Елена Ключникова
План кружка по пластилинографии «Мастерилка»
Программа кружка «Мастерилка»(пластилинография)
Старшая группа «Брусничка»
Разработали и составили: Ключникова Е. В.
г. Ленск 2017/18 учебный год
Пояснительная записка
Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы в детском саду является художественный ручной труд, создающий условия для вовлечения ребёнка в собственное творчество, в процессе которого создаётся что-то красивое, необычное.
Публикация «План кружка по пластилинографии „Мастерилка“» размещена в разделах
- Лепка. Планирование
- Планирование. Планы работ
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Пластилинография, пластилин
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
Мы хотим познакомить детей старшей группы с нетрадиционной техникой работы изобразительной деятельности – пластилинографией,принципом которой является создание лепной картины с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности.
Актуальность и новизна программы: является то, что игровая ситуация, знакомит детей с нетрадиционной техникой изобразительной деятельности – пластилинографией, в которой учтены возрастные, физиологические, психологические и познавательные особенности детей старшего возраста.
Данная работа направлена на развитие мелкой моторики пальцев и кисти рук. Ведь на данный момент ребенок недостаточно подготовлен к усвоению учебной программы, у многих детей ослаблена мелкая моторика пальцев рук. В ходе проведения занятий по данной тематике активизируется мышление детей, речь, усидчивость, формируется умение поэтапного планирования работы. В этом заключена педагогическая целесообразность данной программы.
Основная цель программы кружковой работы : «Мастерилка» :
научить детей способам создания предметов нетрадиционной техникой изобразительного искусства – пластилинографией.
Цель
- привитие эстетического вкуса, пробуждение творческой активности у воспитанников;
- знакомство с новым видом аппликации;
- приобретение знаний, умений и навыков выполнения картин из пластилина;
-обучение выполнению сборки и оформлению работы.
Задачи
Обучающие:
1. Овладеть начальными технологическими знаниями, умениями и навыками.
2. Накопить опыт практической деятельности по созданию поделок.
3. Владеть способами планирования и организации досуговой деятельности.
4. Использовать навыки творческого сотрудничества.
Развивающие: способствовать развитию
1. творческих способностей.
2. сенсорики, мелкой моторики рук.
3. пространственного воображения.
4. технического и логического мышления, глазомера.
5. способности самостоятельного выполнения и создания различных поделок.
Воспитательные:
1. Уважительное отношение к результатам труда.
2. Интерес к творческой и досуговой деятельности.
3. Практического применения правил сотрудничества в коллективной деятельности.
Основные формы и методы работы.
Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов деятельности. Особое место в программе занимают следующие формы и методы обучения:
- репродуктивный (воспроизводящий);
- объяснительно - иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
- метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);
- частично- поисковый;
- практический.
В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы.
Возраст детей: 5 - 6 лет.
Срок реализации: 1 год.
Подведение итогов: планируется оформление работ детей в форме выставки, выполнение совместных работ детьми, отчета о проделанной работе.
Показатели развития
К концу учебного года ребенок:
- Овладевает основными навыками и умениями лепить предметы разной формы;
- Создавать небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы и движения фигур;
- Вырабатывать усидчивость;
- Развивает мелкую моторику пальцев
- Сохраняет интерес к занятию
Перспективный план работы кружка «Мастерилка»
Дата Тема Программное содержание примечания
Сентябрь
04.09.17 Знакомство детей с пластилинографией. Осенние листочки
Познакомить детей с понятием - трафарет, показать и научить приемам работы с ним. Развивать мелкую моторику руки, развивать цветовосприятие, умение правильно выбирать тон пластилина, графические навыки (умение работать стекой как карандашом, используя прием процарапывание); воспитывать эстетические чувства через восприятие картин великих художников об осени, закладывать предпосылки любви к природе и бережного к ней отношения.
11.09.17 Осенние деревья Знакомство с жанром изобразительного искусства – пейзажем. Обучение приёмам работы в технике «пластилинография»
18.09.17 Грибы-грибочки выросли в лесочке. Совершенствовать навыки работы с пластилином в технике «пластилиновое рисование» - надрезание ножницами, растирание по форме. Формировать у детей обобщенное понятие о грибах, их разновидностях.
