Людмила Кулясова
План-конспект НОД «Помощники Олимпийских талисманов» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Закрепить навыки словообразования.
2. Систематизировать знания о зимних и летних видах спорта.
3. Упражнять в подборе синонимов и родственных слов.
4. Совершенствовать умение подбирать глаголы в соответствии с заданной речевой ситуацией.
5. Познакомить детей с талисманами Олимпиады - 2014г.
6. Учить понимать прямое и переносное значение слов, обогащать речь определениями.
7. Формировать представления о разновидности жилищ, которые соответствуют культурно – бытовым традициям, климатическим условиям.
8. Формировать умение составлять описательные и повествовательные высказывания.
Публикация «План-конспект НОД „Помощники Олимпийских талисманов“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Олимпиада, олимпийские игры для детей
- Олимпиада. Конспекты занятий, НОД на олимпийскую тему
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
9. Развивать интерес к фразеологизмам; умение использовать их в речи.
Материал:
интерактивная доска, ноутбук, две магнитные доски, картинки с изображением зимних и летних видов спорта, карта-схема; мягкие игрушки – "Олимпийские талисманы", эмблемы – символы, толковый словарь, конверты с заданиями, стойки с изображением символов (станции, домик "Талисманов", магнитофон.
Предварительная работа:
o Знакомство с «Олимпийскими талисманами» (Зайка, Мишка, Леопард).
o Просмотр видеофильма «Талисманы Сочи – 2014».
o Беседа об Олимпийских играх – соревнованиях; о видах спорта; рассматривание разных видов жилищ у разных народов.
o Беседа о диких животных: внешний вид, среда обитания.
Ход.
В. : Ребята, а к нам сегодня пожаловали гости. (Показывает на интерактивной доске изображение олимпийских талисманов).
- Вам не кажется, что мы их где-то видели? Как вы, думаете, кто они? (Олимпийские талисманы: Зайка, Мишка и Леопард).
- Ребята, а как вы думаете, что означает слово «Талисман»? (Рассуждения детей).
- А давайте посмотрим в словаре и проверим себя, правильно ли мы понимаем смысл этого слова? (Воспитатель читает в толковом словаре: талисман – это предмет, приносящий его обладателю счастье и удачу).
- Но почему же они оказались тут, у нас в детском саду, а не в Олимпийской деревне, где их давно ждут, и где им специально был построен домик талисманов? (недоумение детей).
- А ведь они символы олимпиады, без них игры – соревнования не могут начаться.
- Я, ребята, кажется, догадалась: они заблудились и не знают, как добраться до г. Сочи. Они принесли с собой карту – схему движения до г. Сочи, но не могут в ней разобраться. Поможем нашим гостям найти дорогу? (Да!)
- Давайте рассмотрим карту и обсудим, как будем передвигаться. (Воспитатель располагает карту на столе для обсуждения).
В. : Посмотрите и скажите, что Вы видите на карте? (геометрические фигуры: прямоугольник, трапецию, квадрат; стрелки и символы).
- Геометрические фигуры – это станции, на каждой из которой нас ждут задания – препятствия. Мы должны их выполнить, чтобы продолжить движение по карте. Ребята, мы не можем оставить олимпийские игры без удачи! И надеюсь, что вы справитесь со всеми трудностями.
- Давайте найдем, где на карте «старт». Прочитай, Илья, пожалуйста (Ребенок читает). С этого места мы начнем свою дорогу и отправимся на 1-ю станцию с символом, где изображены олимпийские талисманы: Зайка, Мишка и Леопард. Посмотрите и найдите в нашем помещении, где эта станция (дети находят стойку с изображением данного символа).
В. : 1-я станция и тут нас ждёт первое испытание: «Расскажите об олимпийских талисманах, какие они: Зайка, Мишка и Леопард?» (На интерактивной доске появляются картинки животных в природе: заяц, белый медведь, леопард).
- Ребята, а давайте-ка вспомним и скажем какими словами можно сказать о наших героях? Для этого мы сейчас разделимся на «тройки», вставайте ребята кто с кем хочет.
- Ваша «тройка» будет рассказывать о Зайке, ваша – о Леопарде и третья «тройка» – о Мишке.
- Послушаем ответы 1-ой тройки ребят. Расскажите, какой заяц?
