Регина Ниязова
«Дружат музыка и дети». План-конспект тематического занятия по развитию ладового чувства в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
ПЛАН – КОНСПЕКТ ТЕМАТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИ ПО РАЗВИТИЮ ЛАДОВОГО
ЧУВСТВА «ДРУЖАТ МУЗЫКА И ДЕТИ»
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА
План тематического занятия
Организационный момент.
1. Слушание «Пастушок» С. Майкапар.
Темочки:
- Дружба. Учимся дружить
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Подготовительная группа
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2025
2. Распевание «Пастушок» : музыка А. Филиппенко; слова Е. Макшанцевой».
4. Инсценирование песни «Как на тоненький ледок» : русская народная песня; обработка т. Попатенко.
5. Пение (разучивание 3-го куплета) «Ябеда - корябеда».
6. Игра - угадай-ка «Тень - тень» : музыка В. Калинникова; слова народные.
7. Музыкальная игра «Тень - тень».
8. Заключение.
Демонстрационный материал
Наглядность (картина «Пастушок»);
• 3 дорожки из ткани одного цвета;
• 3 куба;
• 2 п/п платка;
• лошадка;
• шапка - ушанка;
• маски - настроения «Весело - грустно»;
• шапочки зверей: 2 ежиков, лисички, зайчика, медведя, 2 блошек, козы.
Задачи
1. Слушание «Пастушок» С. Майкапар
• Учить детей различать смену настроений внутри пьесы.
• Обратить внимание на выразительную роль регистра в музыке.
2. Распевание «Пастушок» муз. А. Филиппенко, ел. Е. Макшанцевой
• Упражнять детей в чистом интонировании чистой кварты вверх и малой
• терции вниз.
• Развивать ладотональный слух.
• Учить находить самостоятельно нижний звук.
3. Инсценирование песни «Как на тоненький ледок» р. н. п. / обр. Т. Попатенко
• Воспитывать интерес к музыке на песню шуточного характера, выразительно передавать его.
4. Пение «Ябеда - корябеда»
• Упражнять детей в четкой дикции, формировать хорошую артикуляцию, правильное голосообразование.
• Учить петь легким звуком, чисто интонируя мелодию. • Учить
• определять правильность звучания мелодии.
5. Игра – угадай-ка «Тень - тень» муз. Калинникова В. / сл. нар.
• Учить самостоятельно, находить нужную певческую интонацию, обязательно заканчивая ее на устойчивых звуках.
• Развивать творческое мышление и воображение.
Методы и приемы
1. Наглядно - зрительный
• прием: маска - настроение «Весело - грустно»
2. Наглядно - слуховой
• прием: «сравнение» контрастны настроений внутри произведения
3. Словесный
• эприем: беседа
• прием: характеристика музыки
4. Практический
• прием: сопровождение - восприятие
• прием: передача характера музыки в движении.
Ход занятия
«Дружат музыка и дети»
Дети заходят в музыкальный зал, педагог встречает
Педагог: Здравствуйте, ребята.
Дети : Здравствуйте.
Педагог: Мы знакомы свами уже несколько лет. И хочу вам сказать:
Человек - веселый я,
Все вокруг мои друзья.
И вы мои друзья. Сегодня я приглашаю вас познакомиться со своими друзьями.
Многих вы уже знаете. Посмотрите, (показывает на 3 дорожки, ведущие в разные
направления зала) перед нами расстилаются 3 дорожки, как в сказке. По дорожке
пойдешь - друзей найдешь.
По первой пойдешь – друга «музыку» найдешь.
Да, музыка мой друг. Вы хотите подружиться с музыкой?
Дети : Да.
Педагог: А с чего начинается дружба, ребята?
Дети : С улыбки.
Педагог: Что ж, вперед, на встречу к другу «музыке».
Дети за педагогом (друг за другом) шагом обходят зал под лейтмотив песни
«Дружат музыка и дети :
Если дружат музыка и дети, Ничего
прекрасней нет на свете.
Музыка и дети, музыка и дети, Ничего
прекрасней нет на свете!
Присаживаются на стульчики. Рядом стоит куб, на нем лежат:
маски - настроения и картинка «Пастушок».
Педагог: Сегодня мы будем слушать с вами музыку, которая называется
«Пастушок», а написал ее С. Майкапар. Ребята, а кто такой пастушок?
Дети : Это мальчик, который пасет коров, овец. Он присматривает за животными,
когда их выгоняют на луг пощипать свежей травки.
Педагог: (показывает картинку) (слайд 1)Правильно. Посмотрите, чтобы не скучать,
пастушок берет с собой свирель - дудочку, которую смастерил из дерева, и
насвистывает на ней какой - нибудь напев. Послушайте и скажите, какой по
настроению мотив наигрывает пастушок.
