Елена Морозова
План кружка «Оригами» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
«ИСТОКИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И ДАРОВАНИЙ ДЕТЕЙ НА КОНЧИКАХ ПАЛЬЦЕВ. ОТ ПАЛЬЦЕВ, ОБРАЗНО ГОВОРЯ, ИДУТ ТОНЧАЙШИЕ РУЧЕЙКИ, КОТОРЫЕ ПИТАЮТ ИСТОЧНИК ТВОРЧЕСКОЙ МЫСЛИ. ДРУГИМИ СЛОВАМИ: ЧЕМ БОЛЬШЕ МАСТЕРСТВА В ДЕТСКОЙ ЛАДОШКЕ, ТЕМ УМНЕЕ РЕБЕНОК».
СУХОМЛИНСКИЙ В. А.
Цель – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи:
• Формировать умения следовать устным инструкциям.
• Обучать различным приемам работы с бумагой.
Публикация «План кружка „Оригами“ в старшей группе» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Оригами для детей
- Оригами. Планы, тематические недели
- Планирование. Планы работ
- Поделки. Мастерим с детьми
- Старшая группа
- Темочки
• Закреплять знания детей по основным геометрическими понятиям: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т. д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
• Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение.
Методы, используемые на занятиях кружка : беседа, рассказ, объяснение; рассматривание иллюстраций, схем, образца; показ выполнения последовательности работы.
Методика работы с детьми строится на следующих принципах: отбор материала, доступного детям 5-6 лет; постепенное усложнение программного содержания, индивидуальный подход к детям.
Режим работы: занятия проводятся два раза в неделю, с сентября по май, во второй половине дня. Длительность занятий 25 минут.
Формы реализации кружка предполагает осуществление организацию детей по интересам, в процессе которых дети получают углублённые знания, навыки по изучаемым темам.
Общий план занятий : почти все занятия строятся по одному плану. На каждом занятии используется дополнительный материал: стихи, загадки, сведения о предполагаемом предмете складывания.
1. Подготовка к занятию
2. Повторение пройденного (выявление опорных знаний и представлений) :
• повторение названия базовой формы;
• повторение действий прошлого занятия;
• повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники безопасности.
3. Введение в новую тему:
• загадки, стихи, раскрывающие тему занятия; энциклопедические сведения о предмете занятия (рассказы о жизни животных, птиц, насекомых; интересные истории и т. п.);
• показ образца;
• рассматривание образца, анализ (названия; форма основной детали);
• повторение правил складывания.
4. Практическая часть:
• показ воспитателем процесса изготовления поделки (работа по схеме)
• обсуждение некоторых этапов работы ( расшифровка схемы:«Что здесь делаю?»);
• текстовой план (если поделка состоит из нескольких частей);
• самостоятельное изготовление детьми изделия по текстовому плану, схема; • помощь сверстникам в ходе работы;
• оформление, отделка игрушки, приклеивание ее на фон или в композицию;
• анализ работы детей (аккуратность, правильность и последовательность выполнения, рациональная организация рабочего времени, соблюдение правил техники безопасности, творчество, оригинальность, эстетика).
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы – составление альбома лучших работ, проведение выставок детских работ.
Оценка результативности: в качестве контроля на каждом этапе работы проводится диагностика уровня развития детей посредством искусства оригами с целью проверки эффективности проведенной работы. Диагностическая работа строится исходя из основных задач каждого этапа.
План занятий кружка
первый год обучения
Сентябрь
Тема Задачи Материал
Бумажная страна «Оригами» Вспомнить с детьми об искусстве оригами, термины и условные знаки;
Вспомнить правила пользования материалами и инструментами;
Поупражняться по отработке складывания базовых форм. Иллюстрации с изображением различных фигурок, выполненных в технике оригами.
Цветная бумага различных цветов.
Волшебные превращения бумажного квадрата Познакомить детей с искусством оригами; показать разнообразие видов бумаги, ее свойств; закрепить основные геометрические понятия, свойства квадрата, определить нахождение углов, сторон; учить складывать прямоугольный лист бумаги по диагонали, отрезать лишнюю часть, получая квадрат. Схемы с изображением условных знаков и приёмов складывания.
