Елена Тишкова
Родительское собрание на тему «Телевидение и ребенок» (1 часть)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование у родителей потребности в анализе воздействия телевидения на развитие личности ребенка.
Задачи:
• Обратить внимание родителей на достоинства и недостатки общения ребенка с телевизором;
• повышать педагогическую компетенцию родителей по вопросу грамотного подхода к просмотру телепередач детьми;
Публикация «Родительское собрание на тему „Телевидение и ребенок“ (1 часть)» размещена в разделах
• проводить профилактику телевизионной зависимости детей и взрослых.
• показать влияние телевизионных просмотров на физическое и психическое состояние детей.
Актуальность выбранной темы
«Телевизор» - обязательный домашний питомец в каждом доме. Телевизор и телевидение заняли прочное первое место во времяпровождении наших детей. Место, которое раньше по праву принадлежало подвижным играм дома и на улице. Дети стали домоседами со многими физическими и психологическими проблемами. Телевидение фактически отгораживает детей от внешнего мира. Понаблюдав за общением между детьми своей группы, за их поведением, играми, сделав определенные выводы – я решила подготовить и провести родительское собрание на тему «Телевидение в жизни семьи и ребенка». Совместно с родителями постараться решить проблему телевизионной зависимости детей и взрослых. Надеюсь, совместное мероприятие поможет родителям более внимательно и серьезно относиться к воспитанию детей.
Форма проведения: заседание родительского клуба.
Участники : Воспитатели, родители, старшая медицинская сестра.
План проведения:
1. Вступительная часть.
2. Разминка. Введение в проблему.
3. Факты и комментарии.
4. Обсуждение результатов микроисследования.
5. Обсуждения проблемы родителями и обмен мнениями.
6. Выступление старшей медсестры «Требования к просмотру детьми телепередач».
7. Тестировние родителей.
8. Самостоятельная работа родителей в группах.
9. Заключительная часть.
Подготовительный этап:
1. Оформление приглашения на родительское собрания;
рисование на тему : «Я смотрю телевизор».
2. Выполнение родителями домашнего задания (обратить внимание, сколько времени проводит ребенок ваш ребенок у телевизора, задает ли ребенок вопросы после просмотра передач, хочет ли обсудить с вами передачу, какие передачи предпочитает, в какой передаче хотел бы сам принять участие).
3. Изготовление макета телевизора.
4. Анкетирование родителей «Ребенок и телевидение», подготовка памятки «Просмотр передач».
Организационный этап:
1. Размещены плакаты с темой собрания и цитатами.
2. Подготвлено необходимое оборудование: макет телевизора, телевизор, диски с мультфильмами, доска с маркерами, бумага для записей, ручки.
Ход мероприятия:
1. Вступительная часть.
Воспитатель: Уважаемые родители! Сегодня мы собрались на заседание родительского клуба, чтобы обсудить тему «Телевидение в жизни семьи и ребенка». Отличительная черта времени, в котором мы живем, - стремительное проникновение телевидения и информационных технологий во все сферы жизни человека. На тему «Дети и телевизор» написано огромное количество статей, проведены исследования, высказаны мнения, но проблема как была, так и осталась. По мнению многих родителей, как только ребенок переступают порог дома, телевизор становится его полноправным хозяином. Дети смотрят телевизор, а родители смотрят на детей и начинают переживать по этому поводу. А есть ли на то причины? Давайте постараемся вместе разобраться в вопросах:
- Телевидение в жизни ребенка-это хорошо или плохо?
-Сколько и что должны смотреть дети?
-Должны ли взрослые контролировать просмотр телепередач детьми?
2. Разминка. Введение в проблему.
Воспитатель: Символом обсуждаемой темы объявляется телевизор. Пожалуйста нарисуйте на своих листочках схематично телевизор определенного размера в зависимости от того, какую позицию вы занимаете по отношению к теме встречи: большой телевизор означает пользу, маленький-вред. Родители зарисовывают и прикрепляют картинки на специально подготовленное место. Делается вывод.
