Магомедова Асият
План-конспект открытого занятия «Традиции Дагестана»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели :
Закрепить знания детей о культуре и традициях народов Дагестана.
Воспитывать чувство любви к родному краю.
Развивать эмоционально-ценностные отношения, чувство гордости и отзывчивости.
Материал: изделия народных мастеров: Кубачи, Балхар и Микрах. Куруш Ахтынский район,Казбековский район.
Ход урока
Воспитатель- Ассаламуалейкум, дорогие гости,мира и добра вам и вашему дому!
Дорогие ребята сегодня наше мероприятие посвящается культуре и традициям нашего родного края.
Публикация «План-конспект открытого занятия „Традиции Дагестана“» размещена в разделах
А как называется наша республика?
Дети – Дагестан.
В нашем горном Дагестане
Люди разные живут.
Много песен, танцев знают,
Память предков берегут.
Высоко царит орлица
Горы прямо к небу льют.
Каспий ярко серебриться,
Здесь гостей желанных ждут!
Воспитатель- Дагестан – это многонациональная Республика.
Здесь в мире и дружбе живут: Лезгины, Аварцы, Лакцы, Кумыки, Даргинцы, Табасаранцы, Азербайджане, Русские.
Наш Дагестан богат своими обычаями, традициями, культурой.
(в это время стук в дверь)
Воспитатель: Похоже к нам гости, пойду открою дверь.
(в гости приходит бабушка Патимат)
Бабушка Патимат- Здравствуйте ребята!
Ассаламуалейкум всем (презентация Куруш)
Я слышал, что в вашем садике дети знакомы с традициями, обычаями и культурой народов нашего Дагестана. Я специально приехала из высокогорного села Куруш, чтоб послушать и посмотреть, что вы знаете о Дагестане?
Воспитатель –Да, действительно наши дети очень много знают и о многом расскажут вам.
Бабушка Патимат, наши ребята приготовили для тебя стихотворения
И хотят рассказать тебе
(дети по очереди рассказывают стихи)
Дагестан звучит так строго
Дагестан моя отчизна
Дагестан моя страна
2. Мы гордимся нашим родным краем
и нашими традициями,
культурой и нашими земляками.
3. Села наши станут краше
Красотой своей пленят
Пусть народы наши вместе,
Знамя высоко несут!
И поют о мире песни,
Честь и лаву берегут!
(Все занимают свои места, бабушку Патимат-сажают за накрытым столом с национальными блюдами)
Воспитатель- Ребята, давайте вспомним, какие села нашей республики вы знаете? и каким ремеслом занимаются люди в этих селах? (Микрах Куруш,Ахтынский район, Балхар,Кубачи, и т. д)
У лезгин, как и у любого другого народа, есть большое богатство – традиции. Ремесло – это ведь тоже традиции труда, искусства, передаваемые от учителя к ученику.
Самое широкое распространение у лезгин имело ковроткачество (презентация ковры)
Лезгинские ковры отличались красотой, яркостью, самобытным орнаментом, высоким качеством.
Ткать ковры умели все лезгинки, хотя специальных школ не было. Дочка училась у матери. Девочка с пятилетнего возраста умела делать узел и ткала по указанию мамы.
Ковры и сумахи лезгинских рукодельниц издревле славились по всему Дагестану. А позже изделия лезгинских мастериц не раз выставлялись на всемирных выставках в Париже, Нью-Йорке, Берлине.
Одно из самых древних ремесел у лезгин – кузнечное дело.
Одним из замечательных видов прикладного искусства была резьба по камню и дереву. Ею украшали стены и арки домов, опорные столбы и стены мечетей, домашнюю утварь.
А сейчас я хочу рассказать вам про Балхарских мастеров.
(презентация с изделиями балхарских мастеров посуда из глины)
Расул Гамзатов сказал: самые прекрасные кувшины, делают из глины. Так, как прекрасный стих, создают из слов простых.
Мастера аула Балхар сохранили традиции гончарного искусства древних мастеров. Продукцию этих мастеров ценят за высокую прочность, за изящество форм и тонкие стенки посуды. С такими прекрасными кувшинами, горянки ходили за водой. В Балхаре изготавливают не только посуду но и глиняные игрушки.
- А сейчас Марьям расскажет нам о кубачинских изделиях.
(Презентация с изделиям кубачинских мастеров)
Марьям - Кубачи это одно из самых известных аулов в Дагестане. Кубачинские мастера изготавливают очень красивые украшения из серебра : кинжалы, шашки, подковы, наборы серебряных рюмок и многое другое. Изделия этих мастеров известны во всем мире. Мы гордимся своими мастерами.
Тайну кубачинского искусства,
Не ищите в нитках серебра.
Носят тайну этого искусства
В сердце кубачинцы мастера.
Воспитатель- Наш Дагестан славиться не только своим ремеслом, но и славится своими знаменитостями.
– Давайте перечислим несколько наших знаменитостей.
(Распечатанные картинки со знаменитостями)
Дети : поэт - Расул Гамзатов, спортсмен- Хабиб Нурмагомедов, космонавт – Муса Манаров, поэтесса – Фазу Алиева, сенатор-Керимов Сулейман
Бабушка Патимат: -Молодцы дети, вы очень много знаете о нашем родном крае.
– А знаете ли вы наши дагестанские игры?
Дети: -Да!
Воспитатель- «Поймай мяч», «Подними платок», «Один лишний», «Орел и петух», «Надень папаху».
Воспитатель: - А давайте с вами поиграем в одну из этих игр «Подними платок»
Аудиозапись лезгинка
(дети приглашают бабушку поиграть вместе с ними. Игра продолжается несколько раз)
Воспитатель: - Бабушка Патимат-, мои дети знают не только игры, знаменитостей, села известные своим ремеслом, но и умеют читать стихи на своих родных языках
Айиша расскажи нам стихотворение на лезгинском языке.
Айиша
Зи хайи ч1ал, хуьда за вун акал хьиз,
Чи дидейрин рик1е авай хиял хьиз.
Хуьда за вун багьа-багьа са зат1 хьиз,
Шадвилелди гъиле кьадай тарат1 хьиз!
Мухаммад на аварском языке.
Бабушка Патимат- Молодцы ребята! Я очень довольна вашими знаниями о нашем родном крае.
Воспитатель: - Уважаемая Бабушка Патимат-! Вы убедились в том, что наши дети знают много о нашем родном Дагестане? - А теперь ребята, давайте сядем за столы и покажем бабушке Патимат как мы умеем рисовать.
Вот перед вами изделия наших мастеров. Нарисуйте, то изделие которое вам больше понравилось (самостоятельная деятельность детей, звучит тихая, медленная мелодия гор)
Бабушка Патимат рассматривает рисунки детей и оценивает их.
- Да, на самом деле вы сегодня меня порадовали своими знаниями. Баркала, баркала!
Бабушка Патимат- – У нас в Дагестане не принято ходить в гости с пустыми руками. Вот и я принесла вам гостинцы (подносит поднос с фруктами и сладостями для детей)
Воспитатель: Ребята наш Дагестан во всем мире известен своей традиционной лезгинкой. И прежде чем попрощаться с бабушкой Патимат, давайте все дружно станцуем лезгинку и пригласим на танец бабушку.
Танец «Лезгинка»
Бабушка Патимат-– Я очень рада что сегодня я побывала у вас в гостях. Вы молодцы! Спасибо всем большое! До свидания!
Итог занятия
О чем мы сегодня говорили?
Каким ремеслом прославились лезгины,все нации?Спасибо всем большое!
Воспитатель: - Вы сегодня потрудились.