светлана светушкова
План-конспект НОД по познавательно-речевому развитию с детьми подготовительной логопедической группы «Я маленький гражданин»
▼ Скачать + Заказать документы
План – конспект НОД по познавательно-речевому развитию с детьми подготовительной логопедической группы «Я маленький гражданин и у меня есть права»
Образовательные области:
«Познание».
Публикация «План-конспект НОД по познавательно-речевому развитию с детьми подготовительной логопедической группы „Я маленький гражданин“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2013
Задачи: познакомить воспитанников с «конвенцией о правах ребенка». Формировать представление о праве человека на имя, отчество, фамилию. Дать знания о происхождении имен и фамилий. Формировать у детей понятие «Право на безопасные условия жизни», способности к осмыслению тезиса «Обижают – значит, нарушают твои права». Воспитывать интерес к прошлому.
«Социализация»
Задачи: Формировать интерес к социальным событиям. Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Воспитывать чувство самоуважения к другим людям, умение проявлять помощь нуждающимся.
«Коммуникация»
Задачи: Расширять представления о способах общения со взрослыми и детьми, обращение к человеку по имени, имени и отчеству или по фамилии, имени, отчеству. Развивать умение анализировать, сопоставлять, высказывать самостоятельные суждения, выражать свое отношение к окружающему, находить для этого различные речевые средства.
«Художественное творчество»
Задачи: закрепить умение приклеивать детали на основу, писать свое имя и возраст, имена своих друзей.
Материал для занятия:
Демонстрационный: дидактические пособия «Права ребенка», свидетельство о рождении, паспорт, запись песни «Песенка Чебурашки»
Раздаточный: альбомный лист с графическими изображениями, изображения: флаг России, флаг Москвы, флаг района Сокольники, простой карандаш, клей, кисточки, салфетки, клеенки, ножницы.
Предварительная работа: рассказ о своей семье с фотографиями. Проект краткосрочный «Мое имя». Проект среднесрочный «Моя семья».
Ход занятия
Дети входят в зал по музыку «Песенка Чебурашки» встают полукругом.
Педагог: Посмотрите сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся. Они хотят посмотреть что вы знаете и умеете. Покажем.
Сейчас я вам расскажу стихотворение, а вы внимательно его послушаете.
Попробуйте догадаться, о чём сегодня мы будем с вами говорить.
Лишь появится ребёнок и едва начнёт дышать,
У него уже с пелёнок появляются (права)
О чём мы сегодня будем говорить?
(сегодня мы будем говорить о правах ребёнка)
Правильно ребята, сегодня мы с вами поговорим о правах ребёнка.
(включается запись плача ребёнка)
Ребята, кто же это плачет? Может, кто кого обидел? Сейчас я посмотрю.
(воспитатель заносит игрушку мамонтёнка).
Вы узнали кто это? Конечно, он похож на слонёнка.
Но обратите внимание на его шёрстку. Точно это мамонтёнок!
Что с тобой приключилось мамонтёнок?
(озвучивает воспитатель)
Лапы есть и уши есть, и шерстинок всех не счесть.
Посмотрите, длинный нос, ну а сзади - есть и хвост.
Только вот что за напасть не могу себя назвать.
Имени не знаю поэтому страдаю!
Воспитатель:
Ребята, мамонтёнок потерялся, он не знает своего имени, не знает ничего о своей семье.
Давайте пригласим мамонтёнка к нам в гости и расскажем ему, что такое семья и познакомим его с правами ребёнка в семье. (сажаем мамонтёнка рядом с детьми на стульчик)
Сегодня постарается Вова, меня увидит Амадей, ушки слышат у Максима и Яны.
Сашенька с Катюшкой со мной поиграют, Ванюша знанья закрепляет. Поднимите руки выше, кто имени своего не услышал?
А теперь поиграем все вместе. Повторяйте за мной.
Запоминает наша голова, Важные поступки и умные слова (дети гладят себя по голове).
