 31
3.2. Материально – техническое обеспечение программы 32
3.3. Программное – методическое обеспечение 33
I.Целевой раздел
1.2. Актуальность программы:
Театральная искусство имеет незаменимые возможности духовно- нравственного воздействия. Ребенок, оказавшийся в позиции актера – исполнителя, может пройти все этапы художественно – творческого осмысления мира, а это значит – задуматься о том, что и зачем человек говорит и делает, как это понимают люди, зачем показывать зрителю то, что ты можешь и хочешь сыграть, что ты считаешь дорогим и важным в жизни.
1.3. Цель программы:
Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства, формирование у детей интереса к театрализованной деятельности.
1.4. Задачи программы:
• Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества по возрастным группам.
• Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ, организации выступлений детей старших групп перед младшими и пр.)
• Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных театрах различных видов.
• Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
• Ознакомить детей всех возрастных групп с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский театр и др.)
• Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт : знания детей о театра, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.
• Развить у детей интерес к театрально – игровой деятельности.
1.5. Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:
1. Художественно – эстетическое:
«Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой; слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарактерное ее содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.
«Изобразительная деятельность», где дети знакомятся с иллюстрациями, близкими по содержанию сюжету спектакля, учатся рисовать разными материалами по сюжету спектакля или отдельных его персонажей.
2. «Речевое развитие», на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.
3. «Познавательное», где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других форм организации театрализованной деятельности (занятий по театрализованной деятельности, театрализованных игр на других занятиях, праздниках и развлечениях, в повседневной жизни, самостоятельной театральной деятельности детей).
4. «Социально – коммуникативная», где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театрализованных игр и упражнений.
1.6. Взаимодействия с родителями:
Беседы с родителями, их участие в работе кружка помогают и дома закреплять знания и навыки, полученные детьми на занятиях и, тем самым, достичь желаемых нами результатов.
Сетка занятий
Группа День Время
Средняя группа Четверг 16.00 – 16.20
Старшая группа Среда 16.00 – 16.25
Подготовительная группа Среда 16.00 – 16.30
II.Содержательный раздел
2.1. Этапы реализации программы:
1. Театрализованные игры
2. Занятия в театральном кружке
3. Рассказы воспитателя
4. Организация спектаклей.
5. Беседы – диалоги.
6. Чтение литературы
7. Показ представлений.
Старшая группа
Готовность действовать согласованно, включаясь одновременно или последовательно.
Уметь снимать напряжение с отдельных групп мышц.
Запоминать заданные позы
Запоминать и описывать внешний вид любого ребенка.
Знать 5-8 артикуляционных упражнений.
Уметь делать длинный выдох при незаметном коротком вдохе, не прерывать дыхание в середине фразы.
Уметь произносить скороговорки в разных темпах, шепотом и беззвучно.
Уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.
Уметь выразительно прочитать наизусть диалогический стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужными интонациями.
Уметь составлять предложения с заданными словами.
Уметь строить простейший диалог.
Уметь сочинять этюды по сказкам.
Подготовительная группа
Уметь произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мыщц.
Ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь по площадке.
Уметь двигаться в заданном ритме, по сигналу педагога, соединяясь в пары, тройки, четверки.
Уметь коллективно и индивидуально передавать заданный ритм по кругу или цепочке.
Уметь создавать пластические импровизации под музыку разного характера.
Уметь запоминать заданные режиссером мизансцены.
Находить оправдание заданной позе.
На сцене выполнять свободно и естественно простейшие физические действия. Уметь сочинить индивидуальный или групповой этюд на заданную тему.
Владеть комплексом артикуляционной гимнастики.
Уметь менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.
Уметь произносить скороговорки и стихотворный текст в движении и разных позах. Уметь произносить на одном дыхании длинную фразу или стихотворное четверостишие.
Знать и четко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок
Уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями. Уметь прочитать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.
Уметь строить диалог с партнером на заданную тему.
Уметь составлять предложение из 3-4 заданных слов.
Уметь подобрать рифму к заданному слову.
Уметь сочинить рассказ от имени героя.
Уметь составлять диалог между сказочными героями.
Знать наизусть 7-10 стихотворений русских и зарубежных авторов.
2.3. Содержание программы.
Содержание программы включает восемь основных блоков, представленных в таблице. Перечислим их.
• Основы куклы вождения.
