Наталья Николаевна Куклова
План-конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Космическая экспедиция»
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект НОД по познавательному развитию
в подготовительной к школе логопедической группе
Тема: «Космическая экспедиция»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Задачи:
Образовательные:
• Уточнить и расширить знания детей о космосе.
Публикация «План-конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе „Космическая экспедиция“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
• Познакомить со знаниями о планетах Солнечной системы.
• Продолжать формировать умение решать арифметические задачи, закреплять обратный счет в пределах 10.
• Расширить представления о строении песка и сахара, их свойствах в процессе экспериментирования.
Развивающие :
• Развивать связную речь, совершенствовать грамматический строй речи, закреплять навыки звукового анализа и синтеза.
• Развивать умение логически мыслить, рассуждать, анализировать.
• Закреплять умение осуществлять самостоятельную совместную деятельность в парах во время проведения опытов.
• Совершенствовать умение передавать содержание усвоенного посредством игры, воспитывать сознание того, какая исключительная наша планета, поддерживать желание беречь и украшать ее.
Воспитательные:
• Способствовать формированию коммуникативных навыков, чувства гордости успехами нашей Родины в области освоения космоса.
• Создавать условия для формирования коллективизма, взаимопомощи.
• Воспитывать умение оценивать свою деятельность и деятельность других детей.
Материалы и оборудование:
Макет Солнечной системы (обруч, разделенный на сектора, на них подвешены космичекие объекты, изготовленные из бумаги и окрашенные детьми, проектор звездного неба, магнитофон с аудио записями («Волшебный полет» Д. Маруани, «Sound of space» - Полет ангелов, схема полета на листе ватмана, карандаши, костюм космонавта, шапочки с изображением планет, на полу наклеены цветные нити в форме орбит и порядковый номер каждой; медаль «Юного космонавта», разнообразный грунт. Рабочее место на каждого ребё нка: стаканчики с сахаром и водой, клеёнка, салфетки, лупа, влажные салфетки, стаканчики с песком для исследования, семена, земля в горшочках, лейка с водой.
Предварительная работа: Рассматривание фото и иллюстраций, чтение художественной и публицистической литературы о космосе. Рисование на тему «Солнечная система», изготовление атрибутов к занятию, работа по конструированию из бумаги «Инопланетные пришельцы», конструирование из конструктора звездолётов. Создание слайдовой презентации по теме, музыкальное сопровождение. Исследовательская деятельность с песком и сахаром, наблюдение за тактильными ощущениями, рисование песком, разучивание физкультминуток. Работа с глобусом и картой мира.
Ход НОД:
1. Введение игрового момента.
Я предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие. А вот куда мы с вами
отправимся, вы узнаете, если правильно составите слово по первым буквам на моих картинках (Капуста, Осел, Спичка, Молоток, Одеяло, Свисток - КОСМОС)
Воспитатель: Вы такие молодцы! Так куда ж мы с вами отправимся? (В космос)
Появление мальчика, одетого в костюм космонавта. У него есть карта полета и последовательность этапов, пройдя, которые, космонавты получают очередную звезду. В конце маршрута космонавты, собрав все звезды, найдут ответы на свои вопросы. Если они согласны, предлагается приступить к строительству космического корабля по замыслу из мягких модулей.
Воспитатель и космонавт Андрей проводят курс космонавта в космическом городке.
Дети хором произносят памятку космонавтам, разученную накануне:
Должен много-много знать.
Чтоб ракетой управлять,
Нужно смелым, сильным стать,
Слабых в космос не берут -
Ведь полет нелегкий труд»
Воспитатель: Космическое пространство хранит много тайн. А чтобы он был к нам приветливым, давайте скажем космическое приветствие :
Дети:
Раз, два, три, четыре, пять,
Начнем космос изучать.
В небе Солнце и планеты
Ясные звёзды и кометы
Мы приветствие послать хотим
Дружно в Космос полетим.
Воспитатель: Прошу экипаж занять свои места (Дети садятся на стульчики в ракете).
- Экипаж к полёту готов? (Готов)
В небольшой ракете космонавтам приходится проводить много времени, поэтому весь экипаж очень дружный и понимает друг друга даже по жестам. Сигналом для старта будет счет от 10 до 1, с одновременным рукопожатием по цепочке. Взлет!
При отрыве от Земли (откидываются назад)
Возникают перегрузки (прижимаются к спинке стула)
Раз-два - скорость света,
Три-четыре - мы летим.