Цветная двусторонняя бумага. (квадраты 15х15)
Воздушный змей Повышать интерес к изготовлению поделок в технике оригами; научить мастерить воздушного змея; закрепить навыки декоративного украшения готовой фигурки. Схемы с изображением условных знаков и приёмов складывания.
Цветная двусторонняя бумага. (квадраты 15х15, нитки 20 см, скотч, ножницы)
«Лягушка» Познакомить с изготовлением простейших поделок в технике оригами путём складывания квадрата по диагонали (базовая форма- треугольник).
Квадрат зелёного цвета 10/10 см, заготовки для глаз лягушки, клей.
«Бабочка» Учить сгибать квадрат по диагонали, полученный треугольник складывать пополам, отгибать верхние острые углы в разные стороны. Бумажные квадраты 10/10 см, заготовки для глаз, клей.
«Флажок» Учить детей складывать квадрат пополам «косынкой», совмещая противоположные углы. Два красных квадрата 15/15 см, две полоски шириной 1 см, длиной 20 см из картона, клей.
«Книжка» Учить сгибать прямоугольник пополам, совмещая короткие стороны. Три прямоугольника формата А4 : два из них белого цвета, третий цветной, клей.
«Листья» продолжать учить детей выполнять правильные сгибы и заглаживать их. Развивать мелкую мускулатуру пальцев рук. Воспитывать аккуратность, усидчивость. квадраты зеленые, желтые, красные – 10*10.
Октябрь
«Автомобиль» продолжать учить детей мастерить поделки из бумаги, используя схему; совершенствовать навыки работы с бумагой и ножницами;
воспитывать самостоятельность, аккуратность; совершенствовать объяснительную речь;
развивать глазомер. Цветная бумага различных цветов, квадрат(15х15 см)
«Осеннее дерево» Познакомить с базовой формой «воздушный змей» (другое название «мороженое»).
Используя новую базовую форму, учить изготавливать детали дерева, соединять их в определенной последовательности, используя аппликацию. Цветная двусторонняя бумага. (квадраты 15х15)
Картон синего цвета. Клей ПВА, кисти, ножницы, клеёнки.
«Ветка рябины» Отработка складывания базовой формы «воздушный змей».
Учить составлять композицию из сложенных деталей, соединяя их в определенной последовательности и используя аппликацию. Схемы с изображением условных знаков и приёмов складывания.
Цветная двусторонняя бумага. (квадраты 15х15)
Готовый образец.
Клей ПВА, кисти, ножницы, клеёнки.
«Кошечка» Закрепить с детьми складывание и названия базовых форм, учить изготавливать туловище и голову отдельно из квадратов, учить складывать треугольник «косынкой», поднимать уголки от середины длинной стороны, но, не доводя до вершины верхнего угла. Два квадрата 15/15см одного цвета, карандаши или фломастеры для оформления мордочки, клей.
«Сова» Напомнить, как складывается базовая форма воздушный змей, учить перегибать верхний треугольник вперёд и возвращаться в исходное положение, делать надрезы на линии сгиба, сгибать концы складкой. Квадрат 10/10см, заготовки глаз, мордочки, клей.
«Ёжик». Продолжать учить детей складывать квадрат пополам «книжкой», понимать термины «верхний угол», «нижний угол». Квадрат серого, коричневого цвета 10/10см, карандаш или фломастер чтобы нарисовать глазки и уголки на шубке.
«Грибы» познакомить с операцией складывания базовой формы «треугольник»,учить определять число и размер деталей в изделии, расширить знания об окружающем мире, цветная бумага, клей ПВА, ножницы, красный прямоугольник размером 15 - 7,5 см и зелёный квадрат размером 10 – 10 см, клей.
«Мухомор» продолжать учить детей конструировать из бумаги грибскладывать бумагу в разных направлениях, используя базовую форму «двойной треугольник» в технике «оригами». Квадрат красного цвета, прямоугольник белого цвета, полоска белого цвета, полоска белой гофрированной бумаги, полоска зеленого цвета (на каждого ребенка, ножницы, клей – карандаш, клеёнки, салфетки, схема грибов.
