Елена Веренева
План-конспект урока по теме «Как путешествует письмо?»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели деятельности учителя: познакомить с работой почты и разнообразием почтовых отправлений (письмо, открытка, бандероль, посылка); показать разновидности почтовой марки; раскрыть значение почтовой связи; показать путь письма от отправителя к адресату.
Тип урока: решение частных задач.
Методы и формы обучения: частично-поисковый; фронтальная и индивидуальная.
[Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться):
Публикация «План-конспект урока по теме „Как путешествует письмо?“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое устное высказывание о работе почты; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа.
Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания.
Сценарий урока
I.Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний
Чтение учителем отрывка из стихотворения С. Я. Маршака «Почта»
Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной фуражке?
Это он,
Это он,
Ленинградский почтальон.
У него сегодня много
Писем в сумке на боку,-
Из Ташкента, Таганрога,
Из Тамбова и Баку.
В семь часов он начал дело,
В десять сумка похудела,
А к двенадцати часам
Всё разнёс по адресам.
III. Постановка учебной задачи
- Учитель. Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке.
-Учитель. Познакомимся с работой почты и разнообразием почтовых отправлений (письмо, открытка, бандероль, посылка); увидим разновидности почтовой марки; раскроем значение почтовой связи; узнаем путь письма от отправителя к адресату.
IV. Усвоение новых знаний и способов действий
Беседа.
- Сегодня, когда я шла на урок, увидела нашего Муравьишку. Он сидел и плакал. Оказывается в далёкой- далёкой стране у него живёт друг. Муравьишка очень хочет рассказать своей подружке о том, чему он научился в первом классе. Но как это сделать, он не знает. Давайте поможем ему. Что вы можете предложить (Рассуждения детей)
- Верно, ребята, Муравьишка должен написать письмо. Он уже умеет хорошо писать. А вот и Мудрая Черепаха, она принесла ему лист бумаги, но сам по себе листок не умеет путешествовать. Его надо превратить. Догадайся, во что?
Сбоку марка и картинка.
В круглых штампах
Грудь и спинка.
Маленькое очень,
Быстрое, как птица,
Если ты захочешь –
За море умчится.
- Ученики. Письмо.
- Учитель. Если Муравьишка напишет письмо, сможет ли он отправить его другу? Почему? А что ещё ему нужно?
- Ученики. Конверт
-Учитель. Верно, только в конверте письмо и сможет отправиться в путешествие. Пока Муравьишка пишет письмо своему другу, мы с вами узнаем, как оно должно дойти в далёкую страну, другими словами как путешествует письмо.
Знакомство с маркой.
- Мудрая Черепаха принесла Муравьишке 4 конверта на разные случаи жизни.
Взгляните на них. Какой конверт должен выбрать наш друг и почему?
- Ответы детей
-Учитель. Правильно, конверт обыкновенный., а что обязательно должно быть на конверте?
Марка – это проездной билет письма. Марки бывают самые разные: большие и маленькие, цветные и простые. Коллекционирование марок называется филателией. Многие взрослые даже коллекционируют марки. Таких людей называют филателистами.
Марки собирают по темам, например: спорт, птицы, транспорт.
Знакомство с работой почты
- Учитель. Когда мы хотим отправить письмо, мы в первую очередь должны положить его в конверт с маркой и куда должны его опустить? В этом нам поможет загадка…
На стене на видном месте
Собирает вести вместе,
А потом его жильцы
Полетят во все концы.
-Ученики. Почтовый ящик.
- Учитель. Правильно! Муравьишка должен опустить свое письмо в почтовый ящик.
- Из почтового ящика письма отвозят на почту. Там их сортируют, то есть собирают в большие тюки или мешки те письма, которые нужно доставить в определенное место страны. Ускорить эту работу помогают машины-сортировщики. Они считывают не весь адрес, а только почтовый индекс, который находится в левом нижнем углу конверта. В индексе 6 цифр. Первые три цифры обозначают область, город. Три другие – почтовое отделение. Например: 309277. 309 – Белгородская область, Белгород, 277 – номер нашего почтового отделения. Укажите индекс на конверте.
Письма – это маленькие путешественники. Из города в город они едут на поезде, плывут на пароходе или даже летят на самолете. Но ведь, как и всякому путешественнику, письмам нужны проездные билеты. Поэтому каждый, кто посылает письмо, должен купить ему почтовую марку. Почтовые марки придуманы в Англии около 150 лет тому назад. Прибыв в нужный город, письмо попадает на почту и почтальоны – работники почты разносят их адресатам. Человек, посылающий письмо, - отправитель, а человек, получающий письмо – адресат
Историческая справка о почтовых голубях. - Учитель. Как вы думаете, ребята, каким образом много лет назад люди Могли передавать сообщения друг другу, когда не было почты, не было поездов и самолётов, радио и телеграфа.