(На интерактивной доске появляется изображение зайца).
Дети: белый, осторожный, шустрый, быстрый, пугливый, трусливый…
В. : Если у зайца длинные уши, то он какой? (Длинноухий).
- Если короткий хвост? (Короткохвостый).
- Если косые глаза? (Косоглазый).
- А как вы думаете, если бы заяц увидел волка, то что бы он сделал?
(Убежал).
- Но как? (Очень быстро, сломя голову, полетел бы как ракета, бросился бы со всех ног, побежал бы во весь дух…).
В. : В русском языке есть такое выражение «Заячья душа». Как вы это понимаете? О каком человеке так говорят? (О робком, трусливом человеке).
- Первая тройка ребят - молодцы! Теперь послушаем вторую, что они расскажут о Леопарде.
(На интерактивной доске появляется изображение леопарда).
- Леопард какой? (Сильный, быстрый, смелый, отважный, хитрый, умный, красивый, грациозный).
- Леопард, как вы знаете, очень быстро бегает, как можно по-другому сказать: бегать значит, что ещё делать? (Мчаться, нестись, лететь).
- А что умеет ещё делать Леопард? (Охотиться, спать, наблюдать, выжидать, догонять, прыгать, лежать, пить, есть, грызть, лазить по деревьям, прыгать).
- А третья «тройка», что может рассказать о белом Мишке?
(На интерактивной доске появляется изображение медведя).
- Медведь, он какой? (Белый, красивый, большой, сильный, энергичный, умный).
- Есть такое выражение: «Неуклюжий, как медведь». О каких людях так говорят? (Которые всё роняют, когда идут; задевают, неповоротливые, не могут быстро что-то делать).
- А как вы понимаете выражение: «Медведь на ухо наступил». (Так говорят о человеке, который лишен музыкального слуха, поет не в такт и танцует, как-будто, не под музыку).
- А «Медвежий угол» - как это выражение мне объясните? (Это где-то очень далеко, труднодоступное место).
- Выражение «Медвежья услуга», что означает? (Это когда хотят сделать хорошо, а получается плохо).
В. : С первым заданием вы справились! Молодцы! Отправляемся в дорогу, посмотрим на карту и следующая наша станция? (с символом «Снежинка»).
/Дети находят стойку с данным символом в группе/.
В. : Следующее задание (воспитатель открывает конверт).
- Ребята, напомните, в какое время года Олимпиада? (Зимой).
- 2 задание: «Подберите слова-родственники к слову «Зима». (Зимний, зимняя, зимнее, зимушка, зимовка, зимовать, зимостойкий, зимоустойчивый, зимовье).
- А я хочу ещё вас познакомить с двумя словами – родственниками. Слово «зимник». Зимник – это дорога проложенная прямо по снегу для езды зимой.
- И второе слово «зимородок». Зимородок – небольшая птица с крупной головой на короткой шее и длинным клювом, которая любит купаться в снегу.
- А почему вы думаете, что они родственники? (Есть общая часть, которая повторяется, по смыслу похожая).
- А хотите поиграть с зимними словами? (Да).
- Я буду говорить, а вы отгадывать, о чем я говорю.
- Зимний, это что? (День, снег, праздник, мороз, каток, вечер, узор, холод).
- Зимняя? (Ночь, погода, сказка, стужа, пурга, вьюга, картина).
- Зимнее? (Утро, чудо, одеяние, время…).
- Молодцы! И с этим препятствием вы справились! А давайте-ка заглянем на нашу карту – схему и проверим, правильно ли мы идём?
/Дети рассматривают карту-схему/.
В. : Какая следующая наша остановка? («Виды спорта»).
(На ковре - в беспорядке разложены картинки с зимними и летними видами спорта; с двух сторон ковра - магнитные доски с эмблемами «Снежинка» и «Капелька»).
- Да тут, похоже, так хорошо погуляла вьюга, все картинки перепутала. Теперь нам надо разобрать, где зимние виды спорта, а где летние?
- Задание: «Девочки будут собирать картинки с зимними видами спорта вешать их на доску со «снежинкой», а мальчики будут собирать картинки, где изображены летние виды спорта и будут вешать на доску с «капелькой».