Слушаем внимательно, смотрим обязательно (подносят руки к глазам)
Взрослых не перебиваем (грозят указательным пальцем)
Знаний много получаем (сжимают и разжимают пальцы на обеих руках).
Показать на экране слайд с новорожденным ребенком
Воспитатель: С плачем рождаются все дети, новорождённых детей очень трудно отличить друг от друга. Имён у них ещё нет, есть только манжетки с цифрами.
Когда вы родились, у вас тоже были такие манжетки с цифрами - на них было написано, когда вы родились. (показать детям манжетки).
На экране слайд с манжетками
Вы знаете, когда вы родились? (ответы детей)
Воспитатель: А вам бы понравилось, если бы вас называли цифрой, которая была на вашей манжетке?
По имени можно многое узнать о человеке. Если к одному человеку обратиться «Юрочка», а к другому «Андрей Васильевич». Что можно сказать об этих людях? (Юра – мальчик, А. В. – мужчина, взрослый человек).
По имени можно узнать кто ты девочка или мальчик.
Мужчина или женщина.
Дети, а к кому вы можете обратиться просто по имени?
(ответы детей)
По имени можно обратиться к друзьям.
А к кому обращаетесь по имени, отчеству?
Правильно к взрослым людям.
Ребята, давайте познакомим мамонтёнка с первым правом, которое имеет ребёнок при рождении.
(дети все вместе)
Каждый ребёнок со дня рождения имеет право на собственное имя.
(Вместе с детьми повторить фразу. Выставляется символ «Право на имя»)
Первое право, записанное в Конвенции – это право на имя.
Нет ни одного человека, у которого не было бы имени. Что же такое имя? Имена – это слова, но особые. Они значат очень многое. Имя влияет на характер, склонности и увлечения человека.
Имя дарит нам отраду
Дарит счастье и удачу
Потому узнать бы надо.
Что же наше имя значит?
В: мое имя Светлана - светлая
Дети, а вы знаете, что обозначают ваши имена? Расскажите.
1. Александр - победитель
2. Катя - чистая
3. Виктория - победа
4. Максим - превосходный
5. Яна – богом данная
6. Иван – дар бога
7. Вова - владеть миром
8. Амадей - любящий
В: ребята давайте посмотрим на экран и объясним, почему у сказочных героев такие имена
- мальчик с пальчик
- дюймовочка
- красная шапочка
- незнайка
Игра «Как растет имя?»
Показ слайдов (на примере фотографий воспитателя в разном возрасте).
Воспитатель демонстрирует свои детские фотографии и рассказывает:
- Имя сопровождает вас всю жизнь. Вы растете, и вместе с вами растет ваше имя. Это было так давно… Звали эту девочку ласково: Светочка. Девочка подросла, пошла в школу, и стали её звать – Света. Сейчас она уже взрослая, работает воспитателем. Вы догадались, о ком я говорю? Конечно же, о себе. Моя мама по-прежнему зовет меня ласково. Как? Светочка. Моя дочь зовет меня «мама». Друзья зовут Светой. А в детском саду я для всех Светлана Геннадьевна.
- Вы растете, и имена ваши тоже растут вместе с вами.
А сейчас хочу узнать как вас ласково называют ваши мамы. Игра «Назови ласково».
Мамонтенок: ой я вспомнил меня мама называла Темочка – сыночек.
Воспитатель: ребята скажите пожалуйста как можно еще назвать мамонтека.
В: игра «Встреча»
«Здравствуй, друг?» – здороваются руками.
«Как ты тут?» - хлопают по плечу друг друга.
«Где ты был?» - дергают за ухо,
«Я скучал» - руки скрещиваются на груди;
«Ты пришел» - руки разводят в стороны,
«Хорошо» - обнимаются.
Переходят к следующему ребенку, пока не встретятся со всеми.
Воспитатель: Через несколько дней после того, как ребенок появился на свет, родители получают очень важный документ. В нем записаны имя, отчество и фамилия ребенка, дата рождения, имена, отчества и фамилии родителей, название страны в которой родился и гражданином которой является. Этим документом является «Свидетельство о рождении»
Эта книжка невеличка
Нет рисунков на страничках
Но в любое время года все расскажет про тебя.