Ноябрь
Аппликация с элементами оригами закладка «Веселый светофор» Закрепить умение работать в технике оригами.
Учить конструировать по образцу. Цветная бумага желтого, красного и зеленого цветов, плотный
лист черного и белого картона, клей карандаш, ножницы, обычную линейку,
линейку с кружками, ручку, фломастер. (3 квадрата 8х8 см.)
«Дорожная страна»
(коллективная работа) Показать, как можно изготовить деревья с кронами различной формы, используя основные элементы складывания (загнуть край листа к середине, определив ее путем сгибания квадрата по диагонали, загнуть углы квадрата к центру) и базовую форму «дверь» (ствол).
Схемы с изображением условных знаков и приёмов складывания.
Цветная двусторонняя бумага. (квадраты 15х15)
Картон синего цвета
Клей ПВА, кисти, ножницы.
«Автомобиль» продолжать учить детей мастерить поделки из бумаги, используя схему; совершенствовать навыки работы с бумагой и ножницами;
воспитывать самостоятельность, аккуратность; совершенствовать объяснительную речь;
развивать глазомер. Цветная бумага различных цветов. квадрат(15х15 см)
Веселые мордашки Закрепить навыки складывания ранее изученных фигур, на основе базовой формы «Треугольник» Схемы с изображением условных знаков и приёмов складывания.
Цветная двусторонняя бумага. (квадраты 10х10)
Весёлые человечки Совершенствовать навыки работы с ножницами; учить преобразовывать одну бумажную фигурку в другую. Цветная двусторонняя бумага половина квадратного листа бумаги (21 на 10,5 см)
«Зайчик» Продолжать учить детей мастерить поделки в технике оригами. Квадрат 10/10 см, заготовки для глаз и мордочки, клей.
«Кот» Познакомить с базовой формой «треугольник». Рассказать о другом названии – «косынка».
Складывание мордочки кота на основе базовой формы «треугольник». Учить находить острый угол, перегибать треугольник пополам, опускать острые углы вниз. «Оживление» поделки – приклеивание глаз, носа, рта. Цветная двусторонняя бумага. (квадраты 15х15)
Готовый образец.
Карандаши, фломастеры
«Лиса» Познакомить на практике с основными геометрическими понятиями. Квадрат оранжевый (красный) 15/15см, прямоугольник 15/7,5см, заготовки для глаз и мордочки.
Декабрь
«Снежинка» продолжать учить детей делать из квадрата «конфетки», соединять их друг к другу с помощью клея. Развивать мелкую мускулатуру пальцев рук. Воспитывать коллективизм. 6 белых квадратов размером 10*10, клей.
«Еловая ветвь» продолжать учить детей делать правильные сгибы и заглаживать их; постепенно собирать детали в одну поделку. Развивать мелкую мускулатуру пальцев рук, усидчивость. Воспитывать любовь к творчеству. зеленые квадраты 5*5, клей.
«Ёлочка» продолжать учить детей делать правильные сгибы и заглаживать их; постепенно собирать детали в одну поделку. Развивать мелкую мускулатуру пальцев рук, усидчивость. Воспитывать любовь к творчеству. зеленые квадраты 5*5, клей.
«Дед Мороз» учить сгибать квадратные листы ровно по диагонали, заглаживать. Украшать поделку аппликацией: приклеивать щечки, носик, глаза. Нарисовать рот и пряди волос. 2 квадрата красного цвета 10*10.
«Новогодняя гирлянда» продолжать учить детей делать правильные сгибы и заглаживать их; постепенно собирать детали в одну поделку. на каждого ребёнка по 2 полоски из мягкой бумаги (лучше гофрированной)разного цвета, шириной 3 см, длиной около 1 м, клей, кисти, ножницы.
