Антонина Амирова
План-конспект открытого показа НОД для детей подготовительной группы «Путешествие в Русь богатырскую»
▼ Скачать + Заказать документы
Ход НОД:
Цель: Пробудить чувство патриотизма, любовь к Родине, интерес к истории своей страны, закрепить знания о древней Руси с помощью картины Виктора Васнецова "три богатыря".
Задачи:
-Обогатить знания детей об истории древней Руси, о том, как жили наши предки.
-Закрепить названия элементов костюма русского богатыря (кольчуга, шлем, плащ, названия оружия русского воина (палица, копьё, меч, лук, стрелы).
-закрепить знание русских пословиц
-формировать умение отвечать на вопросы, обогащать речь за счёт пополнения словарного запаса.
Публикация «План-конспект открытого показа НОД для детей подготовительной группы „Путешествие в Русь богатырскую“» размещена в разделах
- Богатыри. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2016
- развивать интерес к истории культуры Родины
-развивать связную речь детей, их гендерные представления
-воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам и желание им подражать
-воспитывать доброту, отзывчивость, интерес к данной теме
Оборудование: картина Васнецова «Богатыри», пластиковое яйцо,, магнитофон, «Былинные наигрыши» (музыка) ; «Врата времени», телевизор, отрывок из мультфильма "Алёша Попович и Тугарин Змей", три сундука, макеты: филина и дуба, аудиозапись - звук ветра,аудиозапись"богатырская наша сила"муз. А. Пахмутовой,сл. Н. Добронравова,
Ход занятия:
Дети и воспитатель заходят под музыку в зал и становятся по центру
Воспитатель: Здравствуйте, добры молодцы да красны девицы! Здравствуйте гости дорогие! Низкий вам поклон!
Так раньше люди приветствовали друг друга. А вы знаете, что значит слово «здравствуй»?
Ответ детей :" «Здравствуйте» означает «будьте здоровы, живите долго».
Воспитатель: А что означает низкий поклон? Кто-нибудь знает?
Ответы детей : Низкий поклон в древней Руси это знак уважения. В знак особой приязни правая рука могла быть прижата к сердцу.
Воспитатель: Ребята, а вы обратили внимание, во что мы сегодня одеты?
Ответ детей : В русскую народную одежду.
Воспитатель: А как вы думаете, почему?
Ответ детей : Потому что сегодня мы перенесёмся в древнюю Русь, во времена наших предков.
Воспитатель: А вы помните, кто такие предки?
Ответ детей : Это люди, которые жили до нас.
Воспитатель: Правильно. Сегодня мы поведем разговор о далекой русской старине. Предлагаю вам сесть рядком, да поговорить ладком.
(Дети присаживаются на стульчики)
Слава русской стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.
Воспитатель: ребята, богата земля русская всем. Она может накормить теплым хлебом, напоить родниковой водой, удивить своей красотой. А может ли земля сама защитить себя? (слайд 2-поле,слайд 3-родник,слайд 4-леса)
Ответ детей : Нет, не может.
Воспитатель: Кто должен защищать свою землю, своё отечество?
Ответ детей :"люди, которые живут на этой земле. "
Воспитатель:"В давние времена большую опасность для русских земель представляли набеги врагов; Как вы думаете, почему?"
Ответ детей :"они ходили на Русь, разоряли села и деревни, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленные богатства. " (слайд 5-набеги врагов)
Воспитатель:"А как вы думаете, кто вставал каждый раз на защиту Руси?"
Ответ детей :"на защиту Руси вставали русские люди. "
Воспитатель:"Ребята, скажите, как назывались в старину защитники Руси? "
Ответ детей : "Защитники Руси назывались богатырями. "
Воспитатель: Скажите ребята,, какими вы их себе представляете?
Ответ детей : "сильными, смелыми, могучими, высокими, мужественными, отважными. "
А хотите увидеть как выглядел настоящий богатырь?"
Ответ детей : конечно хотим! (слайд 6-богатырь)
Входит богатырь (ребёнок, одетый в костюм богатыря) и рассказывает стихотворение:
Силён, как вольный ветер,
Могуч, как ураган.
Я защищаю землю
От злобных басурман!
Я силой доброю богат,
Я защищаю стольный град.
Спасаю бедных и детей
И стариков и матерей!
Здравствуйте люди добрые. Низкий вам поклон.
Дети: Здравствуй добрый молодец. (кланяются)
Богатырь : Напали враги на землю русскую. Иду я биться с ними. Сейчас разомну свою силушку и пойду на смертный бой.
Воспитатель: Ребята, а давайте и мы разомнёмся вместе с богатырём.
