Елена Дементьева
План-конспект занятия «Право на жилище, право на семью» для детей 7–12 лет
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект занятия по теме
«Право на жилище, право на семью»
Подготовила: воспитатель Дементьева Е. В.
Возраст детей : 7- 12 лет
Время проведения: 30-35 мин.
Цель: формирование представлений о неприкосновенности жилища, праве каждого на семью.
Задачи: - расширение знаний о правах человека;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- воспитание уважительного отношения к старшим в семье, друг к другу:
- развитие умения нравственного суждения, коммуникативных навыков у детей
Оборудование : карточки с пословицами и поговорками о семье, картинки с изображением семьи, членов семьи, сказочных героев («Три поросёнка», «Три медведя», «Красная шапочка «и др., карточки с заданиями (различная деятельность по дому). карточки о жилищах.
Ход занятия
1. Инструктаж по технике безопасности на занятиях в учебной комнате.
2. Вступление. Мотивация, настрой на занятия
- Здравствуйте, ребята! Угадайте-ка, о чём мы сегодня будем говорить?
Послушайте загадку:
Где семье комфортно нашей?
Где поутру пахнет кашей?
Там ступают кошки лапки,
А у входа стоят тапки. (Дом, жилище)
- Правильно, будем говорить о доме, о жилище.
- Ребята, даже у многих животных есть свой дом ( приводят примеры: птицы - в гнёздах, лисы, барсуки- в норах, волки- в логовах, муравьи- в муравейниках и т. д.).
- Давайте вспомним, какие жилища были у сказочных героев
(Раздаются карточки присутствующим).
У старика и старухи она была - очень ветхая,
У Бабы – Яги- на курьих ножках,
У Снежной королевы - ледяные чертоги,
У Мороза Ивановича – в колодце,
У Водяного - в болоте.
У зайки - лубяная
У лисы - ледяная
3. Основная часть
- Правильно. Такие жилища были у сказочных героев. И конечно, человеку тоже нужен дом.
Сегодня на занятии мы поговорим о праве на жилище и праве на семью.
-Что вы представляете. когда говорите о родном доме? (ответы детей)
- А какие бывают дома? (ответы детей)
- Ребята, а откуда берётся жилище? (ответы детей).
Никто не имеет право без разрешения заходить в ваш дом и брать ваши вещи. Давайте вспомним сказки, в которых было нарушено право героев на жилище
( По картинкам называют сказки : «Заюшкина избушка», «Три поросенка», «Волк и семеро козлят», и др.)
-Ребята. когда мы говорим «Иду домой», что я имею ввиду? Дом - это только стены и крыша? (нет, это люди, живущие там).
- Ребята, а кто живёт в домах? (ответы детей).
- А что такое семья? (ответы детей).
Семья занимает важное место в жизни любого человека. (разместить картинки с членами семьи.)
Задание - члены семьи –кто знает больше? Соберём большую семью (выбирают карточки с названиями членов семьи : мама, папа, дедушка, бабушка, брат, сестра, дядя, тётя и т. д.).
Ребёнок читает стихотворение.
Семья — это мы. Семья — это я,
Семья — это папа и мама моя,
Семья — это Павлик — братишка родной,
Семья — это котик пушистенький мой,
Семья — это бабушки две дорогие,
Семья — и сестренки мои озорные,
Семья — это крестный, и тети, и дяди,
Семья — это елка в красивом наряде,
Семья — это праздник за круглым столом,
Семья — это счастье, Семья — это дом,
Где любят и ждут, и не помнят о злом!
Воспитатель продолжает.
- В семьях бывает все по - разному: в одной семье всё хорошо, а в другой все ссорятся, ругаются. Почему?
Возможно, существуют секреты семейного счастья, знание которых может положительно влиять на семью.
У людей различные представления о счастливой семье. Есть мнения разные, но можно выделить общие мысли.
- Ребята, как вы представляете счастливую семью? (ответы детей).
- Каждый человек – это часть одной большой семьи, живущей на прекрасной зеленой планете Земля. Это огромная семья делится на миллионы других. Слово «семья» произошло от слов «семь» и «я» т. е. несколько родных людей, живущих вместе… Семья- это особый мир. Семья – древнейшее устройство на земле, и она занимает важное место в человеческом обществе.
Раньше о доме и семье говорили с большим уважением. Наверное, потому семьи на Руси были большие и дружные. В народных сказках, пословицах, поговорках говорится о семье.
- Собрать пословицы и поговорки о семье. (раздать карточки с пословицами).