«Новогодние украшения» продолжать учить мастерить из бумажных квадратов несложные поделки, используя уже известные приёмы складывания бумаги, развивать конструктивное мышление, фантазию, воображение. Разноцветные квадраты разных размеров, бумажнаяобрезь, клей, нитки.
«Новогодняя открытка» Изготовление поздравительной открытки с плоскостной фигурой Деда Мороза в технике «оригами».учить последовательному складыванию листов бумаги, анализировать, логически мыслить и выстраивать поэтапный ход своих действий; альбомный лист, заготовки из односторонней цветной бумаги красного цвета 12х15см, 8х8см, детали: варежки, валенки, усы, фломастеры, клей-карандаш.
«Новогодняя игрушка» продолжать учить детей делать правильные сгибы и заглаживать их; постепенно собирать детали в одну поделку. Развивать мелкую мускулатуру пальцев рук, усидчивость. Воспитывать любовь к творчеству. Разноцветные квадраты разных размеров, обрезки цветной бумаги, клей - карандаш, ножницы.
Январь
«Гномик» Продолжать учить детей выполнять бумажные фигурки из двух деталей, учить чётко, выполнять инструкции воспитателя. Квадраты 8/8см, 6/6см,разного цвета, бумажная обрезь, клей.
«Колобок» Учить детей сгибать все углы прямоугольника равномерно, продолжать учить оформлять поделку деталями (рот, нос, глаза). Жёлтый прямоугольник 20/10см, оранжевый и красный квадраты 3/3см, два оранжевых кружка, клей.
«Коробочка» продолжать учить детей делать поделки своими руками с помощью клея. Развивать самостоятельность.
Воспитывать аккуратность в работе. прямоугольник (альбомный лист, клей).
«Снегирь» Учить складывать из квадратного листа фигуру снегиря.
Закреплять навыки складывания бумажного квадрата в разных направлениях, совмещая стороны и углы и хорошо проглаживая сгибы. Цветная бумага двух цветов (чёрный, красный).
Цветной картон.
Клей, кисти, клеёнка, тряпочки.
«Гусеница» закреплять с детьми перегиб квадрата пополам, опуская верхний угол. Учить последовательно соединять детали между собой. Развивать мелкую мускулатуру пальцев рук. Воспитывать самостоятельность в выполнении работы. 5 квадратов зеленого цвета (одинакового размера, клей, карандаши для дорисовки.
«Зайчик» закреплять умение перегибать квадрат «книжкой» и дважды «косынкой», опускать противоположные углы к центру квадрата, получая «конфетку». Квадраты белого цвета 8/8см и 10/10см, заготовки для глаз и мордочки, клей.
Февраль
«Медведь» Учить перегибать «косынку» пополам, учить понимать, что детали головы и туловища выполняются по отдельности из квадратов разной величины. квадраты коричневого цвета 15/15см, 10/10см, два квадрата 6/6см,клей.
«Лодочка» познакомить детей с изготовлением поделки в технике оригами из прямоугольного листа бумаги, упражнять в свободном выборе цвета, использования готовых фигур в играх. Прямоугольные листы 20/15см.
«Самолёт» продолжать учить детей делать поделки из бумаги без клея. Учить делать ровные сгибы и хорошо их заглаживать. Развивать мелкую мускулатуру пальцев рук. Воспитывать аккуратность и бережное отношение к предметам и материалу (бумаге). Альбомный лист схемы с изображением условных знаков и приёмов складывания.
Цветная бумага (квадраты 15х15)
«Звездочка» учить детей делать из квадрата треугольник, выполняя несколько сгибов и приклеивать их друг к другу заправляя.
8 квадратов одного размера, но разных цветов
«Поздравительная открытка к 23 февраля Познакомить детей с изготовлением поделки в технике оригами из прямоугольного листа бумаги, упражнять в свободном выборе цвета. Цветная двусторонняя бумага. (Прямоугольные листы 20х15)
Цветной картон формата А4.
Готовый образец.
Клей ПВА, кисти, ножницы, клеёнки.
«Кораблик» Познакомить детей с изготовлением поделки
в технике оригами из прямоугольного листа бумаги, упражнять в свободном выборе. Прямоугольные листы
20*15см.
