Светлана Самойлова
План-конспект совместной продуктивной деятельности в средней группе «Вторая закличка весны. Жаворонки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: продолжение знакомства с народным обычаем встречи весны, с традиционным выпеканием жаворонков.
Задачи:1. познакомить детей со вторым этапом встречи весны;
2. Показать детям один из способов выпекания жаворонков;
3. расширять и уточнять знания детей о перелётных птицах;
4. предоставить детям возможность творчески использовать имеющиеся навыки работы с тестом, различные приёмы лепки;
5. Тренировать мелкую моторику рук;
6. Развивать интерес к родной культуре.
Публикация «План-конспект совместной продуктивной деятельности в средней группе „Вторая закличка весны, Жаворонки“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Закличка. Народные заклички
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Сороки, Жаворонки. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
Предварительная работа: с октября дети знакомились с бытом русской избы, лепили и "пекли" пироги с капустой, угощение для колядок, блины, уточек из солёного теста, - то есть имеются навыки работы с тестом;
изучали зимующих и перелётных птиц (наблюдения, подкармливание, рисование, на масленицу проводили первую закличку весны, разучивали новые весенние попевки и заклички.
Оборудование: масштабный "действующий" макет русской печки, кукла-домовёнок Нафаня, готовые горячие булочки, спрятанные в печке, продукты (тесто, изюм, мука, фартуки, разделочные доски или подносы, электронная презентация "Перелётные птицы", цифровые записи голосов соловья и жаворонка.
Ход деятельности:
Включается запись голоса соловья. Дети прислушиваются. Говорю тихо, не заглушая пение птиц:
-Кто это поёт? Да, это соловушка трели выводит, нежной песенкой заливается. А это кто? Жаворонок. Звонко поёт.
Какое стихотворение о жаворонке мы знаем?
"Между небом и землёй жаворонок вьётся, Между небом и землёй песня раздаётся".
Вывести на экран компьютера слайды презентации "Перелётные птицы", рассмотреть фото, вспомнить поговорки о птицах, о весне.
"Увидал скворца - знай, вода у крыльца", "Прилетел кулик из-за моря - привёл весну из неволья".
-Как вы думаете, эти птицы уже вернулись к нам из тёплых стран? Почему? Да, ещё очень холодно и голодно, негде спрятаться, потому что нет ещё листвы на деревьях и высокой травы на лугах. А вот мы с вами можем немного им помочь. Как? Да, подкормить птиц, но не только это.
-Помните, мы с вами весну звали? Когда это было? На масленицу. Мы пекли круглые, как солнышко, блины и пели весенние запевки. А сегодня у нас опять необычный день - праздник Сороки, вторая закличка весны. В народе говорили: "На Сороки - прилёт жаворонков. Сколько проталинок, столько и жаворонков".
-На вторую пекут маленькие булочки с глазками и называются они -"жаворонки". Вот и мы с вами можем напечь таких жаворонков и позвать весну во второй раз. Что нам понадобится для стряпни?
Дети самостоятельно собирают всё необходимое для работы с тестом: надевают фартуки, достают разделочные доски, скалки и т. д.
- Всё у нас готово. Тесто я уже замесила. Ой! А где же оно? Я его вот тут, возле печки оставила, чтобы оно в тепле постояло, погрелось и поднялось, а его и нет. Не видели? Что же будем делать?
Дети предлагают свои варианты выхода из ситуации (поискать, сделать новое тесто).
-Да не успеть нам уже новое-то тесто поставить. Ему ведь время нужно, чтобы согреться и подняться. Может, Нафаню, домового нашего, попросим помочь?
Подходим к печке, тихонько стучим в неё. В печке прячется взрослый, исполняющий роль домового.
-Нафаня,отзовись, Нафаня.
Домовой ворчит:
-Ну, кто там ещё, поспать не дадите,- показывается из печки.
-Ба, да это же наши детки!
-Здравствуй, Нафаня,-все здороваются.
-И вам не болеть.
-Нафаня, а ты помнишь, какой сегодня день?
-Это какой же?
Дети и воспитатель рассказывают.
-Хорошо, что разбудили, а то бы проспал Сороки. Ну, так пеките, чего же медлите - то?
-Да тесто у нас пропало.
-Что за хозяева такие - тесто у них пропадает. Да вот оно, ваше тесто, это я его к себе в тепло взял, чтобы поскорее поднялось.
-Ой, спасибо тебе,Нафанюшка, за такую помощь!
-Не отдам его, пока детки мне не расскажут, как тесто замешивают. Может, вы и не знаете ничего, а я вам тесто отдавай.
Дети рассказывают, какие продукты нужны для теста, в какой последовательности их добавляют, как замешивают.
-Ладно, вижу, что умеете, забирайте своё тесто, жаворонков лепите, весну зовите.
Дети моют руки, каждый получает кусочек теста. Воспитатель показывает и объясняет последовательность лепки птички:
-Сначала надо промять кусочек теста, скатать его в шар, потом поделить на две неравные части. Из них скатать две колбаски. Как вы думаете, полоски получатся одинаковыми по длине? Да, одна получится длинной, а другая - короткой. Их надо сложить крестиком. Ту, что покороче, кладём перед собой, а ту, что подлиннее - сверху. Вот так. Теперь берём нижнюю полоску за кончики и загибаем их наверх, как бы на спинку нашей птички, и закрепляем, как умеем. Это будут крылья. Хвостик надо расплющить и сделать надрезы стекой - это будут пёрышки, а головушку птичке надо приподнять и вставить в неё глазки из ягод изюма. Вот так. Запомнили, что и как надо делать? Скатываем булочки.
Самостоятельная работа. По мере необходимости надо помогать детям, но не спешить с помощью, пусть творят сами. Включить записи птичьих голосов.
Готовые булочки собираем на лист для выпечки.
-Нафаня, готовы наши булочки. Поможешь их испечь?
-Помогу, а то как же? А вы не скучайте, весну зазывайте. Заклички-то нужные знаете?
-Знаем,- отвечают дети и ставят лист в печь.
Дети накрывают на стол, а потом заводят хоровод вместе с воспитателем и поют:
-Жавороночек на проталинке распевает, распевает песни звонкие.
Он зовёт себе весну красную.
Весну красную зовёт, песню звонкую поёт.
Жавороночки, жавороночки,
Прилетайте к нам,прилетайте к нам.
Приносите нам весну, весну тёплую,
Унесите от нас зиму, да холодную.
Нафаня зовёт к себе:
-Хорошо поёте, про жаворонков - то не забыли? Забирайте поскорее, готовы.
Все румяны, горячи - доставайте из печи!.
-Вот спасибо тебе, Нафанюшка. Ах, какие красавцы удались, правда?
Готовые булочки выкладываем на большую красивую тарелку, рассматриваем своих жаворонков и приходим к выводу, что все они после выпечки очень похожи друг на друга, а у нас есть повод гордиться своими достижениями. Устраиваем чаепитие, оставшихся птичек уносим домой, чтобы угостить маму и папу.