Физкультминутка под музыку"богатырская наша сила"(А. Пахмутова,Н. Добронравов)
Физкультминутка «Богатыри»
Богатырь - вот он каков : (Показывают силача)
Он силён, он здоров,
Он из лука стрелял, (Имитируют движения)
Метко палицу бросал,
На границе стоял,
Зорко - зорко наблюдал,
Подрастём, мы и, смотри, (Поднимаем руки высоко вверх) Станем, как богатыри!
Воспитатель: Молодцы, ребята, садитесь на свои места.
Богатырь : а мне пора в путь-дорогу. Возьму я горсть землицы родной, чтоб силушки придала. До свиданья, люди добрые.
Дети: До свидания.
Богатырь уходит
Воспитатель: Ребята, откуда мы узнали о богатырях, которые жили в древней Руси и прославились своими подвигами,
Ответ детей : : Из былин, сказаний, из песен, стихотворений, из книг.
Воспитатель: Что такое Былина?
Ответ детей : Былина произошла от слова быль, было.
Воспитатель: Кто слагал Былины о богатырях?
Ответ детей : Сказитель.
Воспитатель: Кто такой сказитель?
Ответ детей :" Рассказчик народных сказок, исполнитель былин. "
Воспитатель: Как сказитель рассказывал Былину?
Ответ детей : Сказитель ходил из селения в селение и рассказывал нараспев о богатырях, о их подвигах.
Воспитатель: А нараспев это значит как?
Ответ детей : Как поёт песню.
Воспитатель: Сказитель рассказывал о том, как было. О делах и победах богатырей, о том, как они защищали свою землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту, как они одолевали врага лютого. А знаете ли вы что означает слово"лютый"?
Ответ детей :"Лютый это значит злой, свирепый, беспощадный. "
Воспитатель: Ребята, а вы знаете какой музыкальный инструмент помогал сказателям?
Ответ детей : Гусли. (слайд 7-гусли)
Воспитатель: Послушайте, как они звучат. (слайд 8 -Демонстрируется видеозапись - звучание гуслей)
Воспитатель:. В русском народе много столетий из уст в уста, от деда к внуку переходили былины о могучих богатырях. В былинах отражалась жизнь русского народа, которая была очень нелёгкой на Руси. Богатыри очень много работали оттого и были они могучими и сильными. И каждый раз они вставали на защиту своей земли. Герои – богатыри сделали целью своей жизни служение своей Родине – Руси. А рядом с ними всегда были женщины, которые помогали богатырям в трудную минуту. Они берегли детей, поддерживали стариков.
Воспитатель: Сейчас, ребята, мы посмотрим отрывок из мультфильма, в котором показано какие были богатыри, как защищали землю русскую (слайд 9 - отрывок из мультфильма) .
Воспитатель: Ребята, а вы хотите отправиться в прошлое нашей Родины. Во времена Руси богатырской? Я предлагаю пройти через «Врата времени», они перенесут нас в далекое прошлое. Давайте хором скажем:
Через врата времени пройдём
И в древнюю Русь мы попадём
(дети символически проходят через ворота)
Воспитатель: Но что это? Закачалась вдруг земля – матушка. Завыли ветры буйные. На дубах орлы раскричались. Хочет напасть на землю русскую чудище поганое.
(Прослушивание аудиозаписи – звук ветра)
Воспитатель: Что же нам делать? Кто же нам поможет защитить землю – матушку?
Посмотрите, дуб стоит
Старый Филин здесь сидит
Во все стороны глядит.
(Стоит макет дуба, на нем Филин, в лапах скрученная бумага) .
Воспитатель: Ой, ребята, у него в лапах что – то есть. Это загадка – подсказка. Если отгадаем ее, то узнаем, как победить чудовище.
Воспитатель читает:
Выше леса стоячего
Ниже облака ходячего
Летит ни птица и ни зверь,
А с тремя головами змей.
Богатырей примечает,
Изо ртов огонь пускает,
Никого не боится,
А смерть его в тайнике хранится.
Воспитатель: Ребята, кто же это?
Ответ детей : Это Змей-Горыныч! (слайд 10 - Змей Горыныч)
Воспитатель: Ребята, вы его смерть отыщите, злодея погубите. Смерть Горыныча находится в тайнике. Тайник найдете когда выполните задания, спрятанные в трёх сундуках.
Ну что ребята, поможем? Ну – ка, дружина моя стройся!
(Дети строятся в колонну и маршируют.)
Физкультминутка “Богатыри”
Дружно встанем – раз, два, три –
Мы теперь богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо – оглядимся величаво.
И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек,
И направо, и еще, через левое плечо.
Зашагали левой, правой
Получается на славу!
Воспитатель: Вот мы с вами и добрались до заветных сундуков. В сундуках лежат задания. Выполнив их. Мы сможем найти смерть Змея Горыныча.
(Достаю из первого сундука задание.)