«Курочка» Учить складывать квадрат дважды «косынкой»
Красный квадрат 3/3см, жёлтый (оранжевый) квадрат 15/15см, клей, карандаш или фломастер.
«Рыбки» Учить складывать бумагу, используя разные базовые формы, объединяясь в пары создавая морскую композицию.
Голубой картон, квадраты разноцветные, ножницы, клей, бумажнаяобрезь.
Март
«Нарцисс» продолжать учить детей складывать из бумаги «конфетки», склеивать их парами, так чтобы вершины углов совпадали. Дополнять цветок центром (тычинкой). Развивать мелкую мускулатуру пальцев рук. Воспитывать усидчивость, самостоятельность. 2 желтых круга, диаметром 5-6 см, 6 белых квадратов 5*5, клей, зеленый квадрат – 15*15.
«Мамин праздник»
(поздравительная открытка к 8 Марта) «Тюльпан» учить детей делать из цв. бумаги тюльпан. Закрепить правила сгибания углов у квадрата. Развивать мелкую мускулатуру пальцев рук. Воспитывать любовь к творчеству. красный квадрат, зеленая полоска, клей.
«Сова» продолжать учить работать с цветной бумагой и клеем; делать подрисовку перьев и глаз. Развивать мелкую мускулатуру пальцев рук. Воспитывать усидчивость (доводить начатую работу до конца). 2 коричневых квадрата размером 10*10, 8*8, 2 красных квадрата – 5*5.
«Жар птица» Складывание утки с небольшими изменениями.
Превращение утки в жар-птицу, приклеив красивые перышки, изготовленные из 4 разноцветных квадратов, используя хорошо знакомую базовую форму.
Цветная двусторонняя бумага (квадраты15х15)
Клей ПВА, кисти, ножницы, клеёнки, цветная бумага для аппликативного украшения.
«Вертушки» Учить изготавливать новые поделки из квадрата, круга, треугольника, учить пользоваться обозначениями линии разреза на заготовке Квадраты 15/15см, разносторонние треугольники со стороной 20см, круги диаметром 20см с прочерченными линиями разрезов, кружочки из картона, клей, ножницы.
«Кошечка» Закрепить с детьми складывание и названия базовых форм, учить изготавливать туловище и голову отдельно из квадратов, учить складывать треугольник «косынкой», поднимать уголки от середины длинной стороны, но, не доводя до вершины верхнего угла.
Два квадрата 15/15см одного цвета, карандаши или фломастеры для оформления мордочки, клей.
«Моё любимое оригами» Закрепить усвоенные на занятиях способы и формы оригами, улучшить навыки мелких и точных движений пальцев, как правой, так левой руки; воспитывать интерес к результатам своего труда.
квадраты 10/10см, ножницы, клей.
«Хризантема» Познакомить детей с новым способом изготовления цветов в технике оригами, закрепить умение пользоваться ножницами.
16/20 квадратов 4/4см белого или фиолетового цвета, бумага жёлтого цвета, ножницы, клей.
Апрель
«Подарки малышам» Используя технику оригами, учить изготавливать модели птиц, корабликов.
Разноцветные квадраты 10/10см.
«Ёжик» Продолжать учить детей складывать квадрат пополам «книжкой», понимать термины «верхний угол», «нижний угол».
Квадрат серого, коричневого цвета 10/10см, карандаш или фломастер чтобы нарисовать глазки и уголки на шубке.
«Ракета» продолжать учить детей перегибать прямоугольник пополам (соединять короткие стороны, сгибать верхние углы к линии перегиба и приклеивать овал – иллюминатор к ракете. Развивать мелкую мускулатуру пальцев рук. Воспитывать творческие способности. прямоугольник – 10*20, круг желтого цвета иллюминатор, клей.
«Космос» Совершенствовать умения и навыки при выполнении базовой формы «двойной треугольник».
Вызвать у детей желание передать красоту космического пространства.
Упражнять детей в составлении изображения. Развивать конструктивные способности. Картон синего цвета
Цветная двусторонняя бумага (квадраты 10х10)
Клей ПВА, кисти, ножницы, клеёнки.