В гостях хорошо, а дома лучше.
Не красна изба углами, а красна пирогами.
Не нужен и клад, когда в семье лад.
-Молодцы, ребята. А ещё у каждого члена семьи есть права и обязанности.
Давайте их назовём. (называют права и обязанности мамы, папы, детей).
- Правильно, дети должны помогать родителям. Сейчас поиграем.
Обязанности в семье (игра-«помогаю маме», карточки с заданиями- пантомимами «мою посуду», «протираю окна», «мою пол»», «стираю»).
- Став взрослыми, дети обычно вступают в брак и заводят собственную семью. Испытывая глубокую благодарность и любовь, выросшие дети стараются сделать счастливой собственную семью и заботятся о своих, теперь уже пожилых родителях, которые радуются общению с внукам и продолжают семейные традиции.
- А что такое семейные традиции? (ответы детей).
Каждый народ имеет прекрасные традиции, всех их не перечислить. Но есть те традиции, которые являются необходимыми для каждой семьи : это мама, каждый вечер рассказывающая детям сказку на ночь, это папа, который превращается в Деда Мороза тайком в соседней комнате, и миллион мелочей, которые есть только в вашей семье и которые остаются с вами сладкими воспоминаниями о детстве
Семейная традиция – это порядки и обычаи, которые переходят в одном семействе от одного поколения к другому.
- Приведё м примеры семейных традиций: воскресный семейный обед, Новый год, Масленица, дни рождения, 9 мая и другие.
Семейные традиции – это то, что сплачивает семью, делает нас дружнее и крепче. Семейные традиции – это ценность, уникальность каждой семьи., гордость за свою фамилию.
- А как вы относитесь к старшим членам семьи? (ответы детей).
Почитание и уважение родителей во все времена являлось главным достоянием нашего народа.
Уважение старости – было главной основой воспитания детей на Руси. Семьи были большие, бабушки и дедушки жили вместе с молодыми, передавали им свой жизненный опыт. Так представлялась преемственность традиций в русской семье
Почитание родителей – это уважение, послушание, забота со стороны детей.
Родители нам дала самый из драгоценных даров – дар жизни.
Традиционно русские семьи были многодетны.
- Ребята, послушайте замечательные строки:
Мои дети — мои крылья за спиной
Мои дети — мои звезды над Землей.
Мои дети — мое счастье навсегда,
Мои дети — и богатство, и года…
Дети в семье – это счастье.
На Руси детей приучали к крестьянской работе не позднее, чем с семи лет, считая, что «маленькое дело лучше большого безделья». Приучение детей к труду с этого возраста, диктовалось представлениями о том, что если ребенка с малолетства не включать в деревенскую работу, то он в дальнейшем не будет иметь «усердствующей способности» к крестьянскому труду
В русской деревне работу полагалось распределять также в зависимости от пола ребенка. Девочкам поручалась работа, которая готовила бы их к жизни женщины, мальчикам давались знания и умения, необходимые мужчине. С раннего детства ребенка ненавязчиво приучали к выполнению незначительных домашних работ и поручений родителей. В нашей семье так же у каждого есть свои обязанности. Девочки помогают маме вести домашнее хозяйство, мальчики помогают папе заниматься огородом, заготавливать дрова, ухаживать за скотом.
Современный порядок жизни совсем другой, но хорошо и сейчас соблюдать семейные традиции и чтить их.
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом.
Здесь ждут тебя всегда с любовью
И провожают в путь с добром
Отец, и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
Им интересно впятером!
4. Подведём итоги. Что сегодня узнали?
1. Каждый имеет право на жилище. Жилище неприкосновенно.
2. Каждый ребёнок имеет право жить и воспитываться в семье.
3. Определили понятие «семья» (Семья - это особый мир. Счастливая семья — это безопасная и спокойная гавань).
4. Семейные традиции – это то, что сплачивает семью, делает нас дружнее и крепче. Семейные традиции – это ценности, уникальность каждой семьи. Секреты семейного счастья- это семейные традиции, почитание старших, дети, забота и помощь.
5. Заключение. Рефлексия.
- О чём мы сегодня вели с вами беседу?
- Что значит выражение «неприкосновенность жилища?»
- Каждый ли имеет право на семью?
- Как сберечь семью?
- Хочется ли вам о сегодняшнем разговоре рассказать своим родителям или близким? Почему?
-Вам понравилось сегодня на занятии? (ответы детей)
- Какое настроение было у вас всё это время?