• Основы кукольного театра
• Основы актерского мастерства
• Основные принципы драматизации
• Самостоятельная театральная деятельность
• Театральная азбука
• Проведение праздников
• Проведение досугов и развлечений.
Ожидаемые результаты:
Дети овладевают навыками выразительной речи, правилами поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми.
Проявляют интерес, желание к театральному искусству.
Умеют передавать различными чувства, используя мимику, жест, интонацию.
Самостоятельно исполняют и передают образы сказочных персонажей.
Дети стараются, уверенно чувствовать себя во время выступлений.
Предметно развивающая среда ДОУ дополнилась разными видами театров, пособиями, рисунками, картотеками творческих игр.
4. «Выходи на зеленый лужок» Действовать в игре группой и по одному.
2.6. Перспективно – тематический план кружка в средней группе
Месяц Тема Дата Содержание
Октябрь 1. «Сказку ты дружок послушай и сыграй» Развивать речевое дыхание, правильную артикуляции
ю, дикцию. Совершенствовать
2. Сказка «Зайчик и ёжик» Совершенствовать память, внимание, воображение, общение детей.
3. Сказка Ш. Перро «Красная шапочка» Развивать умение искреннее верить в любую воображаемую ситуацию.
4. Репетиция сказки «Красная шапочка» Познакомить Ш. Перро «Красная шапочка» Совершенствовать воображение, фантазию; готовить детей к действиям с воображаемым предметами.
Ноябрь 1. Репетиция сказки «Красная шапочка» Совершенствовать память, внимание. Работать над голосом.
2. Театральные игры Развивать память, внимание, наблюдательность, быстроту реакции.
3. Действия с воображаемыми предметами Способствовать развитию чувства правды и веры в вымысел; учить действовать на сцене согласованно.
4. Репетиция сказки «Красная шапочка» Продолжать работу над эпизодами сказки. Совершенствовать чувство правды и веры в предлагаемые обстоятельство.
Декабрь 1. Репетиция сказки «Красная шапочка» Продолжать работу над событием «Красная шапочка»
2. Игра на действие с воображаемыми предметами Способствовать развитию чувства правды и веры в вымысел. Учить действовать на сцене согласованно. Познакомить детей с понятием «этюд»; развивать
3. Разыгрывание эпизодов Умение передавать эмоциональное состояние. Учить действовать в условиях вымысла, общаться и реагировать не поведение друг друга
4. Разыгрывание этюдов
Январь 1. Репетиция сказки «Красная шапочка» Продолжать работу над эпизодами сказки. Совершенствовать внимание, память, фантазию.
2. Театрализованная игра «Угадай, что я делаю» Развить память, воображение детей.
3. Репетиция сказки «Красная шапочка» Добиваться сведения всех эпизодов в единый спектакль. Совершенствовать чувства правды, веры в вымысел.
Февраль 1. Репетиция спектакля Репетировать спектакль с использованием музыки. Костюмов, реквизита, декораций. Обращать внимание детей на правильное произношение слов в диалогах, верное исполнение.
2. Ринопластика Развивать умение равномерно размещаться по всей площадке 4 двигаться, не сталкиваясь друг с другом, в разных темпах.
3. Играем спектакль Дать детям возможность попробовать себя в разных ролях; продемонстрировать актерскую игру. Развивать воображение, пополнят словарный запас.
4. Культура и техника речи Активизировать ассоциативное мышление детей.
Март 1. Играем спектакль Дать возможность попробовать себя в разных ролях, продемонстрировать актерскую игру сверстникам
2. «Как у нашего Данилы» Побуждать участие в игре со стихотворным сопровождением. Вызывать желание следить за развитием действия в кукольным спектакле и подыгрывать на музыкальных инструментах
3. «Лиса заяц и петух» Закреплять навыки управления настольной куклой, участвующей в диалоге. Воспитывать любовь к фольклору. Закреплять умение использовать куклы бибабо
4. «Машенька и медведь» Закреплять умение использовать куклы бибабо
Апрель 1. Чтение сказки «Под грибом» В. Сутеева Чтение сказки В. Сутеева «Под грибом»
2. Обсуждение характеров героев сказки. Упражнение куклами Вызывать устойчивый интерес к сказке. Развивать у детей навыки кукловождения.
3. Распределение ролей. Упражнения с куклами Учить взаимодействовать с партнером. Продолжать обучение элементарным действиям с куклой.