Набор готовых звёздочек
Цветы учить детей изготовлению цветов в технике оригами; помочь каждому ребенку добиться желаемого результата. Цветная двусторонняя бумага (квадраты 10х10)
«Подснежник» учить детей сгибать квадрат пополам «книжкой», поднимая нижнюю сторону на верхнюю; перегибать прямоугольник пополам и поднимать нижние углы к линии перегиба; соединить детали клеем; Развивать мелкую мускулатуру пальцев рук. Воспитывать самостоятельность и усидчивость. зеленый квадрат 10*10, голубой квадрат 5*5, клей.
«Букет цветов» учить создавать коллективную композицию. Закреплять умения работать с бумагой в технике оригами. Развивать у детей чувство цвета. .Цветная бумага, цветной картон формата А4. Клей ПВА, кисти, клеёнки. изготовлении мелких деталей.
«Мышка» учить делать игрушку, складывая квадрат в разных направлениях Цветная бумага серого цветаклей ПВА, кисти, клеёнки.
Май
«Бабочка» учить детей перегибать квадрат, опуская правую сторону на левую, опускать верхние углы к линии перегиба, у полученного домика сгибать нижние уголки (получились крылышки). Соединить детали между собой клеем и украсить крылья аппликацией. Развивать мелкую мускулатуру пальцев рук. Воспитывать аккуратность, усидчивость. 3 квадрата 8*8 (2 синих и 1 голубой, коричневый квадрат 6*6, клей).
«Грачи прилетели» продолжать учить детей мастерить подели из базовой формы «воздушный змей», совершенствовать навыки работы с бумагой и ножницами. Цветная двусторонняя бумага (квадраты 15х15)
Заготовки глаз, клей ПВА, кисти, ножницы, клеёнки.
«Дом» учить делать игрушку, складывая квадрат в разных направлениях. Цветная двусторонняя бумага (квадраты 15х15)клей ПВА, кисти, клеёнки. изготовлении мелких деталей.
«Неваляшка» совершенствовать навыки работы с бумагой и ножницами,
продолжать учить мастерить из бумажных квадратов поделки,
используя уже известные приемы складывания бумаги;
развивать фантазию, воображение. Цветная двусторонняя бумага (квадраты 15х15) клей ПВА, кисти, клеёнки. изготовлении мелких деталей.
«Цветы из двух крестиков» учить детей склеивать цветок из двух крестиков.
Полоски бумаги разного цвета, цветы из двух крестиков, Цветы астры.
«Ветка рябины» закрепить умение мастерить поделки из базовой формы «стрела». Картон, квадраты 1,5/1,5см оранжевого или красного цвета, 3/3см зелёного цвета для листьев, клей, ножницы.
«Моё любимое оригами» закрепить усвоенные на занятиях способы и формы оригами, улучшить навыки мелких и точных движений пальцев, как правой, так левой руки; воспитывать интерес к результатам своего труда. Разноцветные квадраты 10/10см, ножницы, клей.
Итоговое занятие оформление альбома лучших работ за период обучения.
Развитие навыков общения и умения согласовывать свои интересы с интересами других детей. Справедливая оценка результатов своей работы и работы сверстников. Альбом, поделки в технике оригами, клей.
Ожидаемые результаты к концу года обучения.
Дети могут:
• по образцу изготавливать несложные поделки.
• знать и называть геометрические фигуры;
• ориентироваться на листе бумаги;
• уметь намечать линии;
• тщательно и аккуратно разглаживать линии сгиба;
• уметь украсить свою поделку, добавлять недостающие детали (глаза, усы, и т. п.);
• добиваться конечного результата;
Программа составлена на основе следующей методической литературы:
1. «Оригами в детском саду» Мусиенко С. И., Бутылкина Г. В.
2. «Оригами для малышей : 200 простейших моделей» Черенкова Е. Ф.
3. «Волшебная бумага» Чернова Н. Н.
4. «Оригами для дошкольников» Соколова С. В.