Лариса Владимировна
План-конспект мастер-класса для педагогов «Всё дело в шляпе, или Как сделать рутинную работу увлекательной и всеобъемлющей»
▼ Скачать
Задачи:
знакомство участников мастер-класса с методом «Шесть шляп де Боно», направленным на активизацию мышления;
отработка с участниками мастер-класса методов и приёмов работы по повышению эффективности подготовки и проведения родительского собрания;
создание атмосферы уважения, дружелюбия в процессе обмена опытом работы.
Оборудование:
проектор, экран, ноутбук;
столы, стулья;
двухсторонняя магнитная доска (белого и зелёного цвета, магниты;
Публикация «План-конспект мастер-класса для педагогов „Всё дело в шляпе, или Как сделать рутинную работу увлекательной и всеобъемлющей“» размещена в разделах
- Головные уборы. Конспекты занятий
- Головные уборы. Шляпы, панамки, шапочки
- Костюмы и маски своими руками
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2022
шляпы семи цветов для ведущего (красный, жёлтый, чёрный, зелёный, белый, оранжевый, синий).
Раздаточный материал:
шляпы семи цветов для каждого участника;
карточки-помощницы на листах соответствующих цветов;
памятка по подготовке и проведению родительского собрания;
памятка по использованию метода «Шесть шляп де Боно».
1 слайд: «Мастер-класс «Всё дело в шляпе или Как сделать рутинную работу увлекательной и всеобъемлющей».
Актуальность
Сегодня перед большинством детских садов стоит сложная задача – привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребёнком, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов, а помочь им стать своему ребёнку настоящим другом и авторитетным наставником.
Одной из наиболее известных и распространённых форм по просвещению семьи являются родительские собрания. И сегодня я поделюсь с вами опытом своей работы по повышению эффективности их подготовки и проведения. Приглашаю Вас принять участие в мастер-классе «Всё дело в шляпе или Как сделать рутинную работу увлекательной и всеобъемлющей».
Цель мастер-класса : распространение опыта работы по повышению эффективности подготовки и проведения родительского собрания с использованием метода «Шесть шляп де Боно».
2 слайд:
знакомство с методом «Шесть шляп де Боно;
комментированный показ в действии методов и приёмов работы по повышению эффективности подготовки и проведения родительского собрания в форме имитационной игры с Вашим участием;
вывод, ответы на вопросы;
заполнение анкеты;
самоанализ.
План проведения мастер-класса
Сначала я познакомлю Вас с методом «Шесть шляп де Боно», позволяющим активизировать наше мышление при подготовке и проведении собрания.
Затем организую комментированный показ в действии методов и приёмов работы в форме имитационной игры с Вашим участием.
Сделаем вывод, я отвечу на ваши вопросы.
Предложу Вам заполнить анкету с целью получения информации об эффективности мастер-класса.
Проведу самоанализ данного мастер-класса.
Ход мастер-класса :
1. Знакомство с методом.
Педагог-мастер : Чтобы организовать работу по повышению эффективности родительского собрания, педагог должен обладать определё нной профессиональной компетенцией: необходимо чётко спланировать, продумать, предусмотреть… А это, в свою очередь, требует активизации нашего мышления.
3 слайд: «фото мыслителя».
Педагог-мастер : Но порой даже простая просьба о чём-то подумать зачастую вызывает у нас растерянность, а здесь предстоит такой большой объём работы! Мне нравится один неординарный метод более эффективного использования процесса мышления при решении проблем.
Педагог-мастер : Названия этого метода – «Шесть шляп де Боно». Его разработал Эдвард де Боно в 80-х годах XX века. Я считаю, что прототипом этого метода может выступать русская пословица «Семь раз отмерь – один раз отрежь». Поэтому мы будем использовать не 6, а 7 шляп, что не будет противоречить сути этого метода.
4 слайд: (фото шляп, название, автор)
5 слайд:
Педагог-мастер :
Красная шляпа – ЭМОЦИИ, ИНТУИЦИЯ, ЧУВСТВА ЧЕЛОВЕКА.
(Красная шляпа связана с эмоциями, интуицией, чувствами и предчувствиями. Здесь не нужно ничего обосновывать. Всё на свете начинается с нашего личного отношения. Наши чувства существуют, и красная шляпа дает возможность их изложить.)
Желтая шляпа. – ПОИСК ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ СТОРОН, ПРЕИМУЩЕСТВ. (Желтый цвет наводит на мысль о солнце и оптимизме. Под желтой шляпой мы стараемся найти достоинства и преимущества предложения, перспективы и возможные выигрыши, выявить скрытые ресурсы.)
Черная шляпа – КРИТИКА, НЕДОВЕРИЕ, ОСТОРОЖНОСТЬ. (Черный цвет напоминает о мантии судьи и означает осторожность. Черная шляпа - это режим критики и оценки, она указывает на недостатки и риски и говорит, почему что-то может не получиться.)
Зеленая шляпа – НОВЫЕ ИДЕИ, ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ТВОРЧЕСТВО. (Зеленый цвет напоминает о растениях, росте, энергии, жизни. Зеленая шляпа - это режим творчества, генерации идей, нестандартных подходов и альтернативных точек зрения.)
