Наталья Бендрик
План-конспект родительского собрания «Телевидение в Жизни семьи и Ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование у родителей потребности в анализе воздействия телевидения на развитие личности ребенка.
Задачи : обратить внимание родителей на достоинства и недостатки общения ребенка с телевизором; повышать педагогическую компетенцию родителей по вопросу грамотного подхода к просмотру телепередач детьми; проводить профилактику телевизионной зависимости детей и взрослых.
Участники: родители, воспитатели, старшая медсестра.
Ход мероприятия
I. Подготовительный этап
Публикация «План-конспект родительского собрания „Телевидение в Жизни семьи и Ребенка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Родительские собрания в детском саду
- Телевизор и ребенок. Консультации
- Темочки
1. Оформление приглашения на родительское собрание, проведение занятий рисования на тему «Я смотрю телевизор».
2. Выполнение родителями домашнего задания (обратить внимание, сколько времени проводит ваш ребенок у телевизора, задает ли ребенок вопросы после просмотра телепередач, хочет ли обсудить с вами передачу, какие передачи предпочитает, в какой передаче хотел бы сам принять участие).
3. Анкетирование родителей «Ребенок и телевидение» (приложение № 1, подготовка памятки «Просмотр телепередач» (приложение № 2, опрос детей старшей группы.
4. Подготовлено необходимое оборудование: экран, видеопроэктор, записи мультфильмов «Том и Джери» и «Как муравьишка домой добирался», бумага для записей, ручки и т. д.
II. Вступительная часть
Воспитатель. Уважаемые родители! Сегодня мы предлагаем вам обсудить тему «Телевидение в жизни семьи и ребенка».
Отличительная черта времени, в котором мы живем,- стремительное проникновение телевидения и информационных технологий во все сферы жизни человека.
На тему «дети и телевизор» написано огромное количество статей, проведены исследования, высказаны мнения, но проблема как была, так и осталась. Дети смотрят телевизор, а родители смотрят на детей и начинают переживать по этому поводу. А есть ли на то причины? Давайте постараемся вместе разобраться в вопросах.
Телевидение в жизни ребенка- это хорошо или плохо?
Сколько и что должны смотреть дети?
Должны ли взрослые контролировать просмотр телепередач детьми?
III. Разминка. Введение в проблему
Упражнение «Рисунок».
Воспитатель. Символом обсуждаемой темы объявляется телевизор. Пожалуйста, нарисуйте на своих листочках схематично телевизор определенного размера в зависимости от того, какую позицию вы занимаете по отношению к теме встречи: большой телевизор означает пользу, маленький – вред.
Родители зарисовывают и прикрепляют картинки на специально подготовленное место. Делается вывод.
Воспитатель. Объясните одной фразой свой рисунок. (Высказывания родителей.)
Вопрос о том, стоит ли маленьким детям смотреть телевизионные передачи, является актуальным. Не секрет, что большинство родителей сажают ребенка перед телевизором чуть ди не с года, чтобы он хоть на миг оставил их в покое.
В тоже время многочисленные свидетельства врачей, психологов, педагогов подтверждают, что такое времяпрепровождение не приносит ничего, кроме вреда. Длительный просмотр телепередач в этом возрасте приводит к переутомлению зрения, частое мелькание кадров, особенно в клипах, сопровождаемых громкой музыкой, нередко провоцирует нарушение деятельности нервной системы, вплоть до судорог. Быстрая смена изображений не дает ребенку возможность понять смысл происходчщего, а сцены насилия, которыми изобилуют сегодняшние фильмы, наносят непоправимый вред детской психике.
IV. Факты и комментарии
Воспитатель (включает видеозапись на проекторе, где второй воспитатель имитирует диктора новостей).
А сейчас ОКНО - очень короткие новости из области статистики:
2/3 наших детей в возрасте от 5 до 12 лет смотрят телевизор ежедневно.
Время ежедневного просмотра телепередач ребенком составляет в среднем более двух часов.
50% детей смотрят телепередачи безо всякого выбора и исключений.
25% детей в возрасте от 5 до 10 лет смотрят одни и те же телепередачи от 5 до 40 раз подряд.
38% ребят в возрасте от 5 до 12 лет, отвечая на вопрос о том, как они предпочитают проводить свободное время, на первое место поставили телевизор, исключив при этом занятия спортом, прогулки на свежем воздухе и общение с семьей.
V. Обсуждение результатов микроисследования
Сообщение и комментарий по результатам опроса детей и анкетирование родителей, которые подчеркивают актуальность выбранной темы (приложение № 1).
Воспитатель. Возможно, вы подумаете, что эта статистика не относится к нашим детям? Напрасно. Я хочу познакомить вас результатами опроса детей старшей группы нашего детского сада. Детям было предложено ответить на следующие вопросы.
Сколько раз в неделю ты смотришь телевизор?
Ты смотришь телевизор один или со всей семьей?
Ты любишь смотреть все подряд или предпочитаешь какие-то отдельные передачи?
Если бы ты оказался на необитаемом острове, какие бы предметы ты заказал доброму волшебнику, чтобы твоя жизнь былап интересной и нескучной?
Воспитатель приводит данные анализа ответов детей.
Воспитатель. А теперь несколько слов о результатах анкетирования родителей.
Воспитатель приводит данные анализа анкетирования родителей.