25.09.17 Мой сад и огород. Продолжать освоение приемов пластилинографии – закреплять технику «растирание» пластилина по поверхности. Закреплять умения аккуратно использовать пластилин в своей работе. Учить использовать контурный рисунок как основу изображения.
Октябрь
02.10.17 Подарки осени Закреплять знания о колорите осени. Учить оформлять композицию из разных объектов
09.10.17 Совушка – сова. Большая голова. Учить смешивать пластилин, не допуская полного поглощения цветов друг другом. Научить пользоваться «скалкой» - тубусом от клея-карандаша для раскатывания пластилина по поверхности. Развивать творческие способности, самостоятельность и активность.
16.10.17 Натюрморт из чайной посуды Дать представление о натюрморте. Упражнять в выполнении работы в нетрадиционной технике
23.10.17 Золотая рыбка. Совершенствовать технические навыки работы с пластилином. Развивать образное восприятие, логическое и творческое мышление..
30.10.17 Червячок в яблочке. Выполнение работы с использованием разных приемов лепки. Закреплять умения аккуратно использовать пластилин в своей работе. Учить использовать контурный рисунок как основу изображения.
Ноябрь
06.11.17 Кашалотик – кашалот. Продолжать освоение приемов пластилинографии – закреплять технику «растирание» пластилина по поверхности. Закреплять умения аккуратно использовать пластилин в своей работе
13.11.17 Осьминог. Продолжать освоение приемов пластилинографии – закреплять технику «растирание» пластилина по поверхности. Закреплять умения аккуратно использовать пластилин в своей работе. Учить использовать контурный рисунок как основу изображения.
20.11.17 Чебурашка Закреплять технику создания изображения на плоскости в полуобъёме. Учить создавать целостность объекта из отдельных деталей.
27.11.17
Декабрь
04.12.17
11.12.17 Снеговик. Закреплять умение ровно и гладко наносить пластилин на поверхность картона – растирать его, используя воду.
18.12.17 Веселый клоун Познакомить с жанром – портрет. Учить выполнять изображение в нетрадиционной технике
25.12.17 Новогодние шары так прекрасны и важны. Формировать у детей обобщенное представление о елочных игрушках: их истории, традициях, видах. Учить создавать всевозможные декорации, сюжетные изображения на плоскости аудиодиска.
Январь
15.01.18 Снегурочка Развивать образное мышление, умение создавать знакомый образ, с опорой на жизненный опыт.
22.01. 18 : Снегирь. Продолжать освоение приемов пластилинографии – закреплять технику «растирание» пластилина по поверхности. Закреплять умения аккуратно использовать пластилин в своей работе. Учить использовать контурный рисунок как основу изображения.
29.01. 18 : Пингвин на льдинке. Продолжать освоение приемов пластилинографии, подготовка фона: волны – короткие колбаски синего цвета, линия горизонта – длинная белая колбаска, северное сияние – разноцветные колбаски, выложенные рядами в виде линий.
Февраль
05.02.18
12.02.18 Бежит кораблик по волнам. Совершенствовать технику работы с пластилином. Приучать детей самостоятельно выбирать приемы изображения моря (процарапывание, растирание, декорирование и раскатывание). Развивать образное мышление, творческое воображение. Активизировать мелкую моторику рук.
19.02.18 Галстук для папы. Побуждать детей к изготовлению подарков для близких. Развивать творческое воображение. Формировать навыки самостоятельной работы.
26.02.18 Теремок Развивать умение создавать сказочные здания. Закреплять способы работы пластилином
Март
О5.03.18 Цветы для мамы. Продолжать знакомить детей с вариантами использования «пластилиновых продуктов» чеснокодавилки. Учить отражать природные особенности растения: оригинальную форму и расцветку лепестков. Продолжать развивать глазомер и цветовосприятие, композицию, а так же мелкую моторику руки. Вызвать желание сделать подарок любимому человеку.
12.03.18 Подводное царство. Обобщить представления детей об обитателях подводного мира. Продолжать осваивать приемы работы с пластилином : закреплять навыки работы с трафаретом, выбирать и удачно использовать изобразительные материалы, совершенствовать приемы декорирования на готовой основе изображаемого объекта.