На далёкую планету
Поскорей попасть хотим!
Невесомость наступает
Всё кружится и летает (изображают невесомость)
Воспитатель: Взлет успешно закончен, мы уже над облаками.
Ребята, что это за облака? (переворачиваем на стене ракеты два облака, на каждом задачи:
1) 4 космических корабля повстречались с 3 летающими тарелками. Сколько всего летательных аппаратов? Как множества сделать одинаковыми?
2) На небе 5 четырехконечных звезд и 3 пятиконечных. Сколько всего? Как множества сравнять?
3) Ответить на вопрос: на каком облаке большее количество объектов? На сколько?
Дети получают первую звезду.
Андрей достает схему полета, на которой множество геометрических фигур - «Выбери верный маршрут» (штриховка кругов среди множества геометрических фигур. От каждого круга указать стрелочкой дальнейшее направление).
Дети получают вторую звезду.
Звучит загадочная музыка, загорается проектор звездного неба.
Воспитатель: Наш космический корабль вышел в открытый космос. Желаю нашей экспедиции успеха! При выходе из ракеты каждый ребенок произносит: «Космонавт… к выходу в открытый космос готов».
Воспитатель: Наша ракета совершила посадку на Разноцветную планету. После долгого полета космонавтам нужна разминка.
Физкультминутка:
В небе ясном солнце светит,
Космонавт летит в ракете. (Потянуться - руки вверх).
А внизу леса, поля - (Наклониться).
Расстилается земля. (Руки развести в стороны).
Ждут нас быстрые ракеты,
Для прогулок по планетам. (На месте маршируем.)
На какую захотим, (поворот в право, рука прямо).
На, такую полетим! (поворот в лево, рука прямо).
Но у нас один секрет
Опоздавшим - места нет!
Воспитатель: Наша задача - взять грунт на этой планете для исследования в нашей лаборатории.
(На полу, в ёмкостях, лежат различные виды грунта: камешки, песок, сахар,
ракушки, грецкие орехи, колючие шарики, лепестки из ткани, вата.)
Игра «Здравствуй, планета»
Дети разными способами дотрагиваются до грунта:
• Пальцами рук
• Ладошкой
• Тыльной стороной руки
• Легко сжать кулаки с грунтом Расскажите о своих ощущениях (дети рассказывают, какой грунт: мягкий, твёрдый, холодный, колючий, острый, сыпучий, разноцветный и т. д.)
Дети получают третью звезду.
Воспитатель: Ребята, давайте представим, что мы выпили капли, увеличивающие нас в миллион раз и превратились в любознательных космических великанов. Вот как выглядят теперь космические объекты. (Обращает внимание на макет Солнечной системы).
Воспитатель: Какие планеты находятся в солнечной системе?
Дети:
Пальчиковая гимнастика
По порядку все планеты
Назовё т любой из нас:
Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три - Земля,
Четыре - Марс.
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
За ним - Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
Ну, а десять - это Солнце,
Не планета, а звезда,
Ярко светит нам она!
Подвижная игра “Хоровод вокруг Солнца”
Ход игры:
На полу из цветных нитей приклеены орбиты планет Солнечной системы, каждая отмечена своим порядковым номером. В центре ребенок - ведущий в шапочке, изображающей Солнце. Остальные ребята в шапочках, изображающих планеты, образуют хоровод вокруг Солнца. Дети идут по кругу со словами:
«У каждой планеты свой собственный путь,
Нельзя ей, поверьте, с орбиты свернуть.
Вокруг Солнца вращаются эти планеты,
По-разному все они Солнцем согреты»
После слов дети плавно вращаются вокруг себя. «Солнце» три раза хлопает, и каждый ребенок встает на порядковый номер своей планеты. Тот ребенок, на кого укажет «Солнце» отвечает какой порядковый номер у его планеты, время года, часть суток, называет соседей по Солнечной системе. И становится ведущим.
• Скажите, а что такое солнце? (Это звезда, огромный огненный шар)
• Чем похожи все планеты? (Все имеют форму шара и вращаются вокруг солнца)
Дети получают четвертую звезду.
Воспитатель: Вот мы и расположили на нашем макете все планеты по местам.
Ребята, скажите, а кто первым увидел Землю из космоса?
(Юрий Алексеевич Гагарин, слайд)
Появляется инопланетянин : Помогите мне разгадать тайну Разноцветной
планеты, какой песок на моей планете сладкий.
