Альфия Масагутова
НОД с дошкольниками в подготовительной к школе группе «Наша планета»
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной к школе группе
Тема «Наша планета - Земля»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Задачи:
- познакомить детей с понятием «планета Земля» на основе опытов, её составом и ценностью для всех обитателей растительного и животного мира Земли («познавательное развитие»);
Публикация «НОД с дошкольниками в подготовительной к школе группе „Наша планета“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Планета Земля - наш дом
- Планета Земля. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
- учить детей во время эксперимента ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём, делать выводы («познавательное развитие»);
- прививать бережное отношение к природе в процессе элементарной трудовой деятельности («социально-коммуникативное развитие»);
- учить детей размышлять, обосновывать свое мнение, формулировать и обобщать результаты опытов, взаимодействовать друг с другом («социально-коммуникативное»).
Методы и приемы:
- практические: экспериментирование
- наглядные: показывание образца, презентация
- словесные: проблемные ситуации
Ход занятия: Раздаётся звон колокольчика.
Воспитатель: Ребята, колокольчик вас всех зовет, подойдите ко мне.
Вы любите путешествовать? Хотите мы сегодня отправимся в путешествие?
Но сначала нужно собраться в дорогу. Давайте положим в рюкзачок всё самое необходимое. В первую очередь надо взять с собой дружбу, ведь без неё нам будет очень трудно в пути. Как вы думаете, что еще необходимо взять с собой? (Знание, взаимовыручку, дисциплину, улыбку, хорошее настроение).
Воспитатель: Я загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать: Круглое и яркое, дарит всем тепло, встало утром рано, по небу пошло, закатилось вечером за леском. Угадайте дети говорю о ком? (СОЛНЦЕ).
Воспитатель: Что вы знаете о Солнце?
Дети: Солнце дает нам тепло и свет.
Воспитатель: В какое время суток мы можем увидеть Солнце?
Дети: Днем, утром.
Воспитатель: В какое время года Солнце бывает дольше всего на небе?
Дети: Весной, летом.
Воспитатель: А почему зимой мы редко видим Солнце?
Дети: Зимой ночь длиннее, а день короче.
Воспитатель: Ребята, а можно ли ночью встретиться с Солнцем?
Дети: Нет.
Воспитатель: А что мы с вами можем увидеть, на чистом вечернем небе в хорошую погоду?
Дети: Звёзды, Луну.
Воспитатель: Так кто из вас может сказать, что такое Солнце?
Дети: Солнце это большая звезда, огромный горячий шар, который имеет очень большую температуру и посылает во все стороны большое количество тепла и света.
Воспитатель: А на какой планете находится наш с вами дом?
Дети: Наш дом находится на Земле.
Воспитатель: Да мы с вами живем на Земле. Земля это одна из планет Солнечной системы. (Воспитатель показывает карту солнечной системы). Солнце постоянно вращается вокруг своей оси. Вокруг Солнца вращаются планеты - твердые, холодные шары. Они тоже огромные, но значительно меньше Солнца. Всего вокруг Солнца вращается девять планет.
Послушайте стихотворение:
Планеты у Солнца танцуют, как дети. Меркурий заводит их хоровод,
Чуть дальше Венера в пространстве плывёт. Встречаем мы Землю рядом с Луною,
И огненный Марс, что кружит за Землей.
За ними Юпитер – из всех великан,
И дальше Сатурн в кольцах видится нам.
Последние три едва различимы,
Малы и холодны, но их отличим мы: Уран, и Нептун, и кроха Плутон.
Вот мы и прошли планетарный закон.
Воспитатель: Каждая планета вращается вокруг Солнца по своей орбите. Ребята, посмотрите ещё раз на изображение Солнечной системы и скажите: «Все ли планеты одинаковы по размеру?».
Дети: Нет, они все разные.
Воспитатель: А сейчас давайте с вами поиграем.
Игра «Найди своё место в Солнечной системе?»
Правила игры. На полу нарисована схема Солнечной системы. У каждой орбиты свой номер. Дети берут модели планет, которые имеют такой же номер, как и орбита. Находят своё место на орбите и начинают вращаться вокруг Солнца.
