Светлана Блоха
План-конспект внеклассного занятия «Автопортрет» для детей 10–14 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Знакомство с внутренним миром ребёнка и помощь в формировании стремления ребенка к самосовершенствованию.
Задачи:
1. Развитие умения анализировать и определять особенности и черты характера людей.
2. Формирование умений и навыков самоанализа, внимательного отношения к своему внутреннему миру.
3. Побуждение задуматься о собственных жизненных ценностях и создание положительного эмоционального фона.
Публикация «План-конспект внеклассного занятия „Автопортрет“ для детей 10–14 лет» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2020
Оборудование и материалы: Лист ватмана с надписью: «Сад души», листы бумаги формата А-4, карандаши, фломастеры, изображения деревьев кустов и цветов, мяч или небольшая игрушка, музыка для релаксации, видеоролик «Чем мы наполняем ЧАШУ нашей жизни?», мультфильм «Где живут добро и зло?».
Ход занятия
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости. Сегодня мы с вами проведём необычное занятие, во время которого мы постараемся поближе познакомиться с нашим внутренним миром.
Чтобы наше общение было интересным, увлекательным, запоминающимся и полезным, я предлагаю вам соблюдать несколько правил.
Первое правило - если вы хотите что-то сказать — поднимите руку.
И второе правило - слушаем внимательно, не перебивая.
2. Основная часть
Мы с вами живём в большом, удивительном и очень интересном мире. Нас окружает природа, различные предметы и, конечно же, люди. Каждый день мы узнаём что-то новое и чему-то учимся. В этом мире есть то, что нас радует, и есть то, что нас огорчает. Всё то, что нас окружает— это внешний мир. Но есть ещё и другой мир, тот, который существует внутри нас. Его-то и называют внутренним миром.
Внешний мир у нас общий. А внутренний?
Конечно. У каждого человека он свой, неповторимый! Этот мир не видим нашим глазам. На что же он похож? Как вы его себе представляете? Чем он наполнен?
(Наши мысли, эмоции, чувства, мечты)
Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие в наш внутренний мир.
И так в добрый путь и приятного путешествия!
И начнем мы наше путешествие со знакомства.
Упражнение «Имя» (с элементом тренинга)
Станьте, пожалуйста, в круг. Сейчас мы будем передавать друг другу мяч. Тот, у кого в руках он окажется называет своё имя и слово, которое начинается на первую букву его имени и характеризует этого человека. Например, Ольга – остроумная, общительная, отзывчивая.
Ну, вот мы и познакомились.
А сейчас каждому из вас я предлагаю устроиться по удобнее и заглянуть в свой внутренний мир.
Упражнение «Наш внутренний сад» (релаксация)
(фоном звучит тихая спокойная музыка для релаксации)
Наш внутренний мир можно представить себе как прекрасный сад. Сядьте по удобнее, расслабьтесь, закройте глаза и представьте ваш внутренний мир в виде прекрасного сада. Прислушайтесь к себе. (Пауза)
-- Какой он — сад вашего внутреннего мира? Большой или маленький?
-- Какие запахи вы ощущаете в вашем саду? Какие слышите звуки?
-- Ваш сад окружает забор или каждый может войти в него?
-- Бывают ли в вашем саду люди? Погуляйте по своему саду. (Пауза)
-- Какие эмоции вы испытываете, гуляя по саду? Что чувствуете?
--А теперь мысленно попрощайтесь со своим садом. Вы сможете вернуться, когда захотите. Постепенно возвращайтесь в нашу комнату. Открывайте глаза.
-- Кто-нибудь хочет рассказать о саде своего внутреннего мира? (по степени готовности)
-- Каким вы представили свой внутренний сад? Что вы испытали. Находясь в нём? Что вы чувствуете сейчас?
А сейчас я предлагаю вам посмотреть небольшой видеоролик.
(Просмотр видеоролика «Чем мы наполняем ЧАШУ нашей жизни?»)