/После того, как дети расположили картинки с видами спорта на досках, согласно их символике (снежинка и капелька, воспитатель предложила поменяться местами девочкам с мальчиками и озвучить виды спорта соперников. Например: хоккей – зимний вид спорта т. д. /
- С этим заданием справились очень хорошо и мальчики, и девочки. Молодцы!
В. : Вернёмся к нашей карте. Что Вы видите на ней? (значок «Красный квадрат»).
- Этот значок означает, что мы с вами должны сделать привал, т. е. отдохнуть, поразмяться.
- Представим, что мы спортсмены-олимпийцы. А ведь они очень много тренируются и перед соревнованиями все участники произносят клятву, давайте, и мы сегодня поклянемся быть честными, соблюдать правила соревнований.
В. : Кто с ветром проворным может сравниться?
Дети: Мы, олимпийцы!
В. : Кто верит в победу, преград не боится?
Дети: Мы, олимпийцы!
В. : Кто спортом любимой Отчизны гордится?
Дети: Мы, олимпийцы!
В. : Не шумите, дети, тише! Надевайте быстро лыжи, вам веселое заданье – побежим без опозданья!
(Дети бегут на «лыжах» по кругу).
Не страшны зимой метели,
Мы коньки с тобой надели.
Не умеешь? Постарайся!
И под музыку катайся.
(Дети имитируют движения на коньках)
Мы про санки не забыли,
Чуть снежинки закружили,
Все кричат: Зима, ура!
Прокатиться нам пора!
(Катают друг друга на санках)
В. : Я сейчас увидела в вас будущих олимпийских чемпионов!
- А дорога наша продолжается. Заглянем в нашу карту и посмотрим, куда же нам путь держать? (Следующая станция с символом «Дом»).
На станции «Дом»:
В. : А вы, знаете, ребята, о том, что к нам в Россию приедут на «Олимпиаду» очень много спортсменов из разных уголков нашей планеты Земля. У себя на Родине они живут в разных домах. Люди строят разные жилища, которые отвечают их образу жизни, климатическим условиям, национальным традициям. Поэтому жилища не похожи одно на другое. Вид и форма жилищ у разных народов отличается друг от друга.
Например (показ на интерактивной доске изображений различных жилищ):
Изба – это дом в русской деревне.
Хоста – крестьянский дом в украинской или белорусской деревне.
Вигвам – это хижина из ветвей, кожи и коры, где живут индейцы.
Чум – это шалаш, покрытый шкурами у народов Севера.
Квартира – ну это вы знаете, отдельное помещение в многоэтажном доме с кухней, ванной и другими комнатами.
В. : Ребята, а как вы думаете, что будет, если жилище индейцев из соломы, веток и коры перенести жителям Севера? (Рассуждения детей: им в нём было бы холодно, его бы могли разрушить сильные северные ветры; на жителей такого дома могли бы напасть белые медведи, потому что в таком помещении не дверей).
- Закройте глаза и представьте себя жителями такого жилища на Севере.
- Хорошо ли вам живется в таком доме? (Нет, холодно и неуютно от этого).
- Конечно же, ребята, жилища должны соответствовать особенностям климатических условий и национальным традициям.
/Дети подходят к карте и рассматривают её/.
В. : Дорога наша завершается и стрелка на карте-схеме ведёт к последней станции с символом «Домик Талисманов».
- На этой станции задание – «Вам нужно заселить жилища соответствующими жителями, объяснить и соединить их одной линией» (Игра «Кто где живет?»).
(Работа с интерактивной доской)
Дети:Индеец будет жить в вигваме; житель Севера живет в гумме; украинка – в хосте; современный городской мальчик – в квартире; русский деревенский мальчик в избе).
В. : Молодцы! И с этим испытанием вы справились. А вот, ребята, и домик наших талисманов (финиш). Теперь могут начаться Олимпийские игры – соревнования, ведь «Талисманы» прибыли в г. Сочи.
- Давайте вспомним, с какими трудностями встречались мы на своем пути? (Рассказывали, какие олимпийские талисманы, и что они умеют делать? Мы находили родственные слова к слову «зима». Находили зимние и летние виды спорта. Узнали, что есть разные дома. Заселяли жителей в свои дома).
В. : Ребята, загляните в домик «талисманов» и посмотрите, что там? (Воспитатель достаёт из домика настольную игру – это подарок детям от «Олимпийских талисманов»).