- Почтальоном был голубь. Его так и называли - почтовый голубь. Почтовые голуби могли точно находить дорогу и возвращаться даже из очень отдаленных мест, находящихся на расстоянии 500 и более километров. Много лет людям служил почтовый голубь. Сейчас, когда почту доставляют самолётами и другими видами транспорта, даже есть электронная почта через Интернет, голубиная почта утратила свое значение. В мирное время почтовые голуби приобрели статус спортивных, но в любое время их можно использовать, как почтовых. К примеру, в Англии почтовых голубей используют для доставки в лаборатории крови больных для анализа, с Олимпийских игр в Токио и Мюнхене было доставлено почтовыми голубями в редакции газет сотни фотоплёнок.
Физкультурная минутка.
- Учитель. Встаньте, пожалуйста, выйдите из-за парт. Проведем физ. минутку. Следите, пожалуйста, за моими руками. (Читаю стихотворение и поэтапно поднимаю руки вверх, машу руками, затем опускаю вниз).
Несётся по суше,
Несётся по морю,
Летит самолётом
В воздушном просторе.
И вот, наконец
Прибывает оно
Из дальнего края
Вестями полно.
V. Продолжение объяснения нового материала.
- Учитель. Однако во время войны голубей использовали для доставки донесений. В Японии даже вывели новую породу голубей, способных летать ночью: враг не увидит и не подстрелит воздушного почтальона, а дневные хищные птицы его не схватят.
Но существует и еще один древний способ отправлять письма – класть их в плотно закрытую бутылку и бросать в воду. Такое письмо может плавать по морям-океанам не один год, пока, наконец, не пристанет к какому-нибудь берегу. Там бутылку откроют и прочитают ваше письмо.
Кажется, что отправлять письма водной почтой – просто забава. Это не так. Ученые используют бутылки и специальные пластмассовые карточки для того, чтобы определить направление морских и океанических течений. Вода в океанах движется по своим, еще неизвестным человеку законам. Вместе с водой странствуют мелкие животные и растения, которые не могут противостоять течению.
Люди еще очень мало знают о жизни природы. Чтобы приоткрыть ее тайны, не всегда нужны сложные и дорогие приборы. Порой бутылочная почта может поведать о многих сокровенных загадках окружающего нас мира.
Еще одним средством для передачи писем были бутылки. Письмо помещали внутрь бутылки, закрывали её и кидали в море. И под воздействием морского течения и волн письмо доплывало до другого берега. Называли этот способ «почта Нептуна». Издавна «почтой Нептуна» пользовались люди, потерпевшие кораблекрушение, чтобы послать сигнал помощи. Бутылки с записками должны были быть выброшены на берег, послание найдено и прочитано людьми.
-В настоящее время письма доставляют при помощи транспортных средств. Ребята, какие транспортные средства вы знаете?
- Учитель. Самыми крупными из них являются корабли, поезда, самолеты для перевозки писем на очень далекие расстояния.
VI. Закрепление и отработка полученных знаний- Ребята, Муравьишка уже написал письмо. Ждёт нашей помощи.
Давайте расскажем и покажем ему, как же будет путешествовать его письмо. Что должен сделать Муравьишка в первую очередь, чтобы его письмо отправилось в путешествие?
-Давайте вспомним и расскажем нашему другу, что же дальше будет с его письмом. А помогут нам в этом картинки. Надо расположить их в нужном порядке и доказать свой выбор.
(задание на экране)
- Мы рассказали, а теперь давайте покажем.
- Учитель. Кроме писем, по почте отправляют открытки, телеграммы, посылки, бандероли.
Телеграмма – сообщение, переданное по телеграфу, а также бланк с таким сообщением
Открытка – специальная почтовая карточка для открытого письма.
Бандероль – почтовое отправление в бумажной обёртке.
Посылка – вещь, посланная в специальной упаковке.
- Ребята, а в чем почтальоны переносят письма?
Кто она — полным полна,
С почтальоном путь-дорогу
Делит вместе:
Носит вести
И худеет понемногу?
-А куда же почтальоны кладут письма?
Мы синего цвета,
Висим на стене.
И много приветов
Храним мы в себе
VII. Рефлексивно-оценочный
- Учитель. Молодцы, ребята. Вы сегодня помогли своему другу.
Муравьишка очень рад, что у него есть такие друзья. Он многое узнал сегодня. А что вы интересного узнали сегодня на уроке?
– Что особенно запомнилось и понравилось? (высказывания детей)
– Спасибо за урок!