Роза Антонова
План-конспект занятия по методике изодеятельности в подготовительной группе «Ознакомление детей с хохломским промыслом»
▼ Скачать + Заказать документы
План – конспект
занятия по методике изобразительной деятельности в подготовительной к школе группе
на тему: «ОЗНОКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ХОХЛОМСКИМ ПРОМЫСЛОМ».
Программное содержание:
Публикация «План-конспект занятия по методике изодеятельности в подготовительной группе „Ознакомление детей с хохломским промыслом“» размещена в разделах
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Подготовительная группа
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2013
Познакомить детей одним из уникальных видов народного промысла изделиями хохломских мастеров. Дать знания о возникновении его, используя рассказ о последовательности работы над изделиями – вытачивание формы из дерева токарем на станке, обработка изделия, вапление, лужение, роспись ляпушкой. Обратить внимание на особенности узора – использование завитков, траву, листьев, ягод, цветов. Цвет, фон: золотистый, черный, красный. Сравнить с уже известными мотивами Городецкой росписи. Сопровождать объяснение, рассказ показом изделия – из дерева (с росписью).
Закрепить знания о практическом применении предметов хохломских мастеров.
Воспитывать интерес к этому виду промысла, гордость за наших мастеров, создающих неповторимые изделия, уважение к труду. Вызвать желание у детей на последующих занятиях самим изобразить рисунок по мотивам хохломской росписи. Развивать эстетические чувства цвета, формы, композиции.
Словарная работа:
Хохлома, хохломская роспись, золотисто – огненная, завитки, травка, кудрина.
Методические приемы :
1. Постановка цели: сегодня мы познакомимся с новым видом народного искусства хохломским промыслом.
Вопросы: Какие предметы вы видели раньше? Где они применяются?
2. Рассказ воспитателя о возникновении промысла, его названии, о последовательности изготовления изделий. Показ изделий по ходу изложения. Художественное слово: русские пословицы, стихотворения (по пьесе).
Рассматривание выставки детских работ детей подготовительной группы, рисунков на силуэтах предметов, объемных форм.
3. Вопросы: О каком народном творчестве (промысле) вы сегодня узнали? Почему он так называется? Как мастера делают эти изделия? (последовательно). Какие элементы хохломской росписи вы запомнили? Какой цвет используют художники? Какое сходство и различие вы видите в сравнении с Городецкой? Где применяются изделия из хохломы? Почему мы должны гордиться работами хохломских мастеров? Кому из вас захотелось попробовать нарисовать свой узор используя элементы хохломской росписи? Краткий итог занятия экскурсии.
Предшествующая работа: помещали в уголок изодеятельности предметы быта, украшение хохломской росписью; в музыкальном зале дети постоянно пользуются стульями такими узорами; рассматривали альбом с открытками.
Подготовка к занятию : написать и выучить конспект, подобрать экспонаты для выставки в музее, игрушку, сочетать их в композициях, найти выточенные из дерева предметы (без лака и росписи). Подготовить детские работы подготовительной группы; расположить все в зале по частям экскурсии:
1. Цех токарей;
2. Цех художников;
3. Готовые изделия;
4. Детские работы.
Литература: «Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду» М. пр., 1986 г.
Статья Федорченко «Как знакомить дошкольников с изоисскуством»
Журнал «Дошкольное воспитание» №9 – 1987 г.
«Роспись по дереву» К. И. Махмутова М. пр., 1987 г.
«Краса ненаглядная» М. пр., - 1985 г.
«Хохлома» Н. Бедник М. пр., - 1980 г.
Материал: предметы посуды, мебели, все изделия с хохломской росписью. Несколько предметов с Городецкой росписью; кружки, детские работы, книги.
Ход занятия:
Дети входят в зал. Воспитатель предлагает поздороваться с гостями и говорит: «Сегодня у нас необычное занятие – наш зал превратился в музей. Вы знаете о русском искусстве хохломской росписи. Посмотрите, сколько всяких изделий сделали мастера (дает возможность осмотреться). Затем усаживает детей на стулья. Какие предметы вы видели раньше? Ответы детей. Верно, они яркие, с узорами».