4. Репетиция сказки
Май 1. Эмоции Развивать у детей живой интерес к театральной игре.
2. Радость и грусть Закреплять знания об эмоциональным состоянии. Развивать эмоциональное восприятия и речь детей., используя мимику, жесты, слова.
3. «Путешествие в страну настроений» Учить различать основные эмоции: радость, грусть, гнев, печаль. Развивать умение передавать с помощью мимики жестов.
4. Итоговое занятие Активизировать познавательный интерес детей к театрализованной деятельности.
2.7. Перспективно – тематический план кружка в старшей группы
Месяц Тема Дата Содержание
Октябрь 1. Знакомство с детьми. История одной куклы Познакомить с историей возникновения куклы Петрушка. Дать представление о русском балаганном театре.
2. Виды кукольных театров Дать представления о разных видах кукольных театров : картинок, настольном, пальчиковом, варежек, ложек, бибабо
3. Дети и куклы Знакомство с театральными куклами. Развивать память, речь.
4. Заучивание стихотворения «Превращается рука» знакомство с техникой кукловождения Развивать память, навыки выразительного чтения. Расширить словарный запас. Дать начать представления.
Ноябрь 1. Рассказывание сказки «Репка» упражнения с куклами Вспомнить сказку Репка обучать элементарным действиям с куклой идет, бежит, прыгает, наклоны туловища в разные стороны, кукла смотрит в разные стороны.
2. Обсуждение персонажей сказки. Упражнения с куклами Побуждать детей к активному участию в подготовке к театральному действию
3. Репетиция сказки «Репка» Закреплять действия с куклами «идет, бежит, прыгает», наклоны туловища стороны», «кукла смотрит в разные стороны».
4. Показ сказки «Репка для детей» Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа – сказочного героя сказки.
Декабрь 1. Рассказывание сказки «Теремок». Беседа Вспомнить сказку. Развивать память, дикцию, внимание. Воспитывать интерес к сказкам.
2. Репетиция сказки Учить интонационно и выразительно проговаривать слова сказочных героев.
3. Репетиция сказки распределение ролей Формировать интонационную выразительность речи.
4. Репетиция сказки Учить детей основам кукловождения. Способствовать развитию умения передавать характер персонажа голосом; совершенствовать приемы кукловождения.
Январь 1. Репетиция сказки Обучать детей управлять куклой. Учить через походку куклы передавать ее эмоциональное настроение и характерные особенности персонажи.
2. Репетиция сказки Работа над текстом, добиваться четкого произношение слов, совершенствовать умение управлять куклой.
3. Показ сказки «Теремок»
2 млад. группы Поддержать желание играть с театральными куклами, выступать перед малышами.
Февраль 1. Упражнение с куклами на ширме Обучение элементарным действиям с куклой: «идет, «бежит», «крадется» «рассказывает», «плачет»
2. Чтение сказки «Заяц и лиса» Обсуждение характеров героев сказки Вспомнить р. н. «Заяц и лиса» Побуждать детей к поиску выразительных средств, для передачи характерных персонажей.
3. Распределение ролей. Упражнения с куклами Побуждать детей к активному участию в подготовке к театральному действию
4. Репетиция сказки Совершенствовать умение управлять куклой. Учить интонационно и выразительно проговаривать сказочных героев. Учить управлять куклой.
Март 1. Репетиция сказки Развивать интонационную выразительность речи, диалогическую речь. Учить четко, произносить слова и предложения различной интонацией (вопрос, просьба, удивление, грусть, страх) Развивать у детей навыки кукловождения.
2. Репетиция сказки Учить выразительно и эмоционально передавать характер выбранного персонажа. Совершенствовать навыки работы с куклой
3. Репетиция сказки Развивать умения координировать речь с движениями рук. Учить детей выполнять упражнения для отработки навыков разговора куклы: «кукла рассказывает», «кукла говорит»
4. Показ сказки для детей средней группы Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа. Поддерживать желание играть с театральными куклами, выступать перед малышами.
Апрель 1. Чтение сказки «Под грибом» В. Сутеева
2. Обсуждение характеров героев сказки. Упражнение куклами
3. Распределение ролей. Упражнение с куклами.
4. Репетиция сказки Чтение сказки В. Сутеева «Под грибом»
Вызывать устойчивый интерес к сказке.
Развивать у детей навыки кукловожжения
Учить взаимодействовать с партнером. Продолжать обучение элементарным действия с куклой.