Воспитатель: Объясните одной фразой ваш рисунок (высказывание родителей). Вопрос, о том, стоит ли маленьким детям смотреть телевизионные передачи, является актуальным. Не секрет, что большинство родителей сажают ребенка перед телевизором чуть ли не с года, чтобы он хоть на миг оставил их в покое. В тоже время многочисленные свидетельства врачей, психологов, педагогов подтверждают, что такое времяпрепровождение не приносит ничего, кроме вреда. Длительный просмотр телепередач в этом возрасте приводит к переутомлению зрения, частое мелькание кадров, особенно в клипах, сопровождаемых громкой музыкой, нередко провоцирует нарушение деятельности нервной системы, вплоть до судорог. Быстрая смена изображений не дает ребенку возможность понять смысл происходящего, а сцены насилия, которые изобилуют сегодняшние фильмы, наносят непоправимый вред детской психике. Очень вредно для детей, если в квартире постоянно работает телевизор : его вроде бы никто не смотрит, но и не выключает. Ребенок постоянно находится в зашумленной среде: играет, разговаривает с родителями, кушает, засыпает под звуки телевизора. Следует помнить, что и взрослым и детям иногда нужно побыть в тишине и покое, наедине с собой и с близкими.
3. Факты и комментарии.
Воспитатель (имитирует включение телевизора). А сейчас пришло время узнать о проблеме телезависимости (приложение 1).
ОКНО - очень короткие новости из области статистики:
- 2/3 наших детей в возрасте от 5до12 лет смотрят телевизор ежедневно.
-Время ежедневного просмотра телепередач ребенком составляет в среднем более двух часов.
-50% детей смотрят телепередачи безо всякого выбора и исключений.
-25% детей в возрасте от 5до 10 лет смотрят одни и те же передачи от 5 до 40 раз подряд.
-38% ребят в возрасте от 5 до12 лет, отвечая на вопрос о том, как они предпочитают проводить свободное время,на первое место поставили телевизор, исключив при этом занятия спортом, прогулки на свежем воздухе и общение с семьей.
4. Обсуждение результатов микроисследования.
Воспитатель: Возможно, вы подумаете, что эта статистика не относится к нашим детям? Напрасно. Я хочу познакомить вас с результатами опроса детей нашей группы (приложение 2).
А теперь несколько слов о результатах анкетирования родителей (воспитатель приводит данные анализа анкетирования родителей) (приложение3).
5. Обсуждение проблемы родителями и обмен мнениями.
Ознакомившись со статистикой и результатами анкетирования и ответов детей, родители задают вопросы.
Примерные вопросы родителей :
-Что же делать и нужно ли что-то делать?
- Может запретить ребенку смотреть телепередачи?
- Какие передачи формируют личность ребенка?
- Сколько времени можно ребенку смотреть телевизор?
- Есть что-то положительное в просмотре телевизионных передач?
Воспитатель: В нашей группе существуют разные взгляды и мнения. Выступление родителей (приложение 4).
Игра «Вопросы-ответы»
Телевизор :
-Полностью захватывает сознание ребенка?
-Развивает творческие способности, воображение ребенка?
-Отрицательно влияет на физическое развитие ребенка?
- Провоцирует проявление детской агрессии, жестокости?
-Позволяет развивать кругозор ребенка?
-Повышает состояние тревожности, нервозности, страха?
- Воспитывает наблюдательность, внимательность, сосредоточенность?
-Позволяет получать новые знания?
-Ухудшает зрение ребенка?
-Развивает элементы наглядно-образного и логического мышления?
Вывод:
Просмотр телепередач дает возможность :
-расслабиться, забыть проблемы, уйти от страхов и переживаний;
-находить ответы на вопросы, на которые не отвечают взрослые из-за своей занятости;
-понять что такое хорошо и что такое плохо;
-узнавать о различных явлениях в разных областях знаний;
-развить воображение, фантазию, эмоциональную среду;
-занять свободное время.
В то же время длительный просмотр телевизионных передач отрицательно влияет на здоровье детей:
-ухудшается зрение, сон, аппетит, перегружается нервная система ребенка;
-опасными для еще не сформировавшейся детской психики являются сцены агрессии, жестокости, насилия;
-у детей возникает настоящая зависимость, страсть к телевидению.
Воспитатель: А что дает взрослым просмотр телепередач? (мнение родителей).
Влияние телевидения на детей резко отличается от влияния на психику взрослых. Дети не могут определить, где правда, где ложь. Они доверяют всему, что показывается на экране. Лишь с 11 лет ребята начинают не столь доверительно относиться к тому, что видят на экране.