Слушание «Пастушок»
Дети : Веселый, шутливый.
Педагог: Да, песенка пастушья веселая, шутливая, беззаботная, игривая. Свирель
звучит высоко и нежно. Послушайте еще раз. Меняется ли настроение музыки?
Каким оно становится? А помогут нам наши маски настроения «весело - грустно».
Воспитатель помогает раздать маски.
Повторное слушание «Пастушок»
Дети слушают и показывают масками смену настроения музыки.
Педагог: Менялось ли настроение музыки?
Дети : Да.
Педагог: Каким оно было сначала?
Дети : Веселым. Потом становилось грустным, тревожным. И закончилось все
веселым, игривым настроением.
Педагог проигрывает фрагменты.
Педагог: В музыке три части. Во второй части мелодия стала звучать низко и
сумрачно. А как вы думаете, что могло произойти с пастушком?
Дети : Может быть, солнце зашло за тучу и пастушку стало страшновато одному
стеречь стадо или почудилось что - то страшное.
Педагог: Музыка стала таинственной, тревожной, пугливой. Но вот все страхи
миновали, и пастушку снова стало весело.
Собирают маски.
Педагог: Ребята, давайте поможем пастушку подпевать.
Распевание. Упражнение «Пастушок»
Педагог: Молодцы! Теперь мы можем отправляться дальше.
Подходят ко второй дорожке.
Педагог: По второй дорожке пойдешь - друга «песню» найдешь. Ребята, вот еще
мои друзья - это песни. В любом настроении я люблю петь. А вы любите петь?
Посмотрим, что же нас ждет, если мы пойдем по этой дорожке.
Дети за педагогом (друг за другом) под лейтмотив песни «Дружат музыка и дети»
шагом обходят зал:
Если дружат песенка и дети, Ничего
прекрасней нет на свете. Песенка и дети,
песенка и дети, Ничего прекрасней нет на
свете!
Подходят к кубу, на котором лежат 2 платка, лошадка и шапка. (слайд 2)
Педагог: Как вы думаете, какую песню, мы будем сейчас петь?
Дети : Как на тоненький ледок.
Педагог: А сочинил ее народ. Значит она.
Дети : Народная.
Педагог: Сейчас мы расскажем и покажем, что же может случиться, если на
тоненький ледок, выпадет беленький снежок.
Педагог и воспитатель помогают солистам надеть атрибуты, остальные
присаживаются.
Инсценирование песни
«Как на тоненький ледок»(слайд 3)
Снимают атрибуты.
Педагог: Вот такая забавная история. Мы подружились с вами с песней другом.
Скажите, когда дружись, как нужно вести себя с другом и чего нельзя делать?
Дети : Нельзя обижать друг друга, обзываться.
Педагог: А какого ребенка мы называем «ябеда - корябеда»?
Дети : Это тот, кто ябедничает, постоянно всем недоволен.
Педагог: Среди вас есть ябеды?
Дети : Нет!
Педагог: А вот в нашей песне «Ябеда - корябеда» есть такой мальчик. Как же его
зовут?
Дети : Миша.
Педагог: Сейчас я напою вам эту песню, а вы послушайте и скажите, правильно
я спела ее или нет.
Педагог поет первый куплет песни, изменив мотив.
Дети : Нет, мелодия песни звучит не верно.
Педагог: Не верно. А сейчас?
Дети : И сейчас тоже.
Педагог: Давайте споем правильно, а роль Миши нас сыграет. Федя.
Пение. Песня «Ябеда - корябеда»(слайд5)
Исполняют три куплета.
Педагог: Сейчас мы разучим последний 4-ый куплет. Послушайте.
Педагог исполняет 4-ый куплет.
Разучивание 4-го куплета песни
Педагог: Ну что ж, с музыкой и песней мы подружились. Посмотрим, куда
же приведет нас последняя дорожка.
По третьей дорожке пойдешь - в игру попадешь.
Дети проходят по третьей дорожке, педагог поет:
Если вдруг в игру попали дети,
Интересней станет жить на свете.
Игры и дети, игры и дети, Ничего
прекрасней нет на свете.
Присаживаются на коврик. Рядом стоит куб с шапочками зверей.
Педагог: Ребята, как здорово, что сегодня у нас появились новые друзья.
Музыка подружила нас. А давайте напишем музыку вашего настроения. А я вам
помогу. Подходите, выбирайте нотки - настроения.
Педагог предлагает нотки - настроения,
дети выбирают и размещают их на мольберте. Педагог помогает детям
выкладывать мелодию «расставания».
Педагог: Смотрите, какое веселое настроение у нашей музыки. Сейчас я ее
сыграю. Это же музыка нашего расставания. Споем вместе.
Педагог и дети поют :
Наша песенка проста, До
свиданья. мы - друзья!
Педагог: До новых встреч!