Название «хохломской» промысел получил от села «Хохлома», где в далекие годы на ярмарках продавались изделия окрестных деревень. В Заволжье всегда крестьяне-ремесленники любили узоры «золото» да «траву». Почему золото да траву? Знали крестьяне, что у богатых людей есть золотая и серебряная посуда. Может быть, и они захотели иметь красоту. Да где же взять простому человеку золото? И тогда придумали очень интересный способ изготовления такой посуды из дерева. Вот что говорят люди: «Жил-был стародавние времена дед. Редко были у старика пшеничные пироги, сладкие пряники, соты медовые. Но гости стариков двор не обходили. На богатых дворах тишина, одни собаки лают, а у старика – веселая застолица. Все знали: есть у него красота ненаглядная – деревянная миска-уточка с двенадцатью черпаками. Покрыта миска позолотой, расписана лесной травкой и спелыми ягодами. Глаз отвести невозможно. Дивились гости: откуда у старика такая красота? Спрашивали, дорого ли она стоит. Хозяин отвечал: Золото из Хохломы : В воде не тонет и в огне не горит. Стенки золотые, а на оботке, в середине, листья рябиновые, да ягоды. А почему же, спрашивают, золото твое в воде не тонет, в огне не горит? Положил дед черпаки в миску и налил воды – черпаки вверх всплыли. Ведь они деревянные. А насчет огня – говорит дед – испытайте сами. Калят изделия в жарких печах. Как же им сгореть? Одно слово хохлома – огненная. Слава о великом мастере разнеслось по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтоб полюбоваться на его мастерство. многие рубили здесь избы и селились рядом. Наконец дошла слава мастера и до грозного государя. Повелел он отряду стрельцов найти и привести мастера. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал он горожан и раскрыл им секреты своего мастерства. Утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо художника. Сгорела изба, а самого мастера, как не искали нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые впитали в себя и жар пламени, и червь пепелища. Исчез мастер, но не исчезло его мастерство. Не простой была кисть мастера – кисть из солнечных лучей. Давайте и мы заглянем в тайны мастерства (предлагает встать и подойти к столу).
Посуду вытачивают из дерева резчики и на токарном станке, поверхность тогда получалась гладкой, вот как у этой вазочки, плошки (показывает указкой на предметы).
Простые миски, плошки, чашки, поставцы может выточить каждый токарь, а сложные формы: ковши, петухи, ковши-утки только мастер умелец. Эти изделия называются «бельем» (закрепить в речи). Затем изделия смазывают жидким раствором глины – вапом.
После вапления (или грунтовки) изделия просушивают в печи, шлифуют, чтобы поверхность была гладкой. Потом пропитывают олифой-маслом несколько раз, чтоб поверхность была липкой. К этой липкой пленке хорошо пристает измельченный порошок из алюминия. Когда изделие покрыто ровным слоем порошка, оно готово к росписи. Вот только теперь художник рисует узор – травку, завитки, листья, ягоды. Посмотрите, чем украшена эта миска? (дети перечисляют элементы). У художника есть тонкие кисточки «ляпушка» (из беличий хвостиков) и баночки с красками. Разрисованные изделия покрывают лаком, ставят в печь (температура 160-180 градусов). Лак густеет и бывшее серебристое изделие становится золотым. Такое волшебство получается в печи. Поэтому и говорил старый мастер, что хохлома в огне не горит (переводит детей к готовым изделиям, композициям). Вот ложка – загляденье. Из дерева – легкая, золотисто-огненная, покрытая желтыми лепестками, красным венчиком, черно-зубчатой листвой и ягодами алой рябины. Возьмешь ложки и видишь, что мастер вырезал ложку из липы. Хорошо иметь чудо-ложку, но еще лучше, если с ней поставить рядом расписную чудо-миску (переходит к следующему столу). Вот они на столе, на скатерти. Поглядеть любо дорого.
Как за Волгой яр хмель
Над кусточками вьется.
Перевился яр хмель на нашу сторону
Как на нашей сторонке житье пребогато:
Серебряные листья, цветы золотые.
Такую песню сложил русский народ (рассматривает и показывает другие предметы – стулья, крышки столов) хохломские художники любят рисовать на поверхности изделий земляничку, он бывает круглой и продолговатой, цвет ярко-красного до густо малинового. Вот и получается, что на одном кустике мы видим разного размера и цвета ягоды и листья. Рисуют они малину, крыжовник, черную и красную смородину. Называются они ягоды ласково. И каждый художник рисует их по-своему. Такой узор из листьев и ягод, травки, называют «растительным орнаментом». Травка пишется красным и черным цветом (предлагает найти эти элементы на предметах). Округлые предметы сами подсказывают художнику, куда изогнуть веточку. Где рассыпать ягоды. Мы говорим: роспись подчинена форме предмета. Посмотрите еще внимательней, полюбуйтесь на эти изделия. Скажите, а изделия, каких мастеров еще вы заметили на нашей выставке? Верно, это игрушки – Городецкие. А как вы узнали? Да, узор отличается по цвету, есть синий цвет, голубой, белые оживки. Молодцы, дети. Поэтому в народе говорят: «Не то дорого, что красного золота, а то, что мастера доброго», «Умелец, да рукоделец и себе и людям радость приносят», «Хорошая работа два века живет».
О каком народном промысле вы сегодня узнали? Почему он так называется? Как мастера делают изделия? Чем украшают? А какой цвет берет художник? Почему мы должны гордится работами хохломских мастеров? А как нужно обращаться с этими предметами? А сейчас посмотрите работы ваших товарищей. Они захотели составить свои узоры, расписали тарелку, подносы, выбрали правильно цвета (дети рассматривают). Ребята кому из вас захотелось тоже нарисовать и изобразить листья, ягоды, травку? Это очень хорошо. На будущих занятиях мы будем учиться этому.