19.03.18 Яблоки на тарелочке. Ознакомить детей с понятием "натюрморт". Предложить им самостоятельно составить композицию из трех яблок.
26.03.18 Смешарики Развивать образное мышление, умение создавать знакомый образ
Апрель
02.04.18 Матрешка Приобщать детей к миру искусства. Продолжать учить приемам декорирования: соблюдать геометрию и симметричность элементов декорации, правильно распоряжаться цветом – выбирать контрастные цвета.
09.04.18 Удивительная дымка Продолжать знакомство с народным творчеством, особенностями дымковских игрушек. Самостоятельно выбирать узор для украшения, сочетая в узоре крупные и мелкие элементы
16.04.18 Бабочка. Продолжить знакомство детей с миром природы. Совершенствовать навыки работы в технике «пластилиновое рисование». Закрепить умение скатывать пальчиком короткие отрезки, шарики кругообразными движениями.
23.04.18 Божья коровка, улети на небо. Формировать интерес к окружающему миру, реалистические представления о природе. Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомого.
30.04.18 Подснежники Вызвать интерес к пробуждающейся весенней природе, дать представление о первоцветах. Закреплять навыки в работе с пластилином.
Май
07.05.18 Веселый зоопарк. Обобщить представления детей об обитателях зоопарка. Предложить им самостоятельно выбрать животное и нарисовать его. Поощрять самостоятельную деятельность.
14.05.18 Земляничка. Способствовать расширению знаний детей о многообразии видов и форм растений. Закреплять познавательный интерес к природе. Продолжить обучение созданию композиции из отдельных деталей, добиваясь целостности восприятия картины. Способствовать развитию формообразующих движений рук в работе с пластилином
21.05.18 Незабудки. Продолжить знакомство детей с миром природы. Закрепить умение скатывать пальчиком короткие отрезки в шарики кругообразными движениями. Стимулировать активную работу пальцев рук
28.05.18 Проснулись жуки, червячки и другие насекомые. Обобщить представление о насекомых. Развивать умение работать в коллективе дружно и аккуратно, творческое и образное мышление детей. Поощрять инициативу детей и желание дополнить композицию.
Заключения
Способности проявляются и формируются лишь в деятельности. Значит, только правильно организуя деятельность ребенка, можно выявить, а затем и развить его способности. К. Д. Ушинский писал «Основной закон детской природы можно выразить так: ребенок нуждается в деятельности непрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием или односторонностью».
Таким образом, в деятельности, направленной на достижение определенной цели, совершенствуются не только сама эта деятельность, но и зрительное восприятие ребенком предметов окружающего мира. Продуктивные виды деятельности способствуют совершенствованию речи детей, формирования моральных качеств личности, как самостоятельность, инициатива, организованность и ответственность при выполнении задания. Эффективность коррекционного процесса в ходе продуктивной деятельности напрямую зависит от методов и приемов, которые используются в работе. По мнению ученых, целесообразно проводить специальную работу с помощью природного материла.
Литература
1. Сажина Д. С. «Составление рабочих учебных программ для ДОУ». – «ТЦ Сфера», 2007.-112с.
2. «Нравственно – эстетическое воспитание ребенка в детском саду» / Ветлугина Н. А., Казакова Т. Н, Пантелеев Г. Н. – М. : Просвещение, 1989. – 79 с.
3. Комарова Т. С., Савенков А. И. «Коллективное творчество дошкольников».- М. : Педагогическое общество России, 2005. – 128 с.
4. «Коллективное творчество дошкольников» / Грибовская А. А. - «ТЦ Сфера», 2005. – 192 с.
5. Доронова Т. Н. «Развитие детей в изобразительной деятельности». – «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2005. – 96с.
6. Дубровская Н. В. «Приглашение к творчеству». – «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2004. – 128с.
7. Яковлева Т. Н. «Пластилиновая живопись».—«ТЦ СФЕРА» ,2010.
8. Лыкова И. А. «Лепим из пластилина, глины, теста» -- «Олма Медиа Групп»,2009.
9. Давыдова Г. Н. «Пластилинография» - ООО «Издательство «Скрипторий 2003», 2008
10. Давыдова Г. Н. «Пластилинография. Цветочные мотивы» - ООО «Издательство «Скрипторий 2003», 2015