Рассматривается свидетельство о рождении.
В свидетельстве о рождении закреплено право на имя
В: что еще есть у человека, кроме имени? Откуда берется отчество у человека? (ответы детей)
В: отчество присваивается ребенку по имени отца. Как зовут вашего папу? Какое у вас отчество? Давайте посмотрим все ли знают свое отчество игра «назови свое отчество»
Воспитатель: ко всем людям мы обращаемся одинаково? Обращаться по имени можно к друзьям, родным, брату, сестре, а вот по имени и отчеству – старшим людям. Называя взрослого по имени и отчеству вы проявляете уважение к нему.
В: «узнайте чей портрет» как вы думаете можно узнать человека, который изображен на портрете только по его части. Давайте попробуем (разрезные портреты пап).
В: вот видите, очень трудно узнать человека по отдельному фрагменту. Надо чтобы портрет был целиком. Так и у человека есть фамилия, имя и отчество.
Я предлагаю вам поиграть в игру «Давайте познакомимся?» ( на полу кладем три веревки разного цвета: красная – имя, синяя – отчество, зеленая – фамилия. Поочереди дети называют свое И. О. Ф.)
В: нет такого человека, у которого не было бы фамилии. Как вы думаете, откуда взялись фамилии?
Д:
В: давным-давно, когда на Земле людей было не очень много и жили они небольшими семьями, им достаточно было иметь имена, чтобы различать друг друга. Со временем людей стало больше. Труднее стало различать и понимать о ком идет речь. Придумали фамилии. Но где взять так много фамилий? Вот и стали придумывать их по имени отца, по месту жительства, по профессии, которой занимался человек. Иван Иванов, Мария Нагорная, Дарья Рукодельная, Иван Кузнецов. Потом фамилия переходила от отца к сыну. Уже сын мог жить в другом месте и заниматься другим делом, но фамилия у него оставалась. Попробуйте догадаться о происхождении ваших фамилий.
В: не всегда происхождение фамилии легко разгадать, но есть ученые, которые этим занимаются.
В: скажите мне пожалуйста с каким правом ребенка мы сегодня познакомились. Вспомните как называется документ, подтверждающий ваше право на имя, отчество и фамилию?
В: когда вам исполнится 14 лет, вы получите еще один документ – паспорт (рассматриваем)
Я предлагаю вам сегодня сделать паспорт дошкольника
Ребята садитесь за тот стол где видите свое имя.
Дети подходят к столам.
В: паспорт похож на книгу. На первой странице изображен – символ нашей страны (какой) и надпись паспорт. Внутри вписаны Ф. И. О. и адрес, где проживаем.
Наш паспорт будет отличаться от настоящего. Он будет состоять из одной страницы, как свидетельство о рождении. Чтобы все сделать правильно вы можете обратиться к алгоритму, который будет на экране. И мой словесный рассказ вам поможет. У вас лежит заготовка вашего детского паспорта и фотографии. В первом прямоугольники вы наклеиваете свою фотографию, под ней пишите свое имя и возраст. Внизу флаг РОССИИ, следующий прямоугольник – флаг города в котором вы живете. Потом флаг Сокольников, здесь находится наш детский сад. И последний прямоугольник – это фотография ваших друзей и внизу их имена.
Выполняя это задание вам поможет алгоритм, который вы видите на экране.
АЛГОРИТМ «ПАСПОРТ ДОШКОЛЬНИКА»
Кто хочет рассказать по своему новому документу о себе.
- Я живу в России.
- мой родной город Москва.
- В Сокольниках я хожу в детский садик.
- В садике у меня есть друзья.
- Меня зовут Света мне 6лет.
Заключительная часть. Ребята спасибо вам за ваше внимание и активное участие. Давайте с помощью ромашек оценим понравилось вам наше общение или нет. А теперь давайте скажем гостям, до свидания, и подарим ромашки с пустой серединкой и они тоже оценят нашу работу.