Валентина Присенко
План-конспект урока изобразительного искусства «Портрет зимнего дерева»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Портрет зимнего дерева.
Цель: Познакомить детей с видом изобразительного искусства – графика, как с одним из видов изображения, средствами художественной выразительности.
Задачи:
1. Познакомить детей с новым видом изобразительного искусства – гра-фика и научить рисовать зимнее дерево, используя штрих, как одно из средств художественной выразительности.
2. Развивать координацию кистей рук, глазомер, чувство ритма, навык работы в нетрадиционной технике рисования шариковой ручкой.
Публикация «План-конспект урока изобразительного искусства „Портрет зимнего дерева“» размещена в разделах
- Деревья зимой. Зимние деревья
- Деревья и кустарники
- Деревья. ИЗО, поделки, рисование
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- ИЗО в школе
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Портрет. Портретная живопись, рисование
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
3. Воспитывать любовь и интерес к изобразительному искусству, аккурат-ность в работе, любовь к труду.
Оборудование:
Для учителя: таблицы с разными направлениями штриховых линий; поэтапное изображение дерева (4 этапа); графические изображения в технике – графика (3 этапа).
Для учащихся: карандаш, ластик, шариковая ручка, альбомный лист.
План.
1. Орг. момент.. 1мин.
2. АОЗ.. 1мин.
3. Целепологание. 2-3 мин.
4. Объяснение новой темы:. 8 мин.
а) вступительная беседа;
б) беседа о деревьях;
в) беседа о технике – графика.
5. Самостоятельная работа по выполнению эскиза дерева :. 10мин.
6. Выполнение рисунка штрихом:. 15мин.
а) Сообщение дополнительных знаний о художественной вырази-тельности штриха;
б) упражнения по выполнению различных видов штриховых линий;
в) нанесение секторов на изображенном стволе дерева;
г) самостоятельная работа по выполнению рисунка штрихом.
7. Итог работы.. 1-2мин.
8. Анализ работы (коллективный). 3-5 мин
Этапы Содержание Примеча-ние
1. Орг. мо-мент.
2. АОЗ.
3. Сообщение темы.
4. Объяснение новой темы:
а) вступи-тельная бесе-да
б) Беседа о деревьях.
в) беседа о технике –графика.
5. Само-стоя-тельная работа по вы-полне-нию эс-киза де-рева
Физминутка.
6. Выполне-ние рисунка штрихом:
а)
сообщение дополнитель-ных знаний о художествен-ной вырази-тельности штриха.
в) нанесение секторов на изображен-ном стволе дерева.
г) самостоя-тельная рабо-та по выпол-нению рисун-ка штрихом.
7. Итог.
8. Анализ ра-бот.
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Валентина Александровна, сегодня я у вас проведу урок изобразительного искусства. Сегодня на уроке вам понадобится : белый лист бумаги, простой карандаш, ластик.
Дети послушайте загадку:
Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает.
Правильно, ребята, это лес. В лесу много деревьев. Скажите, пожалуйста а какую пользу нам приносит лес? Деревья в лесу выделяют нам кислород,которым мы дышим. Недаром лес называют «лёгкими планеты». Скажите, а как можно определить, что это деревья? Что у них присут-ствует?
(У всех деревьев есть ствол, ветви, листья, они высо-кие.)
Ребята, а какие виды пород деревьев вы знаете? А сейчас, ребята, ответьте на вопрос: все ли деревья одинаковые в разные времена года? И чем они отличаются?
Ребята, а как можно определить возраст дерева? По каким признакам? (по коре дерева, по росту, по тол-щине ствола, по толщине веток.)
Правильно, ребята, итак, тема нашего урока : «Портрет зимнего дерева». А что такое портрет? Кто из вас знает? В портрете обычно изображают людей, точно передавая внешность: цвет волос, глаз, форма носа и так далее. А мы с вами будем рисовать портрет зимнего дерева. Так скажите мне, что же мы должны показать в рисунке? (толщину, возраст, форму и т. д.)
Ребята, прежде чем мы начнем рисовать зимнее дере-во, давайте вспомним, как оно выглядит.
- Чем отличается зимнее дерево от деревьев в другое время года?
Правильно, ребята. (начинаю рассказывать)
Дереву поклонялись на Руси. К священным деревьям приходили, чтобы избавится от болезней, приносили дары. Вблизи священных деревьях у славян традиционно совершались различные обряды. Дубы, вязы и другие крупные деревья у славян относились к заповедным; их запрещалось рубить, наносить дереву какой – либо вред, считалось, что нарушение этих правил приводило человека к смерти, к гибели скота и неурожаю. Такие деревья, например осина, согласно поверьям, оберегали людей от всяческих бед.
В народе дуб называли мировым деревом. Дерево кормило человека, согревало и одевало. Ребята, скажите, а какое строение имеет дерево? Дерево можно сравнить с человеком: корни – это ноги, ствол – туловище, ветви – это руки. У каждого дерева, как у человека, свой облик и свой характер. Дуб могуч и кряжист, мощный, непокорный, величавый, мудрый. Вот как звучит стихотворение С. Русакова «Дуб» :
Дуб стоит на кургане,
Споря с яростью туч,
И, как русский крестьянин,
Он силен и могуч.