Белая шляпа – ЧИСТЫЙ ЛИСТ. (Белый цвет наводит на мысль о бумаге. В этом режиме мы сосредоточены на той информации, которой располагаем или которая необходима для принятия решения: только факты и цифры.)
Оранжевая шляпа – ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ, ПОЗИТИВНЫЙ ЗАРЯД. Во время проведения мероприятия необходимо создание доброжелательной обстановки.
Синяя шляпа – ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. Это режим наблюдения за самим процессом мышления и управления им (подведение итогов, формулировка дальнейших целей и т. п.).
Педагог-мастер : Метод позволяет разделить мышление на несколько режимов, каждому из которых отвечает метафорическая цветная "шляпа". Такое деление позволяет использовать каждый режим намного эффективнее, и весь процесс мышления становится более сфокусированным и устойчивым.
Надевая шляпу определённого цвета мы направляем мышление в определённое русло, принимаем на себя роль, на которую эта шляпа указывает.
Снимая шляпу конкретного цвета, мы уходим от этого направления мышления.
Смена одной шляпы на другую помогает быстрому переключению мышления.
2. Комментированный показ в действии приёмов и методов работы по повышению эффективности родительского собрания в форме имитационной игры с участниками мастер-класса.
Педагог-мастер : И сегодня мы попробуем использовать данный метод для повышения эффективности подготовки и проведения родительского собрания. Например, по теме: «Дидактические игры и игрушки для детей раннего возраста».
Педагог-мастер :
Итак, начинается работа с красной шляпы. Пожалуйста, наденьте красные шляпы (надевают). Не бойтесь, шляпы лёгкие, они не испортят вашу причёску. Какие вы все красивые. Сфокусируйте своё мышление на эмоциях, которые вызывает у вас эта работа – работа по подготовке и проведению родительского собрания «Дидактические игры и игрушки для детей раннего возраста». Какие чувства вы испытываете сейчас? Если вы затрудняетесь, обратитесь к карточке-помощнице красного цвета. Начните предложение со слов: «Я чуствую…» Участники мастер-класса : (дают самостоятельные ответы или выбирают ответ с помощью красной карточки).
Педагог-мастер : Всё на свете начинается с личного отношения, важно понять, что мы чувствуем, как мы к этому относимся. Спасибо. Снимайте шляпу, положите её рядом с другими. А карточку-помощницу уберите вниз стопки.
Педагог-мастер :
Надеваем жёлтую шляпу (надевают). Как будто солнышко заглянуло к нам! Каковы ваши мысли в жёлтой шляпе? Какие положительные стороны можно найти в проведении родительского собрания по данной теме? Чего должны достигнуть путём его проведения? При желании можно обратиться к карточке-помощнице жё лтого цвета:
Участники мастер-класса : (дают самостоятельные ответы или выбирают ответ с помощью жёлтой карточки).
Педагог-мастер : Как Вы поняли, мы сейчас поставили цели и определили задачи нашего собрания.
Педагог-мастер :
Спасибо (снимают шляпы). Мы выслушали положительные стороны. Желтую карточку переложите вниз.
Теперь давайте переключимся с жёлтой шляпы на чёрную (надевают шляпы).
Какие могут возникнуть трудности? Какие могут быть риски? Что может не получиться? Можно обратиться к подсказке:
Участники мастер-класса : (дают самостоятельные ответы или выбирают ответ с помощью чёрной карточки).
Педагог-мастер :
Находясь в чёрной шляпе, мы объяснили, почему идея может не сработать. Спасибо (снимают шляпы). Карточки помощницы кладите вниз. Давайте теперь наденем зелёные шляпы (надевают) и посмотрим, нельзя ли разрешить проблемы. Около магнитной доски на столе лежат карточки помощницы. По очереди подойдите к столу, выберите ответ на больших зёленых карточках и прикрепите его к магнитной доске, зачитайте:
Участники мастер-класса : (выбирают карточку, выходят, прикрепляют её к зелёной магнитной доске и зачитывают свой вариант ответа).
Педагог-мастер : Посмотрите, это не что иное, как условия успешного проведения собрания, которые помогут предотвратить те риски, разрешить проблемы, о которых мы говорим, находясь в чёрной шляпе.
Педагог-мастер :
Спасибо (снимают шляпы). Давайте наденем белые шляпы (надевают). Сосредоточимся на той информации, которой располагаем или которая необходима для проведения родительского собрания. Составим план подготовки к проведению родительского собрания. Рассмотрите большие белые карточки, выберете несколько карточек с формулировкой которых вы согласны.
(Педагог-мастер в это время меняет сторонами магнитную доску – с зелёной на белую). Выходите по очереди к магнитной доске, прикрепите карточки, зачитайте.
Участники мастер-класса : (выбирают карточку, выходят, прикрепляют её к белой магнитной доске и зачитывают свой вариант ответа) :
План подготовки :
ИЗУЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ, МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ; (выставка литературы).