Воспитатель: Ребята, покажите мне, пожалуйста, третью по счёту от Солнца планету? Как называется эта планета?
Дети: Это планета Земля.
Воспитатель: Земля – единственная планета в Солнечной системе, на которой есть жизнь. Земля – особая планета, на ней есть воздух (атмосфера, много воды, достаточно тепла и света, поэтому на Земле есть жизнь. Человек, растения и животные не могут жить без воздуха, воды, тепла, пищи. Земля уникальная планета – это наш с вами дом, который надо любить и беречь. Жизнь Земли зависит от воды и воздуха. (Показ ширмы «Круговорот воды в природе»). Благодаря Солнечным лучам нагревается вода, которая превращается в пар. Испаряясь, она поднимается вверх, а затем в виде осадков опять возвращается на Землю. Благодаря этому поддерживается жизнь на Земле.
Воспитатель: Одним из главных условий жизни на Земле является воздух. Воздух есть повсюду, в любых местах Земли. А как вы думаете кому нужен воздух?
Дети: Растениям, животным, человеку.
Воспитатель: Ребята, покажите, как вы умеете дышать.
Дети: Глубоко вдыхают и выдыхают воздух.
Воспитатель: Для всех живых существ на Земле не обходим чистый, свежий воздух, тогда все будут здоровыми и весёлыми.
Воспитатель: Ставит перед детьми глобус. Что такое глобус?
Дети: Модель земли.
Воспитатель: Посмотрите на глобус и скажите, чем занята большая часть Земли? (Водой).
Ответьте, почему суша на глобусе изображена разными цветами: здесь видна и жёлтая, и зелёная, и коричневая окраска.
Дети: На Земле есть равнины, пустыни, леса, горы, пески.
Воспитатель: Наша Земля очень красива! Об этом рассказывали космонавты, которые видели её из космоса в иллюминаторы космических кораблей. Из космоса видны и высокие горы, и зелёные пространства лесов, и жёлто - песчаные пустыни. Наша Земля разноцветна и очень красива! Все могут жить на планете Земля, так как здесь есть подходящие условия: не так жарко и не так холодно, есть воздух – можно дышать, есть пресная вода – можно пить, есть, чем питаться.
Воспитатель: Знаете ли вы, кто обитает в морях и океанах?
Дети: Киты, акулы, дельфины, разные рыбы.
Воспитатель: Какие животные обитают в лесах России? В Башкирии?
Дети: Лиса, волк, медведь, заяц.
Воспитатель: Показывает на глобусе Россию.
Воспитатель: Кто живет в тропических лесах?
Дети: Обезьяны, слоны, тигры.
Воспитатель: А кто живет на Северном полюсе?
Дети: Белые медведи, тюлени, моржи.
Воспитатель: А кто обитает на Южном полюсе?
Дети: Пингвины.
Воспитатель: Да наша Земля такая разная и красивая, потому что она живая: на ней живут растения, животные, люди.
Чтение стихотворения про Землю.
Воспитатель: У нашей планеты Земля скоро День рождения, его отмечают 22апреля. И как принято в День рождения, водят хороводы и поют песни. Давайте встанем и сделаем круг возле нашего глобуса и исполним хоровод «Земелюшка – чернозём»
Воспитатель: Люди придумали много поговорок про Землю. Давайте вспомним эти пословицы:
Какова Земля - таков и хлеб.
На чужой земле и весна не красна.
В апреле земля греет.
Кто мать сыру землю любит, тот голоден не будет. Земля кормит людей, как мать детей.
Воспитатель: Ребята, садитесь на свои места и как принято на День рождения говорить хорошие, красивые слова – пожелания имениннику, давайте придумаем свои пожелания Земле.
Дети: Земля дорогая, Земля красивая, Земля матушка, Земля разноцветная…и т. д.
Желаем, чтобы было на Земле много цветов, растений, животных.
Воспитатель: Записывает пожелания детей на черновик и показывает ватман, где изображен контур Земли. Все пожелания мы красиво запишем в кругу, а вокруг планеты разместим ваши рисунки – пожелания с изображением того, чего бы вы хотели видеть на Земле в изобилии.
(Работы детей, по окончании рисования дети рассматривают свои рисунки).