Воспитатель: Первое задание. Назвать имена русских богатырей и показать их на картине художника В. М. Васнецова «Три богатыря». (слайд 11 - богатыри)
(Дети показывают и называют) .
Ответ детей : Русские богатыри – Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович
Воспитатель: Назвать и показать оружие и доспехи богатырей.
Ответ детей : Головы богатырей защищает шлем. (слайд 12 - шлем)
На тело надета кольчуга. (слайд 13 - кольчуга)
Воспитатель: Что такое кольчуга?
Ответ детей :" железная рубашка. "
Воспитатель: Зачем она нужна богатырям?
Ответ детей"Она защищала богатырей от ударов копья,стрел и меча. "
Ответ детей : У Ильи Муромца в руках палица.
Воспитатель: Что такое палица?
Ответ детей :"это тяжелая дубинка. " (слайд 14 - палица)
Ответ детей : "У Добрыни Никитича меч (слайд 15 - меч, салйд 16 - щит). У Алеши Поповича- лук и колчан со стрелами (слайд 17 - лук)."
Воспитатель: Молодцы, справились с первым заданием, идём дальше.
(Из второго сундука достаю задание.)
Воспитатель: А сейчас ребята нужно проявить смекалку, показать знание народной мудрости, пословиц и поговорок о подвигах и героях:
Игра «Закончи предложение»
"Родина-мать - умей за неё. постоять"
«Жить – Родине…. служить»
«Где смелость – там…. победа»
«Один в поле…. не воин»
«Герой – за родину… горой»
«Русский боец – всем… молодец»
«И сила уму…. уступает»
«Смелый в бою…. не дрожит»
«Кто смел, тот на коня…. сел»
«Русский ни с мечом, ни с калачом… не шутит»
«Не родом богатырь славен, а… подвигом»
«Лучше того дела нет, чем родную землю…. от врагов защищать»
Воспитатель: Молодцы, много знаете пословиц и поговорок.
(Подходим к третьему сундуку)
Воспитатель: Ну вот мы и добрались до третьего сундука. последнее задание -решить кроссворд. Ребята, давайте отгадаем загадки об одежде и вооружении богатырей и ответы впишем в кроссворд.
- Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)
- Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)
- Что за полотно, которым укрывался от ветра богатырь? (Плащ)
- Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)
- Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит)
Молодцы, а вот и подсказка: к дубу пойдёте и там Змея Горыныча смерть найдёте.
Идём к дубу, достаём яйцо,.
Воспитатель: вот мы с вами и добрались до заветной цели.
Витя читает отрывок из былины:
«Сильны и могучи
Богатыри на славной Руси!
Не скакать врагам по нашей земле!
Не топтать их коням землю Русскую!
Не затмить им солнце наше красное!
Век стоит Русь – не шатается
И века простоит – не шелохнется!»
Воспитатель: Давайте не будем разбивать яйцо, а лучше приручим змея. Он теперь никому ничего плохого сделать не сможет. Как вы думаете, почему?
Ответ детей : Потому что его смерть в наших руках.
Воспитатель: Вот мы вместе и одолели врага лютого.
А преданья старины
Забывать мы не должны.
Слава русской старине!
Слава русской стороне!
Так уж повелось на Руси: народ русский не только умеет землю от врага защищать и трудится на славу, но и отдыхать – веселиться, любит, песни петь да в игры играть. Давайте мы с вами поиграем в русскую народную игру "золотые ворота. "
Игра русская народная «Золотые ворота»
Игроки-ворота напевают:
Золотые ворота
Пропускают не всегда
Первый раз прощается
Второй запрещается
А на третий раз
Не пропустим вас!
Воспитатель: Ну вот мы и не заметили с вами, как солнышко красное закатилось, пора возвращаться. Давайте скажем хором:
Через ворота мы пройдём
В современную Россию
Дружно, вместе попадём
(дети уходят через «Ворота времени») .
Воспитатель: Ну вот, ребята и подошло к концу наше путешествие в прошлое. Где мы с вами побывали?
Ответ детей : В древней Руси.
Воспитатель: что мы с вами делали в древней Руси?
Ответ детей : Мы преодолели все препятствия и спасли Русь от Змея Горыныча, как настоящие богатыри, вспомнили об их подвигах.
Воспитатель:. Вы все молодцы, хорошо выполняли задания, были внимательными, умными, сообразительными. А вы хотите быть защитниками страны? Чтобы стать защитниками своей Родины, нужно быть храбрым, смелыми, сильными. Сегодня мы убедились, что у нас подрастает достойное поколение защитников Отечества. Вы молодцы. Давайте попрощаемся с гостями, как это делали в старину:
-До свидания, люди добрые. Низкий вам поклон. (дети прощаются и уходят).