Осина сиротлива и тревожна, ветки тонкие, длинные, наклоненные к земле. Ребята, послушайте как об осинке говорит И. Толмакова в стихотворении «Деревья» :
Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мерзнет в жару.
Дайте осинке
Пальто и ботинки –
Надо погреться
Бедной осинке.
Клен праздничен, береза застенчива и нежна.
Ребята, скажите, а чем еще эти деревья отличаются друг от друга? (листьями)
Ребята, а какое дерево считается символом России? Правильно, символом России считается береза. Ее изображение мы встречаем у многих русских худож-ников, ей посвящены стихи и музыкальные произведения, сложено много народных песен. Если обратиться к произведениям художников, то многие из них любили изображать природу, просторы нашей России.
А сейчас, ребята, послушайте стихотворение написанное поэтом С. Есениным.
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горит снежинки
В золотом огне.
Ребята, а какую пользу приносят деревья человеку?
Правильно – столы, стулья, тетради, карандаши – это и многое другое изготавливается из дерева. Не было бы жизни на земле, без этих зеленых друзей, которые вырабатывают кислород, необходимого для дыхания, поэтому, ребята, нам необходимо охранять деревья и природу в целом.
Правильно, пейзаж.
Ребята, рисунки деревьев мы будем выполнять в технике – графика. А кто-нибудь знает, что такое графика?
Искусство графика – это один из видов изобрази-тельного искусства, основой которого является рису-нок. Слово «графика» происходит от греческого «графо» -«пишу, рисую». С произведением графики мы встречаемся повсюду. Они в газетах, книгах, рекламах, в музеях, на выставках. Графика – искусство сложное, Ведь художник на плоскости бумаги должен передать объем и форму предмета одним цветом или тональностью; многообразие характеров и настроений –линиями, штрихами, черно – белым пятном.
Графические рисунки можно выполнять разными ма-териалами, А как вы думаете какими?
Правильно это - карандаш, черная краска, фло-мастер, уголь, шариковая ручка.
Ребята, главное чтобы светлое изображение было на темном, а темное на светлом.
Мы сегодня будем работать с самым доступным материалом – это шариковая ручка. Основу рисунка мы выполним карандашом, а штрихи покажем шариковой ручкой.
Так как всем придется выполнять мелкие штрихи, да-вайте проведем разминку для пальцев рук.
Мы капусту рубим, рубим,
Мы капусту мнём, мнём,
Мы капусту всю посолим,
Мы капусту приберём.
Сейчас мы с вами вместе приступим к рисованию де-рева, обращая внимание на таблицы.
1. Как расположим альбомный лист? Почему? Найдите середину, отступите небольшое расстояние сверху и снизу.
2. Проводим линию, утолщаем.
3. Делаем засечки, т. е. намечаем ветки.
4. Прорисовываем контур, делаем соединения ве-ток со стволом, более плавными линиями. Берем ластик, убираем линии, где соединяются ветви со стволом, но так как у нас зимнее дерево, не забудьте снег.
А теперь доработайте свои рисунки.
Ребята, так как вы знаете, что деревья могут быть разные, то и выглядеть они могут по-разному. Давайте рассмотрим несколько рисунков. (рассматриваем рисунки, я говорю, что у дуба ствол широкий, пышная крона, у сосны ствол не очень широкий, дерево достаточно высокое, веток на дереве не очень много и т. д.)
Я даю вам немного времени на завершение эскиза де-рева.
Карлсон всех зовёт на крышу.
Поднимайтесь все неслышно.
Руки в сторону поднять,
На носки всем срочно встать,
Выше, выше… Опуститесь,
Поклонитесь,улыбнитесь,
А теперь, прошу, садитесь.
Выполнять графический рисунок деревьев мы будем выполнять с помощью штриха.
Штрихи мы будем наносить разной длины и толщины в различных направлениях, штрих по-может выявить форму предметов, и его особенности (поверхность).
Давайте выполним несколько упражнений штрихом:
упражнения по выполнению различных видов штри-ховых линий.
А теперь вернемся к нашему рисунку. Деревья покрыты корой, какая кора у деревьев? (рыхлая, шероховатая)
Ребята, теперь разделим ствол дерева на участки то есть сектора, чтобы показать какая кора у дерева.
Теперь приступим к самостоятельной работе. В своем рисунке попытайтесь показать всю красоту и необычайность зимнего дерева. Постарайтесь сделать так, чтобы каждый сектор дерева был не похож на предыдущий. Закрасьте сектора разными штрихами. В своей работе вы можете добавить чего-то своего, чтобы изображение вашего дерева было единственным и неповторимым.
Прежде чем проанализировать ваши работы, от-ветьте на следующие вопросы:
1. С каким новым видом изобразительного искусства вы познакомились?
2. Что мы рисовали?
3. что запомнили?
4. Какие породы деревьев вы сегодня рисовали?
5. С помощью чего мы раскрашивали деревья?
6. Какие виды штрихов вы знаете?
Молодцы, ребята, вы очень хорошо нарисовали. У всех работы аккуратные, выразительные и красивые. Урок окончен, до свидания!