Так же как мы наполняем свою жизнь, мы наполняем и свой внутренний мир различными вещами.
Чтобы наш внутренний сад был действительно прекрасным. Нужно приложить усилия и как следует потрудиться. Как вы думаете, семена чего мы сажаем в своём внутреннем саду? Да, это семена наших мыслей, наших желаний, наших чувств, семена будущих поступков. Семена добрых мыслей, знаний, чувств, желаний туда нужно сажать специально. Они не вырастут сами по себе. Если ничего не посадишь в своём саду, какой урожай соберёшь? Да, только сорняков. А что с ним делать? Какая от них польза? И сколько труда потом нужно приложить, чтобы уничтожить потом эти сорняки! А вот богатый урожай нашего внутреннего сада — это основа счастья человека. Про такого человека говорят «у него богатый внутренний мир». И от нас самих зависит, каким будет наш внутренний сад.
(Использование методики сказкотерапии)
Я хочу рассказать вам сказку об одном Человеке, у которого был очень красивый сад души. И росли в нё м прекрасные деревья и цветы: дерево Добра, дерево Радости, дерево Любви, Внимания, Заботы, Дружбы, Спокойствия, дерево Знаний… Цветы Увлечений, Нежности, Ласки, Веселья … Он всегда очень старательно ухаживал за своим садом. Но вот однажды Человек подумал:
-- Я так много тружусь в этом саду, я так устал. Пусть теперь этот сад растёт сам!
Перестал он заботиться о саде своей души. И стали появляться в саду сорняки Злобы, Зависти, Страха, Обиды, Агрессии, Лени, Уныния, Грубости, Сквернословия, Печали, Сплетен … Долго не заглядывал Человек в свой сад. А когда заглянул, то зарыдал от горя! Весь сад заполонили сорняки. Их было так много, что они заглушили прекрасные цветы и деревья, которые вырастил Человек.
Горько рыдал Человек о своём утраченном саде. Но… Слезами горю не поможешь.
-- Ребята, как вы думаете, что нужно сделать, чтобы сад стал прежним?
-- Давайте мы с вами поможем Человеку выполоть сорняки.
(Дети подходят по одному к «Саду души» и «выпалывают сорняки»)
Ну вот, теперь мы убрали все злые сорняки из «сада души», и в нём остались только добрые растения.
Интересно, а где живут добро и зло?
Давайте посмотрим с вами мультфильм, который так и называется «Где живут добро и зло»
(Просмотр мультфильма «Где живут добро и зло?»)
-- Ребята, как вы думаете, что это за дом?
Правильно, это наша душа. И мы должны очень внимательно следить за тем, чтобы зло в неё не проникало. А если такое всё же случится, постараться по быстрее выполоть эти злые сорняки. Чтобы ваша душа была доброй и светлой.
Я предлагаю вам на минуточку ещё раз заглянуть в сад своей души, а потом нарисовать его.
Усаживайтесь по удобнее, закрывайте глазки и внимательно-внимательно вслушайтесь в себя.
Упражнение «Наш внутренний сад» (релаксация)
(фоном звучит тихая спокойная музыка для релаксации)
- Поздоровайтесь со своим внутренним садом. (Пауза)
- Присмотритесь внимательно, что в нём изменилось? Что осталось прежним?
- Послушайте звуки вашего сада. Почувствуйте его аромат. (Пауза)
- А теперь мысленно попрощайтесь со своим садом до следующей встречи. Постепенно возвращайтесь в нашу комнату. Открывайте глаза.
Возьмите листочки и карандаши и нарисуйте свой внутренний сад.
Итог занятия
- Что такое внутренний мир человека? Чем он наполнен?
- А «сад нашей души», какой он? Какие «сорняки» могут заглушить всё доброе в этом «саду»?
- А где живут добро и зло?
- Что вам больше всего понравилось в нашем занятии? Что вызвало затруднение?
- Что нового вы сегодня узнали для себя?
- Какой вывод вы сделали из сегодняшнего занятия?