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ ПО ПОДГОТОВКЕ К РОДИТЕЛЬСКОМУ СОБРАНИЮ.
ПРОВЕДЕНИЕ МИКРОИССЛЕДОВАНИЯ В СООБЩЕСТВЕ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ.
ОБЪЯВЛЕНИЕ С ПРОБЛЕМНОЙ ФОРМУЛИРОВКОЙ.
ПРИГЛАШЕНИЕ.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ОРИГИНАЛЬНЫХ ПАМЯТОК С СОВЕТАМИ НА ТЕМУ СОБРАНИЯ.
ПОДГОТОВКА КОНКУРСОВ, ВЫСТАВОК ПО ТЕМЕ СОБРАНИЯ.
ЗАПИСЬ ОТВЕТОВ ДЕТЕЙ ПО ТЕМЕ СОБРАНИЯ НА МАГНИТОФОН.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФОРМЫ, ЭТАПОВ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ, СПОСОБОВ И ПРИЕМОВ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ ЕГО УЧАСТНИКОВ.
РАЗРАБОТКА СЦЕНАРИЯ СОБРАНИЯ.
РАЗРАБОТКА РЕШЕНИЯ СОБРАНИЯ, ЕГО РЕКОМЕНДАЦИЙ РОДИТЕЛЯМ.
ПОДГОТОВКА НАГЛЯДНОГО МАТЕРИАЛА (плакатов, схем, иллюстраций и др.)
ОБОРУДОВАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ МЕСТА ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ.
Педагог-мастер : Мы можем сделать вывод о важности подготовительного этапа проведения родительского собрания. Чем лучше мы подготовимся, тем больше вероятность, что собрание пройдёт эффективно.
Педагог-мастер :
Спасибо (снимают шляпы). Как вам всем идут эти шляпы.
Теперь надеваем оранжевые шляпы (надевают). Как вам всем идут эти шляпы. В оранжевом солнечном настроении проводим собрание.
Я сейчас продемонстрирую фрагменты презентации родительского собрания, которое я проводила с родителями воспитанников 2 группы раннего возраста «Дельфинчик» :
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ВЕДУЩЕГО СОБРАНИЯ, ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ГОСТЕЙ, РАСПРЕДЕЛЕНИЕ НА ПОДГРУППЫ. ВЫСТУПЛЕНИЕ ПО ТЕМЕ СОБРАНИЯ.
работа в подгруппах;
практическая работа;
выступление с опытом семейного воспитания;
игра «Блиц-опрос» (Мяч);
АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЕМ РЕЗУЛЬТАТОВ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО ТЕМЕ СОБРАНИЯ.
АНАЛИЗ АНКЕТ РОДИТЕЛЕЙ.
раздача памяток.
Педагог-мастер :
Спасибо (снимают). Сейчас я хотела бы надеть синюю шляпу и спросить (надевают) : К какому выводу можно прийти? Как прошло собрание? Достигнуты ли цели? Что не получилось? И что делать дальше? Обратимся к синей подсказке.
Родительское собрание «Дидактические игры и игрушки для детей раннего возраста» можно считать эффективным, т. к.
уровень посещаемости родительского собрания был более чем достаточным: из 20 семей присутствовали 16 родителей;
степень активности родителей была высокая;
активизировалось участие родителей в жизни группы и детского сада.
Педагог-мастер : Предположите, в ходе проведения родительского собрания, чего ещё могли достичь?
На что следует обратить внимание в следующий раз?
Что делать дальше?
высокая посещаемость собрания;
активность родителей на собрании;
достигнуто взаимодействие;
гармонизация отношений между родителями и детским садом, между родителями и их детьми;
переход родителей из пассивных наблюдателей в активных участников педагогического процесса (сотрудничество);
в следующий раз не использовать в речи сложную терминологию;
на следующем собрании предложить родителям чай (устали после работы);Хорошая идея!
больше приводить примеров из жизни группы; Родителям интересно знать, чем живут их дети.
Педагог-мастер : Спасибо. Можно снять шляпу (снимают). Карточки помощницы уберите вниз.
Подведём итог. Сегодня в ходе мастер-класса :
Были намечены пути работы по повышению профессионализма педагога в плане подготовки и проведения родительских собраний.
Помогли нам в этом метод «Шляпы» и пословица «Семь раз отмерь, один раз отрежь».
Я хотела показать, и мне это удалось: что для эффективного проведения не только родительского собрания, но любого другого мероприятия, важно:
- определить своё личное отношение к делу;
- знать для чего это надо, чего мы хотим достичь;
- предусмотреть все риски;
- определить условия успешного выполнения;
- отвести большую роль подготовительному этапу;
-создавать атмосферу дружелюбия и способствовать работоспособности участников мероприятия;
- анализировать проведённое мероприятие для повышения эффективности последующей работы.
То есть, подойти к решению проблемы со всех сторон, всеобъемлюще – и… дело в шляпе! И именно шляпы могут помочь сделать рутинную работу увлекательной!
А чтобы легче было запомнить последовательность шляп, можно использовать весёлые предложения, каждое слово которых начинается с тех же букв, что и цвет шляпе.