Май 1. Репетиция сказки Закреплять умения управлять куклами. Учить детей вживаться в создаваемый образ, сопровождать действия репликами персонажей.
2. Репетиция сказки Способствовать формированию способствовать умения координировать речь.
3. Репетиция сказки Учить выразительно, передавать характер выбранного персонажа. Продолжать обучение элементарным действиям с побуждать детей самостоятельно импровизировать по заданному тексту.
4. Показ сказки для детей среднего дошкольного возраста Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа. Поддерживать желание играть с театральными куклами, выступать перед сверстниками.
2.8. Перспективно – тематический план кружка подготовительной группе
Месяц Тема Дата Содержание
Октябрь 1. Знакомство с пальчиковым театром Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности Развивать интерес к различной театральной деятельности; продолжать знакомить детей с пальчиковым театром; навыками владения этим видом театральной деятельности; развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью.
2. Знакомство с пиктограммами Учить детей выкладывать часть выражения лица, соответствующую эмоциональному характеру; учить детей определять не только свое состояние, но и состояние окружающих людей
3. Дети и куклы Развивать эмоциональную отзывчивость, проявлять свои эмоции от поступков окружающих детей.
4. Сюжетно ролевая игра «Театр» Знакомство с театральными куклами. Развивать память, речь. Познакомить с правилами поведения в театре; вызвать интерес и желание играть (выполнять роль «кассира» зрителя) Воспитывать дружеское отношения.
Ноябрь 1. Рассказывание сказки «Теремок» упражнения с куклами Вспомнить сказку «Репка» обучать элементарным действиям с куклой «идет», «бежит», «прыгает», наклоны туловища в разные стороны», «кукла смотрит в разные стороны»
2. Ритмопластика Развивать у детей умение пользоваться жестами; развивать двигательные способности: ловкость, гибкость, подвижность; учить равномерно друг с другом.
3. Репетиция сказки «Теремок» Закреплять действия с куклами «идет, бежит, прыгает, наклоны туловища стороны, кукла смотрит, а разные стороны.
4. Показ сказки «Теремок» для детей Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа – сказочного героя сказки. Формировать желание доставлять радость детям младших групп.
Декабрь 1. Рассказывание сказки «Заюшкина – Избушка» Вспомнить сказку. Развивать память, дикцию, внимание. Воспитывать интерес к народным сказкам.
2. Репетиция сказки Учить интонационно и выразительно проговаривать слова сказочных героев
3. Репетиция сказки распределение ролей Формировать интонационную выразительность речи.
4. Репетиция сказки Учить детей основам кукловождения. Способствовать развитию умения передавать характер персонажа голосом; совершенствовать приемы кукловождения
Январь 1. Репетиция сказки Обучать детей управлять куклой. Учить через походку куклы передавать ее эмоциональное настроение и характерные особенности персонажи.
2. Репетиция сказки Работа над текстом, добиваться четкого произношение слов, совершенствовать умение управлять куклой.
3. Показ сказки «Заюшкина Избушка» Поддержать желание играть с театральными куклами, выступать перед малышами.
Февраль 1. Упражнения с куклами на ширме Обучение элементарны действиям с куклой: «идет», «прыгает», «бежит», «крадет», «рассказывает», плачет»
2. Чтение сказки «Сказка о глупом мышонке» Обсуждение характеров героев сказки. Вспомнить р. н. «Сказка о глупом мышонке». Побуждать детей к поиску выразительных средств, для передачи характерных персонажей.
3. Распределение ролей. Упражнения с куклами Побуждать детей к активному участию в подготовке к театральному действию. Совершенствовать умение управлять куклой
4. Репетиция сказки Учить интонационно и выразительно проговаривать сказочных героев. Учить управлять куклой
Март 1. Репетиция сказки Развивать интонацинную выразительность речи, диалогическую речь. Учить четко, произносить слова и предложения различной интонацией (вопрос, просьба, удивление, грусть, страх итд) Развивать у детей гавыки кукловождения.
2. Репетиция сказки Учить передавать характер выбранного персонажа Совершенствовать навыки работы с куклой
3. Репетиция сказки Развивать умения координировать речь с движениями рук. Учить детей выполнять упражнения для отработки навыков разговора куклы: кукла рассказывает, кукла говорит»,. Развивать творческую самостоятельность.