Воспитатель: Ну что космонавты, мы поможем разгадать эту тайну? (Дети соглашаются) Но нам для этого нужно взять образцы вашего грунта (беру грунт)
Мы приглашаем тебя в нашу лабораторию.
Садятся за столы, где всё приготовлено для исследования (стаканчики с песком и сахаром, стаканчики с водой, лупы, салфетки, ложки)
Воспитатель: Ребята, инопланетянин предложил раскрыть тайну планеты и узнать где сладкий песок.
- Как вы думаете, сладкий песок - это что? (сахар)
- Как мы сможем это доказать?
Предположим, что сахар растворится в воде, а песок не растворится.
Опыт №1.
Сравнить сахар и песок, чем они похожи, почему сахар называют песком.
Дети берут ложкой песок и сыплют его над стаканчиком, тоже проделывают с сахаром.
Вывод: И песок и сахар сыплется.
Кладут песок на салфетку и рассматривают через лупу. Из чего состоит песок? Из песчинок. Возьмите песчинки, положите на ладошку, покрутите пальчиком песчинки, какие они? Твёрдые.
Аналогично проделывают с сахаром. Похожи сахарные песчинки на обычный песок? Да.
Вывод: И песчинки сахара, и песчинки песка – твёрдые.
Дети получают пятую звезду.
Опыт №2. С речным песком.
Дети берут чайную ложку песка, опускают в стакан с водой и размешивают.
Дают смеси отстояться.
- Изменилась ли прозрачность воды? (вода стала мутной)
- Изменился цвет воды? (нет)
- Исчезли ли песчинки? (нет, они опустились на дно)
Вывод: Песок не растворился.
Дети получают шестую звезду.
Опыт №3. С сахарным песком
Дети берут чайную ложку сахарного песка, опускают в стакан с водой и
размешивают.
- Изменилась ли прозрачность воды? (нет)
- Изменился ли цвет воды? (нет)
- Можно ли сказать, что сахар исчез? (нет, он стал невидимым, вода его
растворила)
Этот песок растворился, вода стала сладкой, значит это сахар.
Ребенок: В воду бросили песочек,
Растворятся, он не хочет.
А вот сахар сладкий-сладкий
Растворился без остатка.
Вывод: Сахар в воде растворяется, а песок нет.
Инопланетянин : Спасибо ребята, вы помогли мне разгадать тайну моей
планеты. До свидания, друзья.
Дарит детям седьмую звезду.
Упражнение «Где какой?»
На Земле грунт какой? (земной)
На Луне…
В космосе…
Во вселенной…
В галактике…
Дети получают восьмую звезду.
Рефлексия:
Воспитатель:
- Какой необъятный наш космос. Ребята, сегодня мы совершили космическое путешествие, сделали вывод, о том, что в космосе строгий порядок, все планеты движутся по своей орбите, их положение относительно Солнца влияет на возможность жизни. Но нам придется возвращаться назад, на нашу планету Земля. (Занимают места в ракете).
Внимание! Внимание! Ракета к полету готова, начинаем обратный отсчё т: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, 0 пуск!
Раз-два - скорость света, (откидываются на стульях)
Три-четыре - мы летим
На родную нам планету
Мы попасть скорей хотим.
Невесомость наступает
Всё кружится и летает (изображают невесомость)
Вот мы с вами и вернулись на планету Земля в наш детский сад.
Воспитатель: Уважаемые космонавты, единственная пригодная для жизни удивительная планета - это наша Земля, так давайте беречь ее, делать еще краше, каждый ребенок получает зернышко, чтобы украсить родную планету, посадив растение. (Дети сажают
- Ребята, понравилось вам в космосе?
- Что особенно запомнилось?
- Как называются люди, летающие в космос на космических кораблях? (космонавты)
Игра «Звездочёт»
На луне жил звездочет - («Смотрят» в телескоп)
Он планетам вёл учет : (Показать в небо рукой)
Меркурий - раз, (Описать круг руками)
Венера - два-с, (Хлопок)
Три - Земля, четыре - Марс, (Присесть)
Пять - Юпитер, шесть - Сатурн, (Наклон вправо-влево)
Семь - Уран, восемь - Нептун, (Наклон вперёд, прогнуться назад)
Девять - дальше всех - Плутон, (Прыжок)
Очень сильно удален! (Развести руки в стороны)
Мальчик - космонавт дарит ребятам шоколадки «Марс»