VI. Обсуждение проблемы родителями и обмен мнениями
Воспитатель. Какие у вас будут вопросы?
Ознакомившись со статистикой и результатами анкетирования и ответов детей, родители задают вопросы.
Примерные вопросы родителей
Что же делать и нужно ли что-то делать?
Возможно, стоит просто запретить просмотр телепередач или ограничить ребенка определенными программами?
Есть ли в просмотре телепередач, особенно для детей среднего и старшего дошкольного возраста, нечто положительное?
Какие телепередачи, на ваш взгляд, формируют личность ребенка?
Как, на ваш взгляд, необходимо организовать общение ребенка с телевизором?
Воспитатель. Что ж, в нашей группе существуют разные взгляды и мнения. Давайте попробуем выявить достоинства и недостатки общения ребенка с телевизором.
Игра – дискуссия «Телевизионный ринг»
В красном углу – сторонники применения телевидения в дошкольном воспитании, в синем – его противники.
Родителям можно подготовить небольшие подсказки: написать на листочках то или иное свойство телевидения.
Задача команд: Выбрать нужные высказывания и, опираясь на них, постараться убедить членов другой команды в истинности именно этого мнения.
Примерные подсказки:
Телевизор :
вызывает положительный интерес к технике;
полностью захватывает сознание ребенка;
развивает творческие способности, воображение ребенка;
устраняет страх ребенка перед новой техникой;
отрицательно влияет на физическое развитие детей;
провоцирует проявление детской агрессии, жестокости;
позволяет развивать кругозор ребенка;
повышает состояние тревожности, нервозности и страха;
воспитывает наблюдательность, внимательность, сосредоточенность;
снижает двигательную активность детей, способствует развитию гиподинамии;
позволяет получать новые знания;
ухудшает зрение ребенка;
развивает элементы наглядно-образного и логического мышления.
Воспитатель. Что дает просмотр телепередач детям? (Мнения родителей.)
Вывод
Просмотр телепередач дает возможность :
расслабиться, уйти от страхов и переживаний, забыть проблемы;
находить ответы на вопросы, на которые не отвечают взрослые из-за своей занятости;
понять, что такое хорошо и что такое плохо;
узнавать о различных явлениях в разных областях знаний;
развивать воображение, фантазию, эмоциональную сферу.
Воспитатель. А что дает детям просмотр телепередач для взрослых? (Мнения родителей.)
Как видите, у телевидения есть и положительные, и отрицательные стороны, и это нужно учитывать в воспитании ребенка. Не следует использовать телевизор как средство отвлечения ребенка для того, чтобы отдохнуть, не общаться, не играть и не заниматься с ним.
Родителям предлагается посмотреть на рисунки детей, подготовленные к собранию, на тему «Я смотрю телевизор»
Воспитатель. Влияние телевидения на детей резко отличается от влияния на психику взрослых. К примеру, дети 5-10 лет, по результатам исследований, не могут четко определить, где правда, а где ложь. Они слепо доверяют всему, что показывается на экране. Ими легко управлять, манипулировать их эмоциями и чувствами. Лишь с 11 лет ребята начинают не столь доверительно относиться к тому, что видят на экране,
VII. Выступление старшей медсестры «Требования к просмотру детьми телепередач»
В выступлении необходимо подчеркнуть, что просмотр телепередач для ребенка – большая зрительная и психоэмоциональная нагрузка.
Зрительная нагрузка связана с напряжением аккомодации глаза, и ее необходимо регламентировать следующим образом. В дни посещения ДОУ просмотр телепередач для детей следует ограничить до 15 минут, а в выходные – до получаса. Более длительные просмотры перегружают нервную систему ребенка, мешают ему заснуть. Большое значение имеют также условия просмотра. Дети нередко любят располагаться близко к экрану. Оптимальное расстояние для зрения 2,0-5,6 м от экрана. Детям следует сидеть не сбоку, а прямо перед экраном. Освещение при этом может быть как естественным, так и искусственным. Однако, свет не должен попадать в глаза, а источники света не должны отражаться от экрана телевизора.
IX. Самостоятельная работа родителей в группах
Задание 1: определить наименования и количество передач для просмотра детьми.
Задание 2: просмотреть фрагменты мультфильмов «Том и Джери» и «Как муравьишка домой добирался». После просмотра выбрать один из мультфильмов и составить план беседы с ребенком об увиденном.
(Мультфильм «Том и Джери» был выбран потому, что был назван детьми группы одним из самых популярных. Мультфильм про муравьишку выбран в связи с его высокой познавательной, эстетической и нравственной ценностью.)
Предполагаемый результат просмотра: родители выбрали мультфильм про муравьишку, обосновав это тем, что другой мультфильм не поддается какому- либо обсуждению.
В заключении родителям выдают правила для родителей (приложение № 2).
X. Заключительная часть
1. Рефлексия «Живой микрофон»
Воспитатель передает родителям микрофон и они высказываются о своих знаниях, приобретенных или расширенных на собрании.
Вывод. Телевидение способно стать эффективным средством развития ребенка. Но при этом очень важно, какие программы смотрят наши дети и сколько. Главное, чтобы мы – родители и наши дети – не попали в зависимость от телевизора, не заболели телеманией, а ценили живое, эмоциональное человеческое общение и стремились к нему.
2. Приняти решения.
3. Индивидуальные беседы.