4. Показ сказки для детей средней группы Поддерживать желание играть с театральными куклами, выступать перед малышами.
Апрель 1. «Сочиняем сказки» Побуждать детей сочинять несложные истории героями, которых являются дети; воспитывать чувство юмора, способствовать повышению самооценки детей.
2. Обсуждение характеров героев сказки. Упражнения куклами Развивать связную речь (диалог), формировать умение придумывать тексты любого типа повествование, рассуждение, описание, используя методику проблемно -речевых ситуаций.
3. Психогимнастика Побуждать интерес детей экспериментировать со своей внешностью (мимика, пантомима) развивать умение переключиться с одного образа на другой; воспитывать желание помочь товарищу, самоконтроль, самооценку.
4. «Заяц в лесной школе» Развивать у детей навыки кукловождения. Учить взаимодействовать с партнером. Продолжать обучение элементарным действиям с куклой.
Май 1. Репетиция сказки Закреплять умения управлять куклами. Учить детей вживаться в создаваемый образ, сопровождать действия репликами персонажей. Развивать интонационную выразительность речи, диалогическую речь.
2. Репетиция сказки Способствовать формированию умения координировать речь с движениями рук. Учить выразительно, передавать характер выбранного персонажа
3. Репетиция сказки Продолжать обучение элементарным действиям с куклой Побуждать детей самостоятельно импровизировать по заданному тексту для создания образа персонажей, координировать речь с движениями
4. Показ сказки для детей старшего дошкольного возраста Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа. Поддерживать желание играть с театральными куклами, выступать перед сверстниками
III. Организационный раздел
3.1. Результативность
Формировать и активизировать познавательный интерес детей. Совершенствовать внимание, память. Способствовать раскрепощению детей. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Воспитывать культуры поведения в театре. Развивать музыкальный слух. Формировать интерес к театральному искусству, потребность ребенка обращаться к театру, как к источнику радости, эмоциональных переживаний, творческого соучастия. Совершенствовать память, внимание, воображение, восприятие, мышление детей. Развивать творческую активность детей, учить их импровизировать. Дети проявляют познавательный интерес, творческие способности; Дети доброжелательные, коммуникабельные, искренние. Самостоятельно проявляют творчество в различных видах театра, применяя актерские навыки. Формирование у детей интереса к театральному искусству, потребности обращаться к театру, как к источнику радости, эмоциональных переживаний, творческого соучастия. Развитие психологических процессов (мышление, речь, память, внимание, воображение, познавательные процессы фантазии).
3.2. Материально – техническое обеспечение программы:
Оборудование детской театральной студии
1. Настольный театр игрушек.
2. Настольный театр картинок
3. Стенд – книжка
4. Фланелеграф
5. Теневой театр
6. Пальчиковый театр
7. Театр бибабо
8. Театр петрушки
9. Детские костюмы для спектаклей.
10. Взрослые костюмы для спектаклей
11. Элементы костюмов для детей и взрослых
12. Атрибуты для занятий и для спектаклей
13. Ширма для кукольного театра
14. Музыкальный центр, видеоаппаратура
15. Медиатека (аудио – и СД диски)
16. Пальчиковый театр
3.3. Программное – методическое обеспечение
1. Куревина О. А. «Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста» М., 2003.
2. Куцакова Л. В. Мерзляков С. И. «Воспитание ребенка – дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно – творческого» М., 2003.
3. Ледяйкина Е. Г., Топникова Л. А. «праздники для современных малышей» Ярославль, 2002.
4. Медведева И. Я. «Улыбка судьбы». Роли и характеры» М., 2002
5. Мирясова В. И. «Играем в театр. Сценарий детских спектаклей о животных» М., 2000
6. Михайлова М. А. «Праздники в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы» Ярославль 2002
7. Науменко Г. М. «Фольклорный праздник в детском саду и школе» М., 2000
8. Петрова Т. И., Сергеева Е. А., Петрова Е. С. «Театрализованные игры в детском саду»М., 2000
9. Поляк Л «Театр сказок» СПб., 2001.
10. Праздник каждый день. (сценарии, пьесы, инсценировки развлечения для детских садов). Ростов н/Д., 2002.
11. Сорокина Н. Ф., Миланович Л. Г. «Театр творчество – дети» М. ,1995.
12. Царенко Л. И. «От потешек к пушкинскому балу» М. ,1999.